Схема автомобиля — Каталог схем электрооборудования автомобилей. Схемы автомобилей


Электрические схемы автомобилей

Схемы отечественных и зарубежных легковых автомобилей. В настоящем справочнике представлены схемы электрооборудования практически всех фирм производителей и моделей авто. Большинство электросхем на русском языке и в хорошем качестве.

Многие схемы цветные — для удобства работы с ними и поиска узлов и модулей. Чтобы увеличить изображение на весь экран в натуральный размер — кликните сначала на картинку, а потом на значок над схемой. Бесплатно и без регистрации скачать любую схему может любой посетитель сайта «Схемы автомобилей». Каталог схем постоянно обновляется, поэтому если вы не нашли нужный мануал — зайдите на сайт позже.

Все электросхемы собраны из различных открытых источников и открыты для свободного скачивания. Отдельно представлена рубрика обслуживание и ремонт электрооборудования авто. Приводятся советы по быстрой проверке предохранителей, ламп головных, габаритных и поворотных фар, а также тестирование электропроводки.

Отдельно рассмотрены варианты технического обслуживания электрооборудования разных моделей авто. Общие рекомендации: Через каждые 15 000 км пробега необходимо: очистить аккумуляторную батарею от пыли и грязи.

Протереть поверхность батареи тканью, смоченной в десятипроцентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды для удаления электролита, попавшего на поверхность. Затем протереть поверхность батареи насухо. Проверить уровень электролита в аккумуляторе и при необходимости долить дистиллированную воду.

Проверить напряжение аккумуляторной батареи питания 12 В и при необходимости подзарядить её. При необходимости отрегулировать свет передних, поворотных и задних фар авто.

Несмотря на кажущуюся сложность построения электронной части бортового оборудования авто, чаще всего выходят из строя именно простые периферийные блоки — фары, лампочки, реле и предохранители. Поэтому обладая даже минимальными познаниями в электротехнике, можно без проблем выполнить мелкий ремонт самому, не пользуясь услугами СТО. Так сказать сам себе автоэлектрик. Всё что вам потребуется для такой проверки — обычный вольтметр, амперметр и измеритель сопротивлений, для прозвонки проводки. Удобнее всего купить универсальный прибор автолюбителя — автотестер. Естественно современный цифровой, где кроме указанных, часто бывают и другие очень полезные функции.

a-shema.ru

Электросхемы автомобилей

Электросхемы.ру - это крупнейший бесплатный сборник принципиальных схем электрооборудования отечественных автомобилей ВАЗ, УАЗ, ГАЗ; зарубежных авто Ауди, Chevrolet, Opel, Hyundai, Citroen, Toyota, Ford и всех остальных популярных производителей. Также есть электросхемы мотоциклов российского производства (Днепр, Минск, ИЖ), китайских скутеров, европейских и американских байков.

Информация представленная на сайте Electroshemi.ru долгое время собиралась из открытых источников. Если вы считаете нужным заявить свои авторские права на какую-либо схему - свяжитесь с администрацией каталога по почте. Все схемы размещаются на страницах для онлайн просмотра, скачивание запрещено. Но есть некоторые автомануалы в PDF формате, которые из-за большого веса не поместились на странице - их можно загрузить на компьютер и просмотреть оффлайн.

Кроме автомобильных и мотоциклетных проводок, все электрические схемы содержат информацию о подключении предохранителей и реле, монтажных блоков, а для современных машин есть даже бортовые компьютеры. Само собой можно посмотреть питание двигателей, зажигания, стартера, вентиляторов и фар.

Автоэлектрика своими руками

Целый раздел посвящён теоретическим и практическим вопросам, связанным с изготовлением, подключением и настройкой электронных примочек в авто и мото технику. Естественно для тех, кто хоть немного знаком с электроникой и радиолюбительским делом. Там приводятся примеры ремонта или сборки усилителей в авто, подключения акустики и сабвуфера, замены некоторых электронных модулей на более надёжные и функциональные с применением микроконтроллеров. Ну а такие мелочи как заменить плавкий предохранитель, монтажный блок или сгоревшую лампочку в фаре - выполняются самостоятельно на раз!

