Москвич-2150: «Первый советский внедорожник»: неизвестная история (фото). Ваз 2150


"Москвич-2150", внедорожник из прошлого: технические характеристики, фото

Общеизвестно, что в СССР был весьма скромный ассортимент автомобилей. Это объясняется не отсутствием идей, а экономической и политической системами государства. Так, было разработано множество примечательных проектов с передовыми или необычными техническими решениями либо просто современных машин, но большая часть из них не была допущена к серийному выпуску. Далее рассмотрен один из таких автомобилей — "Москвич-2150".

Особенности

Данная машина представляет собой прототип, который так и не был доведен до серийного производства. Это компактный легковой автомобиль повышенной проходимости, разработанный МЗМА на базе прежних прототипов и серийных моделей.

История

На рассматриваемом автозаводе несколько раз предпринимали попытки создания внедорожной машины. Однако ни один из проектов так и не обрел успеха. Далее приведена история разработки таких автомобилей.

"Москвич-410", 411

В 1957 г. на базе компактных моделей 402 и 407 МЗМА были разработаны полноприводные легковые автомобили "Москвич-410" и 411 в кузовах седан и универсал соответственно. От исходных машин они получили несущую конструкцию кузова, который усилили. Значительно изменили ходовую часть и трансмиссию. Мосты заменили более жесткими, переднюю независимую подвеску — зависимой, телескопические амортизаторы — рычажными, установили раздаточную коробку. В результате получились легковые автомобили с дорожным просветом 220 мм, способные преодолевать броды глубиной до 0,3 м. Данные машины создали в рамках получившей в то время развитие программы комфортабельных аналогов внедорожников, представленных полноприводными легковыми моделями.

"Москвич-410" и 411 конкурировали с ГАЗ-М72, разработанным по той же схеме. В результате испытаний были выявлены значительные недостатки. Так, кузов оказался недостаточно жестким, а раздаточная коробка — ненадежной. К тому же автомобиль получился очень некомфортным из-за жесткой подвески и шумной трансмиссии. Наконец, отметили неустойчивость и сложное управление. Это объяснялось взаимным несоответствием использованных агрегатов. Модернизацию посчитали невыгодной, и на основе этого конструкторы МЗМА сделали вывод о невозможности создания полноприводной легковой машины на стандартном шасси, хотя ГАЗ продолжил развитие данной схемы.

"Москвич-415", 416

Поэтому на МЗМА было решено разработать индивидуальное шасси для внедорожного автомобиля. И в том же году создали "Москвич-415". От прежних прототипов он отличался, прежде всего, наличием лонжеронной рамы, обеспечившей меньшую массу и большую прочность и долговечность. КПП объединили с раздаточной коробкой. Подвеску использовали от проекта 410. При разработке дизайна ориентировались на Willys. По общей концепции машины также весьма похожи: обе представляют собой компактные рамные внедорожники с максимально упрощенной конструкцией. При этом в советской версии максимально использовали детали серийных машин МЗМА.

В 1960 г. представили "Москвич-416", отличающийся шестиместной компоновкой салона (415 модель была четырехместной) и закрытым кузовом. Чуть позже исходный двигатель заменили на М-408. Однако, несмотря на весьма удачную конструкцию, данные автомобили не обрели обширного распространения. Это объяснялось тремя причинами. Во-первых, машины не были оценены отраслевым министерством. Во-вторых, мощности завода были полностью загружены. В-третьих, послужившие основой для рассматриваемых автомобилей модели 410 и 411 к тому времени сняли с производства, поэтому применение их деталей потеряло рентабельность.

"Москвич-2148", 2150

Однако "Москвич-415" и 416 использовали при разработке авто "Москвич-2150" и 2148, представленных в 1973 г. Машины создали в рамках государственного проекта комфортабельного компактного внедорожника для жителей села, где они выступали конкурентами Иж-14 и ВАЗ-2121. Новые прототипы авто "Москвич" (АЗЛК) унифицировали с моделью 2140, которую в то время готовили к производству. Всего создали два автомобиля: один с жесткой крышей (2150), другой — с брезентовой (2148). От прототипов 415 и 416 "Москвич-2150" и 2148 получили лонжеронную раму, неразрезные мосты и жесткие рессоры и т. д. Благодаря этому, только АЗЛК представил внедорожник классической конструкции среди конкурентов. Двигатель взяли от "Москвича-412", но модифицировали, снизив степень сжатия.

