3.5. Система управления триммерами руля высоты. Триммер руля высоты


Триммер (авиация) — WiKi

Колесо механического управления триммером руля высоты самолёта Cessna-172

Триммер (от англ. trimmer, от trim — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата[1]. Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта, для уменьшения усилий в системе управления.

Триммирование может способствовать полному компенсированию балансировочных нагрузок на органах управления в кабине пилота. Отклонение триммера на некоторый угол осуществляется пилотом с помощью специального привода и не зависит от угла отклонения органа управления.

Любой установившийся режим полёта самолёта выполняется с отклонёнными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолёта относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Чтобы обеспечить нормальное пилотирование, усилие на штурвале должно быть ощутимым, в противном случае, любое случайное отклонение могло бы ввести самолёт в штопор. При затяжелённом управлении пилоту будет затруднительно вести пилотирование. К тому же, если самолёт разбалансирован по усилиям его трудно пилотировать, так как любое ослабление усилия толкнёт штурвальную колонку в ненужное положение. Поэтому, чтобы зря не утомлять лётчика и избавить его от ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия[2].

Триммер фиксирует штурвал (ручку управления) в заданном положении, для того чтобы самолёт мог снижаться, набирать высоту и лететь в горизонтальном полёте без приложения усилий к штурвальной колонке.

Конструктивно полностью идентичен кинематическому сервокомпенсатору. Также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Нажатием кнопки триммирования на ручке (штурвале) управления лётчик подаёт управляющий электрический сигнал на электромеханизм, который сообщает поступательное движение тяге, противоположное отклонению руля, и отклоняет триммер. Небольшая аэродинамическая сила триммера, не уменьшая практически силу рулевой поверхности, потребную для балансировки, позволяет существенно (практически до нуля) уменьшить шарнирный момент и, соответственно, усилия на рычагах управления[3]. Лётчик имеет возможность по своему желанию выбирать и меняет величину компенсации.

Технически триммирование можно реализовать следующими способами:

Аэродинамический триммер

В данном случае это реализуется с помощью отдельного небольшого «руля» на руле высоты, который удерживает основной руль в заданном положении с помощью аэродинамической компенсации, используя силу набегающего потока. Используется на Ту-134, где для управления таким триммером есть колесо, на которое наматывается трос, идущий к рулю высоты.

Механизм эффекта триммирования

Применяется на самолётах в системах управления с необратимыми гидроусилителями и искусственно созданной нагрузкой на органах управления.

Здесь триммирование можно осуществить, регулируя затяжку в системе пружин (полётных загружателей) посредством реверсивного двухканального электромеханизма эффекта триммирования (МЭТ), которые механически удерживают штурвальную колонку в заданном положении. Для ручного управления МЭТ используются нажимные переключатели на рукоятках штурвалов (как на Ту-154), либо возможно автоматическое перемещение колонки (автобалансировка).

Переставной стабилизатор

Такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полёте. Подбирая нужный угол установки, лётчик может уравновесить самолёт при нулевом шарнирном моменте на руле высоты.

Следует отметить, что классический триммер может использоваться лишь в таких системах управления, где усилия на командных рычагах (органах управления в кабине) напрямую связаны с шарнирным моментом руля — системы безбустерного управления (механические) или системы с обратимыми бустерами (где бустер снимает часть нагрузки). В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах искусственно создаются загрузочными механизмами и от шарнирного момента руля не зависят.

Существуют также так называемые неуправляемые триммеры. Они могут быть использованы на нескоростных самолётах (например на L-29), и устанавливаются обычно на элеронах и рулях направления. Представляют собой, чаще всего, отгибаемые вручную пластины и используются при наличии какой-либо аэродинамической несимметричности летательного аппарата.

ru-wiki.org

Триммер — База знаний

Триммер (англ. trimmer; от trim, буквально - приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления ЛА.

Любой установившийся режим полета самолета, как правило, выполняется с незначительно отклонёнными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолета относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Балансировка по тангажу требуется из-за непостоянства центровки, балансировка по крену может потребоваться из-за разницы в наполнении крыльевых топливных баков, а также из-за реактивного момента воздушных винтов, который зависит от режима двигателя. Чтобы зря не утомлять летчика и избавить его от этих ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия.

Триммер конструктивно полностью идентичен сервокомпенсатору и также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Лётчик, отклоняя триммер в сторону, противоположную отклонению руля, добивается уравновешивания руля на заданном угле отклонения при нулевых усилиях на командном рычаге — на триммере появляется аэродинамическая сила, отклоняющая весь руль в нужную сторону. В некоторых случаях используется комбинированная поверхность — триммер-сервокомпенсатор (триммер-флетнер), который при включении привода работает в качестве триммера, а при отключенном — выполняет только функции сервокомпенсатора.