Но предупреждаем: вся ответственность за возможные проблемы с автомобилем лежит на вас - мы информационный справочный ресурс и не оказываем платных услуг по продаже или ремонту, беря деньги и ответственность. Вы сами всё делаете на свой страх и риск.

electroshemi.ru

Как читать автомобильные электросхемы - примеры, объяснения

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

 

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

 

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

 

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

 

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

artsybashev.ru

Электросхемы автомобилей – чтобы знать место каждому проводу!

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей. И не стоит думать, будто это нужно только владельцам современных иномарок, где полно автоматики. Даже если у вас старенькие Жигули, также полезно будет ознакомиться с этой информацией, так как устройство любой машины предполагает наличие автоэлектрики.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит. Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Для того чтобы понять принцип работы какого-то устройства, знающему человеку будет достаточно взглянуть на электросхему. Рассмотрим же основные нюансы, которые помогут разобраться в цепях даже новичку. Понятное дело, что ни один прибор не будет работать без тока, который поступает посредством внутренних проводников. Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.

Если электросхема состоит из большого количества элементов, то трасса на ней изображается отрезками и разрывами, при этом обязательно указываются места их соединения либо же подключения.

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. Числа в кружках показывают места соединений проводов с «минусом», а обозначение токоведущих дорожек облегчает поиск элементов, расположенных на различных схемах. Комбинации же цифр и букв соответствуют разъемным соединениям. Существуют специальные таблицы, с помощью которых очень легко идентифицировать элементы электрических цепей. Их очень просто найти как в интернете, так и в пособиях для специалистов. В общем, автоэлектросхемы читать достаточно легко, главное разобраться с функциональностью их элементов и следить за цифрами.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Электрическая схема автомобиля

На сегодняшний день автомобиль давно перестал быть роскошью в семье. Сегодня личное транспортное средство стало неотъемлемой частью рабочего дня любого делового человека. Для одних – это незаменимый помощник, который зарабатывает деньги, для других – еще один член семьи, требующий постоянных денежных отчислений. Хорошо, когда автомобиль новый и беспроблемный. Нет необходимости его ремонта, головной боли о замене фильтров, масла, развал-схождения и т.д. К сожалению, не многие из нас готовы прямо сходу пойти и купить новый автомобиль с салона. Вот и приходиться сталкиваться с различными проблемами его реставрации и ремонта. И хорошо, когда есть средства для его починки профессиональными автослесарями (хотя, если бы они были – был бы новый автомобиль), но когда и их нет в наличии, мы, закатив рукава, начинаем собственными силами и силами друзей и знакомых разбираться в собственном автомобиле. Одна из объемных тем, которая требует подробного разъяснения – это электрическая схема автомобиля. Действительно, будь Вы владельцем стареньких «Жигулей» или новенького Мерседеса, рано или поздно приходится сталкиваться с заменой предохранителей, ремонтом силовой проводки или обновлением сгоревших ламп. Что ни говори, а электрической схемотехники в автомобиле довольно-таки много и не важно старый он или новый, отечественный или иномарка. Конечно, охватить весь автопром невозможно, описывая электрическую схему автомобиля в одной статье, поэтому мы решили рассказать о работе электрической части отечественного автомобиля, а так же рассказать об электронике импортной иномарки. Модели будем описывать не новые, для простоты понимания. Отдельное внимание уделим отдельным электрическим датчикам и узлам, а так же рассмотрим их работу и проверку на работоспособность, дабы автолюбитель, которого неожиданно встретила неприятность на дороге, мог быть готов к ее решению и устранению. Для этого в арсенале ремонтного дорожного инструмента у каждого автомобилиста должен быть как минимум самый дешевый китайский тестер, который сможет проверить цепь на предмет короткого замыкания, сопротивление контактов датчиков и текущее напряжение.

Электрическая схема автомобиля ВАЗ-2108

На рисунке представлена электрическая схема автомобиля ВАЗ-2108. На первый взгляд может показаться, что электрическая схема сложна и запутанна, на самом деле это не так. К тому же, у этой модели автомобиля электрическая схема считается одной из самых простых и понятных. Для понимания работы электрической части отечественного автомобиля пройдемся по нумерации и назначению элементов схемы. Все электрические соединения схемы для наглядности обозначаются проводниками различных цветов. Если провода идут в жгуте (а в автомобиле вся проводка идет жгутами), то они обозначены серыми линиями с диагональной полосой. Данное утверждение применительно только к этой схеме. Электрической схеме автомобиля другой модели необходимо смотреть свою цветовую маркировку проводников.