Были проведены испытания авто "Москвич-2150". Тест-драйв в их рамках показал высокую проходимость. Однако были выявлены и недоработки конструкции.

В любом случае в серийное производство пошла машина ВАЗ с более комфортабельной, универсальной и инновационной конструкцией. Существует мнение о том, что проект АЗЛК был отклонен по политическим причинам. Тем не менее, благодаря классической компоновке, которую имел данный прототип авто "Москвич", характеристика его привлекла внимание армии. Однако АЗЛК не располагал ресурсами для налаживания выпуска 2150 и 2148, поэтому Министерство обороны запланировало модернизацию филиала в Кинешме для ежегодного производства 60 тыс. таких машин. Однако проект не состоялся, так как не был профинансирован.

В следующем году после премьеры 2150 и 2148 начали разработку внедорожника с независимыми подвесками и прочими техническими новшествами. Однако процесс прервался уже в 1975 г. в связи со смертью одного из конструкторов, специализировавшегося именно на внедорожниках. На этом работы по данной тематике ("Москвич") АЗЛК свернул.

До второй половины 80 гг. внутри предприятия были предложения о возрождении проекта 2150 (2148), однако на то время все ресурсы завода, как и прежде, были заняты.

В итоге так и осталось 2 экземпляра авто "Москвич-2150". Внедорожник из прошлого сохранился в обеих версиях. Они находятся в музее ретро-автомобилей. Что касается прежних прототипов, известен один сохранившийся "Москвич-415С" и один кузов 415 прототипа автомобиля "Москвич". Фото 2150 представлены весьма широко, тогда как для прочих версий остались в основном архивные снимки.

Кузов

Автомобиль был представлен в трехдверном кузове в вариантах с жестким и мягким верхом (универсал и фаэтон соответственно). Вторая машина была оснащена дугой безопасности. По сравнению с прежними прототипами обновили дизайн. Оба автомобиля имели травмобезопасные дверные ручки и подножки под каждой дверью. При этом дверные петли были наружными. 2150 оснастили сдвижными окнами (на 2148 цельным было лишь лобовое стекло). Оптику, за исключением фар от модели 412 и заводской подсветки заднего номерного знака, заимствовали у ГАЗ-66. Дворники перенесли в нижнюю часть стекла, в отличие от прежних прототипов авто "Москвич". Фото демонстрируют различия между версиями. На рассматриваемых автомобилях было установлено два топливных бака по 60 л с обеих сторон кузова. Весьма необычно разместили запасное колесо: на задней части правого борта. Это было сделано для упрощения использования задней двери, так как она обеспечивала доступ не только в багажное отделение, но и в объединенный с ним салон, а также во избежание провисания ее под нагрузкой от колеса.

Создатели предусматривали эксплуатацию автомобиля в сложных сельских условиях, где недоступно квалифицированное обслуживание, следовательно, его конструкции старались обеспечить максимальную простоту и неприхотливость. Поэтому сделали лишь 6 точек смазки.

Габаритные размеры составляют 3,615 м в длину, 1,626 м в ширину и 1,85 м в высоту. Колесная база равна 2,27 м, колея обеих осей — 1,27 м. Последние два параметра были увеличены в сравнении с исходным шасси. Снаряженная масса — 1,05 т.

В качестве основного преимущества перед конкурентами создатели отмечали более прочную и долговечную рамную конструкцию автомобиля "Москвич-2150". Автолегенды СССР среди внедорожников, такие как ГАЗ-69, УАЗ-469, как и мировые аналоги тех времен, имели аналогичную схему. ВАЗ-2121 с данной точки зрения стал передовым автомобилем.

К тому же конструкторы делали упор на экономичность в отношении материалов: для производства машины требовалась 1/3 количества металла УАЗ-469.

Двигатель

В отличие от моделей 415 и 416, на "Москвич-2150" установили двигатель М-412. Его слегка модифицировали, понизив степень сжатия до 7,25, чтобы обеспечить возможность использования 76 бензина в сельской местности. Данный 4-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат объемом 1,5 л с 2 клапанами на цилиндр развивает 75 л. с. мощности при 5800 об./мин и 111,8 Нм крутящего момента при 3800 об./мин.

Выхлопную систему провели вдоль правого борта. Система охлаждения на антифризе герметична. Двигатель укомплектован предпусковым подогревателем.

Трансмиссия

Автомобиль оснащен 4-ступенчатой МКПП.