Триммерный эффект

Аэродинамический триммер может использоваться лишь в безбустерных системах управления, в которых командные рычаги напрямую, без гидроусилителей, связаны с рулями, или в системах с обратимыми бустерами. В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах создаются загрузочными механизмами (пружинами) и от шарнирного момента руля не зависят. В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия снимаются специальными устройствами в системе загрузки командных рычагов — механизмами эффекта триммирования, которые перемещают точки крепления пружин к самолёту, тем самым смещая в ту или иную сторону нейтральное (при которых усилия обеих пружин уравновешены) положение штурвала или педалей и создавая постоянное отклонение руля.

Переставной стабилизатор

Другим средством балансировки самолета в установившемся режиме полета может служить переставной стабилизатор. Обычно такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полете. Подбирая нужный угол установки, летчик может уравновесить самолет при нулевом шарнирном моменте на руле высоты. Этот же стабилизатор обеспечивает и требуемую эффективность продольного управления самолета на взлёте и посадке.

www.avsim.su

УПРАВЛЕНИЕ ТРИММЕРОМ РУЛЯ ВЫСОТЫ — Мегаобучалка

Управление триммером руля высоты механическое и осуществляется при помощи штурвалов, установленных в первой и второй кабинах.

Проводка состоит из механизма управления триммером, тросов, соединяющих барабаны штурвалов с роликом механизма, качалки и трубчатых тяг от механизма до триммера.

Штурвалы управления триммером установлены по левому борту фюзеляжа : в первой кабине - между шпангоутами 3 и 4 ; в задней кабине - между шпангоутами 8 и 9. На барабанах переднего и заднего штурвалов закреплены троса, которые соединяют штурвалы между собой и через направляющие ролики, установленные у шпангоутов 10 и 11, подходят к направляющим роликам на заднем лонжероне стабилизатора.

Для предотвращения соскакивания тросов на ролики ставятся ограничители. С роликов на заднем лонжероне стабилизатора трос переходит на ролик механизма, закрепленного с помощью кронштейна на полке 523100-20.

Вращение ролика механизма происходит под действием намотанного и заделанного на нем троса. На внутренней поверхности ролика имеется прямоугольная резьба, по которой перемещается червяк. К одному концу его подсоединяется тяга, идущая вдоль лонжерона руля высоты до двух плечей качалки, установленной на лонжероне руля высоты за нервюрой 2.

Второе плечо качалки связано с тягой, идущей вдоль нервюры 2, с кронштейном на триммере руля высоты.

Триммер отклоняется вверх и вниз на 12°. Ограничение крайних отклонений триммера осуществляется ограничителями, закрепленными на кронштейне ролика. При вращении ролика червяк перемещается в обе стороны до упора в ограничители.

Указатели положения триммера руля высоты установлены на штурвалах в первой и второй кабинах.

УПРАВЛЕНИЕ ПОСАДОЧНЫМИ ЩИТКАМИ

Управление посадочными щитками включает в себя: воздушный цилиндр, тяги, штанги, перемещающиеся в направляющих опорах, и тандерные тяги, соединяющие щитки со штангами.

На левых пультах в первой и второй кабинах находятся краны 625300М выпуска-уборки посадочных щитков.

При открытии одного из кранов сжатый воздух подается в полость замка цилиндра, поршень сжимает пружину и сдвигается до упора на втулке, освобождая шарики.

Под действием давления шток выдавливает шарики замка из проточки и начинает двигаться.

Убранное и выпущенное положения щитков сигнализируются концевыми выключателями AM 800K, установленными на нервюре I левой консоли крыла.

Посадочные щитки выпускаются на 45° и удерживаются давлением воздуха в цилиндре и кинематическим замком.

В убранном положении щитки удерживаются шариковым замком цилиндра.

 

ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

ШАССИ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Шасси самолёта выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом, убирается в полете, имеет жидкостно-газовую амортизацию и состоит из передней ноги с колесом 400Х150 и двух главных ног с тормозными колесами 500Х150.

Передняя нога шасси установлена в носовой части фюзеляжа и убирается в полете под фюзеляж назад по потоку.

Главные ноги шасси установлены в консолях крыла между нервюрами 4 и 5 и убираются в полете под крыло вперед, против потока.

В убранном положении ноги шасси удерживаются замками.

Замок убранного положения каждой главной ноги прикреплен к нижней носовой части консоли крыла; замок передней ноги к профилям в нише шасси. Замки шасси в консолях крыла закрыты обтекателями:

При уборке каждой ноги шасси крюк замка захватывает болт, соединяющий звенья шлиц-шарнира соответствующей амортстойки.