1. Блок-фара – содержит в себе 3 лампы: лампу ближнего/дальнего света с двумя нитями накала, лампу габаритного освещения и лампу указателя поворотов. Сюда приходит только управляющее положительное напряжение. Масса берется непосредственно с корпуса автомобиля. При возникновении проблем со светом (мигает, горит тускло или постоянно перегораю лампочки, то массу проверять в первую очередь).

2. Электрические постоянные двигатели очистителей фар (присутствуют не во всех моделях, в основном в экспортном варианте).

3. Концевой выключатель подкапотной лампочки, которая загорается при его открытии.

4. Звуковой клаксон (звуковой сигнал). При выходе его из строя необходимо проверять реле, которое им управляет, а так же соответствующий предохранитель.

5. Электродвигатель постоянного напряжения, на шкив которого надевается вентилятор охлаждения радиатора. При достижении температуры охлаждающей жидкости до критической отметки, срабатывает датчик включения электродвигателя, который замыкает 86-й контакт реле на массу. Реле соединяет 87 и 30 контакты, вентилятор начинает работать. Как только температура понижается, датчик размыкает управляющие контакты, и вентилятор прекращает свою работу. Положительное напряжение с генератора поступает на реле с контактной группы замка зажигания.

6. Датчик температуры мембранного типа, управляющий работой вентилятора охлаждения.

7. Трехфазный генератор, вырабатывающий в зависимости от своих оборотов положительное напряжение значением 13,8 – 15 Вольт. Для выпрямления внутри его собрана из диодов схема Ларионова.

8. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя фар.

9. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя заднего стекла.

10. Электромагнитный клапан, управляющий включением омывателя ветрового стекла.

11. Свечи зажигания (по одной на каждый цилиндр). Важный элемент возгорания смеси. От их состояния зависят динамические характеристики автомобиля, а так же расход топлива.

12. Прерыватель-распределитель зажигания, управляющий возникновением импульсов тока и появления искры на свечах зажигания в определенный момент времени (актуален для карбюраторных двигателей).

13. Катушка зажигания, в которой преобразуется напряжение бортовой сети в высоковольтные разряды, необходимые для искрообразования на свечах зажигания.

14. Концевой размыкатель подкапотной лампы.

15. Датчик, отображающий температуру охлаждающий жидкости.

16. Стартер – постоянный двигатель с ротором, который раскручивает маховик двигателя до образования искры на свечах зажигания. Необходим для того, чтобы завести автомобиль.

17. Аккумулятор – совместно с генератором образуют основной питающий элемент бортовой сети автомобиля.

18. Бочек с электронным размыкателем – поплавком. Датчик сигнализирует об отсутствии или малом уровне охлаждающей жидкости в системе автомобиля.

19. Коммутатор – подает на катушку зажигания управляющие импульсы, которые усиливаются катушкой зажигания и распределяются прерывателем на каждую свечу.

20. Датчик верхней точки поршня первого цилиндра (в инжекторных двигателях иномарок это магнитный зубец на маховике, либо отсутствие зубца).

21. Диагностический разъем для подключения специализированного оборудования.

22. Модуль управления электромагнитным клапаном в карбюраторе.

23. Реле, через которое подается напряжение от замка зажигания к стартеру в момент завода автомобиля.

24. Концевик, выключающий карбюратор.

25. Электромагнитный клапан в карбюраторе.

26. Датчик, сигнализирующий о малом давлении масла. Лампа на приборной панели свидетельствует о том, что необходимо срочно долить моторное масло.

27. Электродвигатель, включающийся при омывании стекол и нагнетающий омывающую жидкость.

28. Электродвигатель печки.

29. Специализированное сопротивление, изменяющее ток электридвигателя печки, и, соответственно, скорость обдува.

30. Переключатель скорости вентилятора печки. Он выведен на переднюю панель управления в салоне автомобиля.