Как и у прежних проектов, компоновка осталась классической полноприводной: "Москвич-2150" получил подключаемый передний мост. Для этого в одном корпусе с коробкой передач установлена 2-ступенчатая раздаточная коробка. Для использования дополнительного оборудования (лебедки, насосов и т. д.) обеспечена возможность отбора мощности от нее. Мосты — неразрезные с полностью разгруженными полуосями. Задний дифференциал повышенного трения имеет принудительную блокировку.

Конкуренты имели другую схему полного привода.

Ходовая часть

Конструкцию ходовой части почти без изменений позаимствовали у прототипов 415 и 416. Лишь увеличили колею и колесую базу для повышения устойчивости. Обе подвески — на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах. Оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости.

Дорожный просвет равен 220 мм.

Рулевой механизм имеет гибридную червячную конструкцию с роликом с двойным гребнем.

Тормоза — барабанные на всех колесах.

15-дюймовые колеса имеют штампованные диски и внедорожные шины. Установлены на шариковых подшипниках, благодаря чему вращаются с разными угловыми скоростями.

Столь серьезная классическая внедорожная конструкция ходовой части обусловлена тем, что автомобиль создавали для эксплуатации в сложных условиях. В этом состояло основное отличие от конкурентов, которые имели независимую переднюю подвеску.

Интерьер

Машина вмещала 6 человек. Причем доступ на задние места осуществлялся через заднюю одностворчатую дверь и откидной борт с подножкой. Передние сиденья имеют лишь одну продольную регулировку. Задние представлены двухместными лавками, расположенными вдоль бортов. То есть компоновку заимствовали у "Москвича-416", причем ее использовали и для открытой версии 2148. Передняя панель имела элементы пассивной безопасности. К тому же рулевая колонка была травмобезопасной. Справа напротив пассажирского сиденья установлена ручка.

Задние сиденья имеют сдвоенные откидные подушки для расширения пространства для груза.

Ходовые качества

Максимальная скорость "Москвича-2150" и 2148 равна 105 км/ч (120 км/ч по другим данным). Испытания показали, что они уверено перемещаются по различным покрытиям (песку, глине, пахоте) и способны преодолевать брод глубиной до 0,6 м. Запаса топлива в 120 л хватало более чем на 500 км. Машины были способны буксировать прицеп массой до 0,35 т.

fb.ru

Москвич-2150. — DRIVE2

Здравствуйте.Сегодня у себя в блоге, хочу вспомнить об истории отечественного автомобилестроения, вернее лишь о маленькой её частичке.Москвич-2150 — советский легковой автомобиль повышенной проходимости малого класса, разрабатывавшийся на заводе АЗЛК в начале 70-х на основе серийных автомобилей "Москвич". К сожалению, этот автомобиль так и не дошел до серийного производства.

Москвич-2150

Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации "на гражданке". На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось-очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.

Москвич-415

Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать "легковой" вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные "одногодки" (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.

Москвич-416

В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.

Москвич-2150

"Нива" на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см? (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.

Была и модификация Москвич-2148 с кузовом фаэтон, с тентом

Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи), внедорожник был оснащен отопителем кузова с обогревом лобового стекла, а подгонка деталей была произведена настолько удачной, что даже в тентованом варианте салон надежно защищался от попадания пыли, влаги и грязи.В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.

.

Работу принимал лично Брежнев, и после рассмотрения всех проектов победителем "производственного соревнования" объявили автомобиль ВАЗ-2121 "Нива". Проходимость была похуже, но машину признали более комфортабельной, универсальной и конкурентоспособной на международном рынке. По неофициальной версии, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, инициировавший проект, агрессивно лоббировал ВАЗ, и потому уговорил Брежнева выбрать "Ниву". Свое объяснение предлагает, естественно, и народная молва — дескать, во время смотра машин Леонид Ильич поперхнулся, и долго откашливался, упершись рукой именно в "Ниву". Уровень правдоподобности этой истории оцениваем на уровне байки о том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург имела единственный выступ в том месте, где сорвалась рука у Николая I, чертившего на карте идеально прямую линию. По другой легенде, во время презентации "Нивы" генсек вдруг резво прыгнул в кабину и дал по газам, уехав немного покататься — в том числе, и с территории завода, едва не до инфаркта доведя охрану.