В выпущенном положении амортстойки шасси фиксируются складывающимися подкосами, которые становятся "враспор" от самопроизвольного складывания подкосы предохраняются шариковым замком в подъемниках шасси.

Уборка и выпуск шасси производятся подъемниками, работающими от воздушной системы.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШАССИ

 

Наименование Передняя нога шасси Главные ноги шасси
Амортизация Рабочий газ в амортизаторе жидкостно - газовая азот технический, I сорт, ГОСТ 9293-59 жидкостно - газовая азот технический, I сорт, ГОСТ 9293-59
Начальное давление азота в амортизаторах, кг/см2 Рабочая жидкость 26+1 масло АМГ -10 ГОСТ 6794-53 19 +1 масло АМГ -10 ГОСТ 6794-53
Объем масла в амортизаторе, см
Наибольший ход шасси амортизатора, мм 150 +1 240 +1
Тип колеса 44-1 К141/Т141
Марка шины 400х150 модель 5 500х150 модель 6
Давление воздуха в пневматиках колес, кг/см2 3 +0.5 3 +0.5

 

Контроль положения ног шасси осуществляется с помощью механических указателей и системы электрической сигнализации, состоящей из световых табло, микровыключателей АМ-800К и электропроводки.

Световые табло положения ног шасси находятся на приборных досках в обеих кабинах. Концевые выключатели убранного положения шасси установлены на замках убранного положения, концевые выключатели выпущенного положения шасси - на звеньях складывающихся подкосов.

ГЛАВНЫЕ НОГИ ШАССИ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Главная нога с консольным креплением тормозного колеса состоит из телескопического амортизатора, колеса, складывающегося подкоса, подъемника, замка убранного положения и механического указателя положения ноги.

АМОРТИЗАТОР

Амортизатор жидкостно-газовый, однокамерный, состоит из стакана, штока, внутреннего набора и полуоси с колесом.

Стакан амортизатора изготовлен из стали ЗОХГСНА ВД.

Верхняя часть стакана имеет проушины для крепления амортизатора к крылу и ухо для крепления механического указателя положения ноги. Средняя часть стакана имеет гнездо для зарядного штуцера и уши для крепления нижнего звена складывающегося подкоса, на нижней части размещены уши для крепления звена шлиц-шарнира.

В нижней части стакана установлена неподвижная букса с бронзовой втулкой, на которую опирается шток.

Для герметизации рабочей полости стакана на неподвижной буксе установлены уплотнительные кольца из резины В-14.

Для защиты подвижного уплотнения от грязи с внешней стороны неподвижной буксы установлена гайка с сальником и втулка с обтюратором. Гайка контрится через стенку стакана.

Шток амортизатора - полый цилиндр из стали ЗОХГСНА. Внутренняя полость штока отделена от рабочей полости стакана приварным дном. На верхнем конце штока смонтирован внутренний набор амортизатора, а на нижнем - полуось для крепления тормозного колеса.

Внутренний набор амортизатора состоит из разрезной буксы, распорной втулки, буксы с уплотнительным чугунным кольцом, клапана торможения на обратном ходу и упора.

На полуоси имеются уши крепления нижнего звена шлиц-шарнира и фланец для крепления колеса.

Внутренняя полость амортизатора заливается маслом АМГ-10 и заполняется сжатым азотом.

Работает амортизатор следующим образом. При прямом ходе (обжатие амортизатора) энергия удара поглощается за счет сжатия азота. При этом клапан торможения, представляющий собой плавающее кольцо, под действием давления в верхней полости опускается, открывая отверстия в поршне, и жидкость свободно перетекает из верхней полости стакана в нижнюю. При обратном ходе клапан торможения прижимается давлением к поршню и перекрывает отверстия в поршне. Рабочая жидкость перетекает из нижней полости в верхнюю, через малые калиброванные отверстия в клапане, что обеспечивает плавный выход штока и смягчает „обратный" удар.

Амортизатор крепится к узлу; навески шасси, который расположен в консоли крыла между нервюрами 4 и 5. Узел навески шасси имеет также уши для крепления подъемника.

ПОДЪЕМНИК.

Подъемник представляет собой цилиндр, внутри которого перемещается поршень со штоком. Подъемник имеет шариковый замок, запирающий шток в выпущенном положении.

При установке крана шасси в положение «уборка» сжатый воздух, поступающий в цилиндр, сжимает пружину и после открытия шарикового замка перемещает шток в убранное положение.

При выпуске шасси сжатый воздух попадает одновременно в цилиндр подъемника и цилиндр замка убранного положения.

megaobuchalka.ru

3.5. Система управления триммерами руля высоты

Триммера руля высоты отклоняются на угол +7°30’ и служат для балансировки самолета в продольной плоскости. Управление триммерами руля высоты осуществляется в исключительных случаях, при отказе управления стабилизатором. В исходном положении штурвальчики управления триммерами законтрены.