31. Электродвигатель, управляющий дворниками, которые очищают лобовое стекло.

32. Прикуриватель, выведенный в салон.

33. Лампа, подсвечивающая рычаги управления печкой и отопителем.

34. Отдельная розетка, предназначенная для подключения выносной 12 вольтовой лампы.

35. Подкапотная лампа освещения.

36. Лампа, встроенная в вещевой ящик и загорающаяся при его открывании.

37. Монтажный соединительный блок с коммутационными клеммами и предохранителями.

38. Выключатель освещения электроприборов.

39. Концевой выключатель лампы стояночного тормоза. Обычно встраивается в его механизм.

40. Выключатель сигнала торможения (стоп-сигнала).

41. Подрулевой многофункциональный переключатель поворотов, омывания фар и переключения ближнего и дальнего света.

42. Кнопка – выключатель головного света.

43. Кнопка – прерыватель, задействующая аварийную остановку.

44. Выключатель задних противотуманных фонарей.

45. Предохранитель по цепи задних противотуманных фонарей.

46. Кнопка – выключатель обогрева заднего стекла.

47. Боковые лампы указателей поворота. Они запараллелены с передними и задними лампами.

48. Лампа внутреннего освещения салона автомобиля.

49. Разъем, подключенный параллельно лампе салона для дополнительного индивидуального освещения салона.

50. Выключатель освещения боковых стоек в салоне автомобиля.

51. Реле зажигания автомобиля. Довольно часто выходит из строя. Проверять в первую очередь, если автомобиль перестал подавать признаки жизни и не заводится.

52. Контактная группа замка зажигания.

53. Приборная панель, куда выведены основные приборы и сигнализирующие лампочки.

54. Концевой выключатель лампы, сигнализирующей о заслонке в карбюраторе (подсоса).

55. Задние фонари, содержащие по 5 ламп. Масса подключена аналогично передним фонарям к корпусу автомобиля.

56. Датчик поплавкового типа, указывающий уровень топлива в бензобаке.

57. Электродвигатель дворника заднего стекла.

58. Лампы освещения номерного знака, соединенные параллельно.

Эту или любую другую подобную электрическую схему автомобиля можно найти в сервисной инструкции по ремонту и обслуживанию конкретной модели, либо в интернете. Здесь мы рассмотрели сборочную обобщенную схему. Так же существуют электрические схемы автомобиля отдельных узлов, которые более подробно раскрывают суть работы электроники автомобиля. Для импортных моделей в основном все схемы указываются поблочно, либо поузловым чертежом.

Основные датчики системы управления двигателем и способы их проверки

Ниже мы рассмотрим основные датчики управления двигателем в автомобилях Daewoo. Подобное оборудование установлено на многих автомобилях, поэтому данный раздел будет актуален для большинства начинающих автомобилистов.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Данный термодатчик представляет собой термистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры. Зависимость изменения обратно пропорциональная. Чем выше температура, тем меньше его сопротивление. Проверяется он методом измерения сопротивления обыкновенным электронным тестером. Значения сопротивлений от температуры указаны в таблице.

В случае отклонения показателей от указанных значений в таблице, датчик будет врать. В этом случае его стоит заменить.

Датчик температуры воздуха

Датчик температуры воздуха вклеивается в воздушную гофру, идущую от воздушного фильтра в узлу дроссельной заслонки. По этому датчику компьютер автомобиля корректирует состав топливной смеси (соотношение воздух/топливо). Если он перестает работать, ЭБУ переходит в автономный режим. Увеличивается потребление бензина. По своей работе данный датчик похож на датчик температуры охлаждающей жидкости. У рабочего датчика сопротивление должно соответствовать указанным значениям из таблицы ниже.

Датчик положения коленчатого вала двигателя (ДПКВ)

Он установлен в непосредственной близости и коленвала. Реагирует на отметку шестерни коленвала. Его задача дать понять компьютеру положение поршневой системы. Он синхронизирует электронное управление частей двигателя с данными ЭБУ. Очень важный датчик. Без его регулировки или при его поломки автомобиль может перестать заводиться. Датчик 3-х выводной. На его выводах 1 и 2 значение сопротивления должно быть не более 500 – 600 Ом.