Так или иначе, точные причины проигрыша до сих пор не известны. Москвич-2150 сошел с дистанции и остался не у дел, а мы остались без своего "Ленд Крузера". Всего было выпущено 2 прототипа, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр.

интерьер

.

.

www.drive2.com

Страницы истории. Москвич 415/416/2150 "4х4" — DRIVE2

Как и обещал в предыдущей статье, я написал о Москвичах 415/416/2148/2150 в ближайшее время.

2150

В середине 1950-х годов в СССР был создан целый ряд легковых автомобилей с колёсной формулой 4×4, которые в целом можно охарактеризовать как «комфортабельные внедорожники». К ним относились ГАЗ-М72 среднего класса на базе Победы ГАЗ-М20 (1955), Москвич-410 (седан) и Москвич-411 (универсал) малого класса на базе Москвича-402/407 (1957).

У этих машин было много общего. Все они были созданы на основе серийных легковых автомобилей с несущим кузовом типа «седан» (точнее, ГАЗ-М72 — «фастбэк-седан», Москвич-411 — универсал). Кузов получил местное усиление и жесткие мосты с зависимой рессорной подвеской. В трансмиссию была добавлена раздаточная коробка — у М72 от серийного ГАЗ-69, у Москвича-410 — вновь разработанная.

По результатам эксплуатации, автомобили были признаны в целом соответствующими своему назначению, но, вместе с тем, был отмечен и ряд недостатков. Особенно плохо показал себя Москвич: жесткость кузова была недостаточна, слабая раздаточная коробка часто выходила из строя, невысокой оказалась и комфортабельность из-за жесткой ходовой части и высокого уровня шумности полноприводной трансмиссии.

Стало ясно, что специализированный полноприводный легковой автомобиль не может быть создан на шасси обычной легковушки. Впоследствии, ГАЗ продолжил работы над полноприводными версиями своих седанов и универсалов, которые выпускались очень малыми сериями. На МЗМА же пошли по пути создания легкового вездехода «с нуля».

В середине пятидесятых на МЗМА под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение Москвич-415, максимально использующий серийные детали.

Сверху Москвич 415 (Образца 1957 года) / Снизу Москвич 416 (Образца 1960 года)

Основным отличием от предыдущих разработок стало использование отдельной лонжеронной рамы вместо несущего кузова, что позволило создать более легкую, живучую и долговечную конструкцию. Дизайн был выдержан в стилистике американского Willys, как и у большинства вездеходов того времени (например, Toyota Land Cruiser).

Москвич 416

В 1960 году появился прототип Москвич-416, отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408.

Москвич 415

Однако, из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к довольно удачной конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. Более того, модели 410 и 411 были сняты с производства в пользу увеличения выпуска пользовавшихся спросом за рубежом экспортных модификаций.

Москвич 415 С

В начале семидесятых, уже после создания аналогичных автомобилей за рубежом, в СССР на государственном уровне возродился интерес к созданию компактного комфортабельного внедорожника. В рамках данного проекта были созданы несколько конкурирующих конструкций: на АвтоВАЗе — будущий ВАЗ-2121 «Нива», а на Ижмаше — Иж-14.

Москвич 2150

Москвич 2150

Москвич 2150

Москвич 2150

На переименованном к этому времени в АЗЛК московском заводе в 1973 году был подготовлен конкурент «Ниве» и Иж-14 на базе старых разработок внедорожников М-415 и М-416. Прототип получил обозначение Москвич-2150. Его агрегатная часть была унифицирована с моделью М-412/2140. В 1973 году увидел свет очередной автомобиль, продолжавший концепцию «Москвича-4х4» и вобравший в себя весь опыт работы с предыдущими образцами джипов. Ведущим конструктором нового автомобиля, получившего индекс «Москвич-2150», был Н.И.Баранов, а дизайнером – В.Э.Вядро.

Дополнительное колесо скорее всего было приделано для предотвращения переворачивания машины при ходовых испытаниях на устойчивость.

«Москвич-2150» существенно отличался от своих предшественников. Прежде всего, по основным агрегатам и узлам он был унифицирован с выпускавшимся «Москвичом-412». Поскольку одной из областей применения джипа должно было стать сельское хозяйство, то степень сжатия двигателя была понижена до 7,25, что дало возможность перейти на бензин А-76. Учитывая удаленность совхозов и колхозов от сервисных станций, конструкторы предусмотрели в машине лишь шесть точек смазки. Кроме того, автомобиль был укомплектован предпусковым подогревателем, а герметичная система охлаждения двигателя заполнялась антифризом. Также автомобиль получил увеличенные базу (2270мм против 2030 у «Москвич-415») и колею, что сделало его значительно более устойчивым при движении. Запас хода составлял 500км, при этом топливо заливалось в два топливных бака, горловины которых находились по обеим сторонам автомобиля.

Москвич 2150

Москвич 2150

Салон. Москвич 2150

Салон. Москвич 2150

Салон. Москвич 2150

Салон. Москвич 2150

На этом автомобиле наконец-то был установлен дифференциал повышенного трения в заднем мосту и принудительно блокируемый задний дифференциал, на чем настаивали военные еще при испытании «Москвича 4х4». Подвеска была выполнена на продольных рессорах со стабилизаторами поперечной устойчивости. Мосты автомобиля имели полностью разгруженные полуоси, передние колеса приводились во вращение шариковыми подшипниками равных угловых скоростей. Все тормозные механизмы, использованные в автомобиле, были барабанного типа. Раздаточная коробка – двухступенчатая с постоянно включенным дифференциалом в блоке с коробкой передач. Соответственно, в салоне находились два рычага – переключения передач и управления раздаточной коробкой. Была предусмотрена возможность отбора мощности от раздаточной коробки, что позволяло комплектовать автомобиль различным дополнительным оборудованием – лебедкой, насосом и пр. Рулевой механизм — глобоидный "червяк" с двухгребневым роликом. Привод — передняя трапеция, приводимая маятником, расположенным на поперечной балке моста. Выхлопная система располагалась вдоль правого борта. Автомобиль оборудовался оригинальными 15-дюймовыми шинами с внедорожным рисунком протектора.Одновременно были построены два автомобиля – цельнометаллический «Москвич-2150» и тентованный «Москвич-2148». Традиционно они имели рамную конструкцию. Оба автомобиля имели цельные лобовые стекла, а цельнометаллический «Москвич-2150» вдобавок имел плоское остекление со сдвижными форточками на всех боковых окнах. Внутри автомобиля были использованы элементы интерьера из травмобезопасного пластика. Учитывая претензии испытателей всех предыдущих моделей, стеклоочистители на этот раз были расположены снизу рамки ветрового стекла, что позволило очищать стекла именно в зоне глаз водителя. Боковые двери были навешены на накладных петлях, дверные ручки были использованы нестандартные. Учитывая посадочную высоту автомобиля, конструкторы предусмотрели наружные подножки под каждой дверью, кроме того, для облегчения посадки передний пассажир мог пользоваться скобой в передней панели. Передние сиденья были оригинальной конструкции – жесткие, почти ровные и всего с одной (продольной) регулировкой. Функции задних сидений выполняли две двухместные откидные (автомобиль позиционировался как грузопассажирский – даже воздуховоды обслуживали только переднюю часть салона) скамейки вдоль бортов. При посадке задние пассажиры должны были использовать одностворчатую заднюю дверь, открывавшуюся налево. Как и в случае с «Москвичом-416», автомобиль получил навешенное по правому борту запасное колесо с целью упрощения конструкции задней двери.

Москвич 2150

Москвич 2150

Москвич 2150

Москвич 2150

М-2150 заинтересовались военные. Рассматривалась возможность производства «Москвича-2150» в цехах филиала АЗЛК в Кинешме (была отдана команда на создание производства под выпуск 60 тысяч автомобилей в год), но в итоге финансирование этого проекта так и не было открыто. В настоящее время экземпляр «Москвич-2150» экспонируется в московском автомобильном музее на Рогожском валу.

Основные источники:nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=6933Википедияrusautomobile

www.drive2.ru

Москвич-2150 — Энциклопедия журнала "За рулем"

Москвич-2150
Технические характеристики:
кузов закрытый, трехдверный на лонжеронной раме
количество дверей 3
количество мест 6
длина 3615 мм
ширина 1626 мм
высота 1850 мм
колесная база 2270 мм
колея передняя 1220 мм
колея задняя 1220 мм
дорожный просвет 220 мм
объем багажника  л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя 1478 см3
Мощность 75/5800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 111,8/3800 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырехступенчатая механическая
Подвеска передняя на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах
Подвеска задняя на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива  л/100 км
максимальная скорость  км/час
годы производства 1973
тип привода полный
снаряженная масса  кг
разгон 0-100 км/ч  сек