Датчик положения дроссельной заслонки

Часто из-за него (или из-за самой дроссельной заслонки) начинают плавать обороты холостого хода, либо они становятся завышенными или заниженными. Таких датчиков существует 2 типа: контактные и бесконтактные. Контактные датчики представляют собой обыкновенный потенциометр, бесконтактные – специальную электронную схему. Бесконтактные датчики более надежны, но привередливы к напряжению бортовой сети. На полностью закрытой дроссельной заслонке на двух крайних контактах из трех, его сопротивление должно быть 1 – 3 кОм. При ее проворачивании, сопротивление должно ПЛАВНО изменяться до 5 – 7 кОм. Резкие скачки или провалы свидетельствуют о неисправности датчика. Временно можно подпилить отверстия крепления до овальных форм и сместить датчик относительно своей оси. Таким образом, мы сместим его начальное положение. При этом необходимо обнулить данные бортового компьютера. Для этого на минуту сбрасываем плюсовую клемму с аккумулятора.

Датчик абсолютного давления (МАП-сенсор)

Присутствует как в автомобилях с инжекторным двигателем, так и в установках ГБО. Чаще всего он устанавливается в моторном отсеке на переднем щитке. Этот датчик необходим для определения изменения давления во впускном трубопроводе в зависимости от текущей нагрузки и частоты вращения коленвала. На него приходит напряжение питания 5В. и снимает данные о текущем давлении. Датчик герметичен, так как через него проходит воздушная система двигателя. Внутри стоит сопротивление с лопастями. В зависимости от разряжения лопасти изгибаются, изменяя значение сопротивления. По изменению напряжения на выходе датчика компьютер понимает, какое количество воздуха поступает в двигатель и регулирует постоянный состав смеси. При включенном зажигании на крайних контактах должно приходить его напряжения питания 5В. Со среднего контакта снимается сигнал, напряжение которого на холостом ходу должно составлять около 1,3 В.

Датчик скорости автомобиля

Вкручивается в коробку передач. Функционально работает как датчик Холла. На электронный блок управления (ЭБУ) этот датчик передает импульсные сигналы, частота которых прямо пропорциональна скорости вращения передних колес автомобиля. Для его проверки нужен осциллограф. Обычным тестером проверить невозможно. В самом худшем варианте показания спидометра будут врать, либо спидометр не будет показывать скорость автомобиля. На работу двигателя данный датчик не влияет.

Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд)

Датчик, от которого зависит количество топлива, подаваемого в двигатель. Установлен датчик в выпускном коллекторе. Его задача состоит в измерении количества кислорода в отработанном газе (выхлопе). С помощью его значений ЭБУ регулирует состояние топливо-воздушной смеси. При его неисправности увеличивается расход топлива, появляются рывки, а так же ухудшаются показатели токсичности выхлопа. Его неисправность определяется при проведении компьютерной диагностики автомобиля.

elektronika-muk.ru

виды принципиальных электросхем, обучение читать для начинающих

Когда при выезде на рыбалку вдруг под вечер не загораются фары на личном авто, некоторые водители хватаются за голову. Они не умеют читать электрические схемы автомобиля и поломка такого рода сразу становится неразрешимой проблемой. По этой причине обучение грамоте чтения электросхем не просто прихоть, а необходимость для нормального использования железного коня.

Виды электросхем

Обучение всему неизвестному обычно начинают с азов или начальных понятий. Чтобы научиться читать электрические принципиальные схемы, узнают, что они из себя представляют и зачем нужны. Вот основные виды:

  • Первичные. Это цепи, обеспечивающие поступление напряжения от источника электроэнергии непосредственно к потребителю этой энергии.
  • Вторичные. Цепи с напряжением не более 1 квТ, которые служат в основном для установки контрольного и сигнального оборудования.
  • Системы защиты, сигнализации, управления и прочие. Разновидности вторичных электросхем.
  • Принципиальные. Упрощённые изображения, где указаны только основные элементы, а второстепенные опущены.
  • Монтажные. Подробные изображения с учётом второстепенных узлов. Применяются для монтажа электрооборудования.
  • Однолинейные. Схематичный план с указанием последовательности подключения на основную фазу.
  • Полнолинейные. Схематичное изображение, которое используются для обозначения трёхфазных линий. На нём указывают последовательность соединений на всех трёх фазах.
  • Развернутые. Подробные чертежи полной оснастки электрооборудования на объекте.