Москвич-2150

В начале 1970-х годов на АЗЛК возобновились конструкторско-экспериментальные работы по созданию автомобилей повышенной проходимости. На базе ранее разработанных полноприводных автомобилей Москвич-415 с мягким верхом и Москвич-416 с жестким верхом под руководством И.А. Гладилина были созданы новые автомобили повышенной проходимости Москвич-2148 с мягким верхом и Москвич-2150 с жестким верхом. Свои обозначения машины получили в соответствии с новым ГОСТом. Кузова новых автомобилей выглядели современнее предыдущих образцов, хотя по-прежнему имели строгий утилитарный вид. Кузов Москвича-2148 имел дугу безопасности. Двери новых автомобилей имели травмобезопасные не выступающие за габарит кузова наружные ручки дверей. Стекла боковых окон Москвича-2150 были сделаны сдвижными. Дизайн интерьера разрабатывал И.А. Зайцев. Он создал новую панель приборов с элементами пассивной безопасности. Автомобили получили двигатель Москвича-412 вместо устаревшего мотора модели 407, стоявшего на старых образцах автомобилей повышенной проходимости моделей 415 и 416.Ходовая существенных изменений не претерпела. В 1973 году были изготовлены опытные образцы автомобилей Москвич-2148 и Москвич-2150, испытания которых показали как высокую проходимость, так и необходимость в доработке конструкции. Для внедрения в производство этих автомобилей требовались дополнительные производственные площади, которых на АЗЛК не было. Поэтому рассматривался вопрос об организации выпуска таких автомобилей на территории филиала АЗЛК в Кинешме. Помимо этого нужно было осуществить дополнительные капитальные вложения в производство. Над подобными проектами работали также другие автомобильные заводы. Опытные образцы всех предприятий, участвующих в работах по созданию новых автомобилей повышенной проходимости, были продемонстрированы руководству страны. В конечном итоге выбор пал на автомобиль ВАЗ-Нива, который по конструкции и комфортабельности оказался предпочтительнее остальных образцов. На АЗЛК все работы по этой тематике были прекращены.

wiki.zr.ru

Москвич-2150 Двигатель Габаритные размеры

Тот, кто застал времена, когда полноприводные легковушки ГАЗ-М72 и «Москвич-410» еще бегали по дорогам СССР, мог задаться вопросом: а почему на базе «Волг» и «Москвичей» следующих поколений не создавались подобные внедорожники? Причина в том, что эти автомобили отличали общие недостатки — недостаточная прочность легкового кузова, жесткость и шумность. Поэтому в дальнейшем советские внедорожники всегда разрабатывали как самостоятельные модели, хотя это и более трудоемкий путь.

 Москвич-2150 - видео

Пока УАЗ готовил армейский джип УАЗ-469, конструкторы АЗЛК разрабатывали более комфортабельный вариант для сельского хозяйства, народных служб и любителей выездов на природу. Затем к нему подключились «Иж» и ВАЗ. Наименьший интерес в правительстве вызвал «Иж-14», наибольший — ВАЗ-2121 «Нива», с годами ставшая культовой. Автомобиль АЗЛК «Москвич-2150» был ближе к классическому внедорожнику: угловатый кузов на раме, запаска на правом борту. Он внешне и конструктивно смахивал на Land Rover или ранние Toyota Land Cruiser. Минавтопром предпочел «Ниву», а внедорожным «Москвичом» неожиданно заинтересовались военные. Кто-то кому-то даже успел отдать приказ создать в г. Кинешме Ивановской области завод под выпуск 60 тыс. «Москвич-2150» в год, но дальше этого дело не пошло.

Лидер отрасли в 1960-х гг., АЗЛК попал в трудное положение с началом проекта ВАЗ. Волжский автозавод претендовал на то место, которое занимал АЗЛК, и оттянул от московского завода и интерес правительства, и денежные ресурсы. Москвичи нашли выход в том, чтобы сместиться в нишу выше «Жигулей», но ниже «Волг». И действительно, такая ниша была. По длине первые были меньше последних почти на метр, а по объему двигателя — на литр, или почти на 40 %. Фактически «Жигули» были городскими машинами, «Волги» — представительскими. АЗЛК впервые в СССР решил создать машину большого семейного класса, или современного класса D.

Работа над «Москвичами» серии 3-5 (в цифрах был закодирован период начала выпуска — 1973-1975 гг.) началась в 1967 г. По желанию директора завода, первым образцам придали максимальное сходство с «Москвичом-412», только увеличенным в длину и ширину. В конце концов дизайнеры настояли на том, чтобы придать автомобилю более современную внешность. Так появились «Москвич-3-5-5» и «Москвич-3-5-6». Современные технически, стильные, с превосходящей «Жигули» богатой отделкой, эти автомобили неплохо смотрелись бы даже рядом с только пошедшей в серию BMW поколения E12, но в министерстве дали отказ.

Название следующего прототипа — «Москвич-С1» (он же «Меридиан 1700TS») — должно было говорить о том, что АЗЛК отрекается от связи с предыдущими разработками. Спортивный «поджарый» фастбек с целым набором новаторских решений — многорычажная задняя подвеска, коробка передач с рычагом на крышке (без тяг), блок-фары — руководство завода назвало «прорывным» (а рабочие метко прозвали «крокодилом Геной» за яркозеленую окраску). Слишком прорывным: С1 даже не стали пробовать утвердить в производство, сразу начав работу над более привычным вариантом, превратившимся в «Москвич-С3».

В 1960-х гг. слова «передний привод» в министерстве автомобильной промышленности воспринимали как оскорбление. В 1970-х гг. ситуация сменилась на противоположную: новым «Москвичам» не дали дороги лишь за то, что они были заднеприводными, несмотря на то что элитные BMW, Mercedes-Benz, SAAB, Volvo имели именно задний привод. В результате на АЗЛК прислали переднеприводную Simca 1308 с заданием: скопировать для серийного выпуска. Вышеупомянутые разработки объединяет общее назначение — они должны были стать «Москвичами» четвертого поколения — и общая судьба. После банкротства АЗЛК в начале 2000-х гг. опытные образцы заняли место в музее «АвтоРевю», став памятником попытке завода сохранить собственное узнаваемое лицо.

Технические характеристики Москвича-2150

- Тип: 5-местный легковой автомобиль повышенной  проходимости- Кузов: 3-дверный универсал или фаэтон, стальной на раме

Двигатель Москвич-2150

- 4-цилиндровый рядный; объем 1,5 л;- Мощность: 75 л. с. при 5800 об/мин

Коробка передач: 4-скоростная механическая

Максимальная скорость Москвича-2150

- 105 км/ч.

Габаритные размеры Москвич-2150

- длина: 3615 мм- ширина: 1626 мм- высота: 1850 мм- колесная база: 2270 мм- колея передняя: 1220 мм- колея задняя: 1220 мм- дорожный просвет: 220 мм

Было произведено Москвич-2150

«Москвич-2150» — 2 экз.«Москвич-3-5» — 5 экз.«Москвич-С» — 3 экз.

 

Фото Москвич-2150

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

mir-automoto.ru

Москвич-2150: «Первый советский внедорожник»: неизвестная история (фото)

Популярная «Нива» (ВАЗ-2121) для многих наших соотечественников является фактически синонимом словосочетания «отечественный внедорожник». В свое время за право называться «первым советским джипом» она соревновалась с не менее интересной разработкой завода АЗЛК. К сожалению, этот автомобиль так и не дошел до серийного производства.Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации «на гражданке». На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось — очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.

Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать «легковой» вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные «одногодки» (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.

В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.

«Нива» на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см³ (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.

Параллельно была разработана и модификация Москвич-2148 с кузовом «фаэтон» с мягким верхом (на фото слева)

Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи). В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.

Отдельно стоит отметить довольно оригинальную цветовую гамму (оранжевый цвет) и вполне адекватный дизайн — не забывайте, на дворе стоял 1973 год! Москвич-2150 был достаточно внушительным, но не кондовым.

Работу принимал лично Брежнев, и после рассмотрения всех проектов победителем «производственного соревнования» объявили автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Проходимость была похуже, но машину признали более комфортабельной, универсальной и конкурентоспособной на международном рынке. По неофициальной версии, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, инициировавший проект, агрессивно лоббировал ВАЗ, и потому уговорил Брежнева выбрать «Ниву». Свое объяснение предлагает, естественно, и народная молва — дескать, во время смотра машин Леонид Ильич поперхнулся, и долго откашливался, упершись рукой именно в «Ниву». Уровень правдоподобности этой истории оцениваем на уровне байки о том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург имела единственный выступ в том месте, где сорвалась рука у Николая I, чертившего на карте идеально прямую линию. По другой легенде, во время презентации «Нивы» генсек вдруг резво прыгнул в кабину и дал по газам, уехав немного покататься — в том числе, и с территории завода, едва не до инфаркта доведя охрану.