Тип таких изображений определяют по его предназначению. Например, для сборки требуется один план, для понятия принципа действия — другой, для ремонта — третий и так далее.

Условные обозначения

Столкнувшись впервые с электрической схемой, новичок может подумать, что перед ним китайская грамота. Однако, освоив основные обозначения и принципы построения, очень скоро чтение электросхем для начинающих может стать привычным делом. Для начала определяются с основными частями любой документации такого толка. Это три группы общих по функциям составляющих элементов:

  1. Источники электроэнергии — приборы, агрегаты и приспособления, вырабатывающие ток.
  2. Приёмники электричества — приборы, узлы, оборудование, которое преобразует или использует электроток.
  3. Передатчики электричества — провода, переключатели, другие проводники тока, а также приборы измерения, усиления, ослабления, контроля и другие, то есть всё, что помогает передавать ток от источника к потребителю.

Для всех составляющих электроцепи придуманы условные обозначения. Значки расставляются в той последовательности, как они соединены электропроводкой, а не по буквальному расположению. То есть две лампочки могут располагаться на приборе рядом, а на схеме — в противоположных друг от друга частях. Элементы, подсоединённые к одному напряжению цепи, называются ветвью. Они соединены узлами. Узлы на схеме выделяют точками. Замкнутые контуры могут содержать несколько ветвей. Самые простые электросхемы — это изображения одноконтурных цепей. Самые сложные — многоконтурные.

Для изучения расшифровки условных обозначений пользуются специальными справочниками. Кроме условных обозначений, на схемах применяют пояснительные надписи и указания маркировок используемого электрооборудования и деталей.

Порядок чтения

По сути, электросхема — это чертёж. На ней с помощью условных обозначений изображено устройство электрооборудования. Зная основные принципы построения таких чертежей и условные обозначения, можно освоить чтение электрических схем. Для начинающих это именно то, что нужно. Так, легче всего тренироваться на упрощённых чертежах, чем на тех, где показаны все детали.

Для правильного чтения схем усваивают простой алгоритм действий, который поможет не упустить важных мелочей. Вот последовательность изучения электросхемы:

  1. Определяют количество контуров и ветвей в каждом контуре.
  2. Выделяют условные обозначения всех составляющих схемы.
  3. По порядку исследуют каждое обозначение. Находят в справочнике, чему оно соответствует, и узнают всю возможную информацию об элементе. При необходимости записывают, чтобы не забыть и не искать её снова.
  4. Для наглядности находят нужный узел или деталь на своём автомобиле, если изучают электросхему автомашины.
  5. Стараются понять принцип действия и техническое предназначение того или иного элемента. Некоторые задаются вопросом о том, что будет, если элемент убрать из цепи, можно ли его заменить чем-то другим.
  6. Скрупулёзно читают дополнительную информацию в описании схемы или в маркировках рядом с элементами. Иногда на схемах приводятся маркировочные таблицы, которые требуют дополнительного внимания.

Научившись читать простые схемы, переходят к более сложным. Электрооборудование современных автомобилей становится всё сложнее и сложнее. Очень многие блоки содержат электронную начинку.

Понять такие схемы начинающему электрику очень трудно. Однако, зная азы, они могут сделать простой ремонт электрооборудования, используя электросхему своего автомобиля.

220v.guru

Каталог схем электрооборудования, руководств по ремонту и обслуживанию автомобилей по моделям

Схема открывается в новой вкладке на весь экран в удобном для просмотра масштабе, имеет горизонтальную и вертикальную полосу прокрутки. А описание вертикальную прокрутку, таким образом Вы имеете возможность видеть на экране одновременно анализируемый участок и описание элементов схемы.

Внимание!

Для того чтобы была доступно кнопка горизонтальной прокрутки схемы, необходимо кнопку вертикальной прокрутки всего документа опустить вниз до предела.

Audi 100/A6 Ауди 100/А6 Audi 80 Audi A4 Audi A8 Chevrolet Aveo 2003 Chevrolet Aveo 2011 Chevrolet lacetti (шевролет лачетти) Citroen C4 Citroen C5 Daewoo Matiz Ford Focus Ford Focus 2 Geely CK 2006 Geely MK 2006г. руководство по техн. обслуживанию (рус. яз. ) Honda Accord 1998 г. комплект документации на англ. яз. Honda Civic (Хонда Цивик) 2001-2005г. комплект документации (англ. яз.) Honda Passport 1997г. схемы электрооборудования Hyundai Accent (хендай акцент) Hyundai Getz 2002г Hyundai Solaris (Хендай Солярис) Hyundai Sonata (2001-2005) Kia Ceed схема электрооборудования Kia Clarus (1995-2001г.) Kia Rio Mazda 323F BJ руководство по обслуживанию и ремонту (англ. яз.) Mazda 6 2002г. руководство для ремонта (англ. яз.) Mazda MX5 Miata схема электрооборудования (англ. яз.) Mitsubishi Evolution 1998г. руководство по ремонту (англ.яз.) Mitsubishi Galant 1994-2003 в .pdf формате на англ. яз. Mitsubishi Outlander 2003-2006г., комплект документации (англ. яз) Mitsubishi Pajero 1983-1998 Mitsubishi Pajero Sport 1999г. руководство по ремонту (англ.яз.) Nissan Almera Classic B10, комплект документации (англ. яз.) Nissan Altima 2006г. комплект документации на англ.яз. Nissan Altima 2014г. комплект документации ( англ.яз.) Nissan Altima L30 2000г (англ. яз.) Nissan Armada 2004г. комплект документации на англ. яз. Nissan Armada 2010г. комплект документации на англ. яз. Nissan Armada 2014г. комплект документации на англ. яз. Nissan Murano 2003г. комплект документации (англ.яз.) Nissan Murano 2009г. комплект документации (англ.яз.) Nissan Murano 2014г. комплект документации (англ.яз.) Nissan Primera комплект документации (англ.яз.) Nissan Sentra 2000г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Sentra 2008г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Sentra 2011г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Sentra 2012г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Sentra 2014г. комплект документации ( англ.яз.) Nissan Teana J32 (2008-2012) комплект документации (англ. яз.) Nissan Versa 2007г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Versa 2011г. комплект документации (англ. яз.) Nissan Xterra 2000г. комплект документации ( англ.яз.) Nissan Xterra 2004г. комплект документации ( англ.яз.) Nissan-Sentra (Ниссан-Сентра) 1993г Opel Corsa D (Опель Корса) Opel Kadett 84-91 Renault Logan (рено логан) Renault Megan 2 Renault Sandero (рено сандеро) Skoda Octavia SsangYong Actyon Toyota Camry Volkswagen Golf R32 V6-3.2L (BJS) (англ.яз.) Volkswagen Passat (фольксваген пассат) Volkswagen Passat 1986 АЗЛК-21412 " Москвич " ВАЗ-1111, ВАЗ-11113 Лада-Ока. ВАЗ-2101 ВАЗ-2104,ВАЗ-2105 ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, BA3-21063, ВАЗ-21065 выпуска 1988 - 2001 годов ВАЗ-2110 с инжектором ( ЭБУ ) -" ЯНВАРЬ-4 " ВАЗ-2110 с карбюратором ВАЗ-2114 ВАЗ-2121 (Нива) ВАЗ-2123 ( Нива) инжектор ВАЗ–2108, ВАЗ-21083, ВАЗ–2109, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 (годы выпуска 1988–1999 гг.) ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402 ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4062 Иж-21261 "Фабула" Иж-2717 и Иж-27171 Лада-Гранта (Lada-Granta) Лада-Гранта (Lada-Granta-2190-5) Лада-Гранта (Lada-Granta-AT-LUX) с ABS, ESP Лада-Калина ( ВАЗ-1118 ) с кузовами хетчбэк и универсал Лада-Калина ( ВАЗ-1118 ) с кузовом седан Лада-Приора ( LADA-2170 ) УАЗ-3153 УАЗ-3163 УАЗ-3163 2007г. выпуска УАЗ-3303

www.sigtura.ru