Так или иначе, Москвич-2150 сошел с дистанции и остался не у дел. Всего было выпущено 2 прототипа, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр.

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter

steer.ru

Москвич 2150 внедорожник из прошлого. — DRIVE2

В 1977 году в СССР создали первый кроссовер в мире: ВАЗ-2121 «Нива». Этот автомобиль до сих пор является любимым транспортным средством миллионов россиян, жителей Ближнего и Дальнего зарубежья. Но мало кто знает, что проект полноприводного автомобиля с комфортом легковушки был разработан еще за 20 лет до появления «Нивы» и до сих пор не понятно до конца, почему он так и не был воплощен в жизнь.Еще в 50-х годах отечественный автопром разработал несколько полноприводных автомобилей: ГАЗ-М72, Москвич-410 седан и Москвич-411 универсал. Кузова усиливали, ставили передние мосты, добавляли раздаточные коробки и делали авто повышенной проходимости. Эти машины шли мелкими партиями, в частности, Москвичи тормозили из-за ряда недостатков. Основной была неустойчивость и трудность в управлении. И хотя показатели по проходимости были достаточно высокими, доработку руководство считало нецелесообразной.В 1958 году конструкторы МЗМА разработали совершенно новый проект. Был разработан абсолютно новый кузов: двухдверный внедорожник с мощной лонжеронной рамой. КПП и раздатка была объединена в одно целое, а двигатель  новейший верхнеклапанный мотор в 45 л./сил показывал прекрасные результаты по сравнению с предшественником.

Было изготовлено 2 варианта прототипа: Москвич-415 с открытым кузовом и брезентовым верхом, и Москвич-416 с цельнометаллическим кузовом. Глядя на фотографии, можно с уверенностью сказать: машина вышла не просто современной, а опережающей свое время.Новый внедорожник был оснащен отопителем кузова с обогревом лобового стекла, а подгонка деталей была произведена настолько удачной, что даже в тентованом варианте салон надежно защищался от попадания пыли, влаги и грязи.Москвич-415 был рассчитан на 4-х человек, а модель «416» рассчитывалась на 6-х. К 1960 году завод изготовил несколько единиц прототипов, которые успешно прошли ряд испытаний. Вся техническая документация была готова, автомобиль вот-вот должны были поставить на конвейер. Но… такой перспективный проект «завяз» в чиновничьих дрязгах. Дело в том, что солидная часть автомобилей МЗМА шла на экспорт, а смена приоритетов означала паузу в поставках машин за границу. О простых отечественных потребителях «забыли». Чиновникам была нужна валюта. Отсутствие отраслевого интереса к удачной новинке просто «похоронило» проект. Мало того, были даже сняты с производства модификации «410» и «411». Мотив все тот же: приоритеты были отданы пользующимся спросом за рубежом модификациям.Спустя более чем 10 лет проект комфортабельного внедорожника получил шанс на реанимирование. В начале 70-х спрос на комфортабельные автомобили повышенной проходимости возрос настолько, что был учрежден тендер. В 1973 году было построено два обновленных экземпляра, которым присвоили новый индекс – «2150». На новинках стоял двигатель в 1,5 л. мощностью 75 л./сил., 4-х ступенчатая КПП, пластиковое торпедо и травмобезопасная рулевая колонка. В прототипы внедрили все новинки по максимуму. «Нива» еще только была в проекте, а Москвич-2150 был готов к выпуску. Тольяттинский завод готовил ВАЗ-2121, а ИЖ-маш – ИЖ-14.Но снова не судилось. Тендер на выпуск комфортабельного внедорожника выиграла «Нива», она была названа наиболее комфортабельной и конкурентноспособной на мировом рынке. Хотя и уступала Москвичу по проходимости. В целом, точные причины проигрыша «2150» до сих пор не известны. Называют много: от банальной случайности, до роли протеже «Нивы» в лице председателя Совмина Косыгина А.Н. Поговаривают, именно он убедил Л.И. Брежнева отдать заказ ВАЗу. Сейчас же ясно одно: Советский Союз еще в конце 50-х мог иметь свой «Ленд Крузер».

Нравится 31 Поделиться: Подписаться на автора

www.drive2.ru