В систему управления триммерами входят: два штурвала, звездочки, цепи, вал с тросовым барабаном, тросовая проводка управления, винтовой механизм управления триммерами, жесткая проводка, сигнализация положения триммеров.

Штурвалы являются командными рычагами управления триммерами руля высоты. Они вращаются на оси на подшипниках в кронштейнах на среднем пульте кабины экипажа слева и справа.

Левый и правый штурвалы управления триммерами насажены на ось звездочек, которые цепями связаны с двумя другими звездочками, жестко закрепленными на одном валу. Вал вращается в кронштейнах, установленных под полом кабины экипажа. На правом конце вала закреплен барабан с тросом, а на левом конце установлен ограничитель поворота штурвалов. Ограничитель представляет собой зафиксированную от поворота гайку, насаженную на винт, связанный с валом. При вращении вала гайка перемещается вдоль винта. Перемещения гайки обеспечивают по 1,5 оборота штурвалов от нейтрального положения в каждую сторону. Проводка управления триммерами механическая тросовая, с направляющими роликами, установленными на шпангоутах 7, 10, 13, 60, 62, 66. 69 и в районе нервюр 7, 16, 21 киля. От роликов, установленных на нервюре 21, тросы подходят к механизму управления триммерами, установленному в стабилизаторе. Механизм представляет собой барабан, внутри которого закреплены два фланца: один с левой внутренней трапецеидальной резьбой, второй - с правой. В левый и правый фланец ввернуто по винту также с трапецеидальной резьбой. Каждый винт звеном соединен с двухплечей качалкой, второе плечо которой соединено тягой с перекидной качалкой, от нее идет тяга к угловой качалке, которая соединяется с последней тягой, непосредственно связанной с рычагом триммера руля высоты. Для сигнализации положения триммера в руле высоты установлены датчик ДС-10 и концевой выключатель АМ600К. От рычага триммера отходит тяга, которая через качалку и поводок передает перемещения триммера на датчик ДС-10. Полным углам отклонения поводка датчика соответствует полное отклонение стрелки индикатора, установленного на приборной доске. Концевой выключатель AМ800K служит для сигнализации нейтрального положения триммеров. При нейтральном положении триммеров концевой выключатель не нажат и на среднем пульте в кабине экипажа горит зеленая сигнальная лампа TPИМ.PB НЕЙТР. При отклонении триммера в ту или другую сторону от нейтрального положения срабатывает пружина, рычаг нажимает на штырь концевого выключателя и сигнальная лампа гаснет. Усилие от штурвала через звездочки передается валу, установленному под полом кабины экипажа. От барабана, закрепленного на валу, движение передается через трос на барабан, установленный в стабилизаторе. При вращении этого барабана винты, ввертываясь во фланец или вывертываясь из него, поступательно перемещаются вдоль оси барабана в противоположные стороны. Максимальный ход винта 9 мм. От винтов движение передается через тяги и качалки на триммеры руля высоты.

Управление триммером руля направления.

Триммер расположен в задней части руля направления сверху и предназначен для путевой балансировки самолета. Управление триммером дистанционное электромеханическое, может осуществляться командиром ВС и вторым пилотом с помощью переключателя ТРИМ.РН, установленного на среднем пульте кабины экипажа. При включенном демпфере рыскания системы САУ-42 управление триммером отключается. Положение триммера определяется по индикатору, установленному на приборной доске. При нейтральном положении триммера на среднем пульте горят зеленая сигнальная лампа ТРИМ.РН НЕЙТР.

Управление триммером состоит из электромеханизма МП-100М-2 cep, (рис.16) вильчатого болта, двухплечей качалки 6 и соединительной тяги 8. Злектромеханизм расположен в носовой части руля направления и шарнирно прикреплен к кронштейну, установленному в носке руля направления. Двуплечая качалка шарнирно закреплена в кронштейне 7, установленном на лонжероне руля направления. Одно плечо качалки с помощью кардана соединено с вильчатым болтом штока электромеханизма МП-100М-2 cep., другое - с тягой 8, второй конец которой крепится к рычагу триммера. На качалке установлены упоры 5, упиравшиеся в приливы кронштейна 7. Для сигнализации положения триммера служит датчик ДС-10, установленный на лонжероне руля направления и кинематически связанный с триммером. При отклонении триммера руля направления движение предается на датчик ДС-10, который выдает электрический сигнал на индикатор положения триммера.

Рис.16. Управление триммером руля направления

1 – датчик ДС-10; 2 – кронштейн; 3 – качалка; 4 – электромеханизм МП-100М-2 сер.; 5 – регулируемый упор; 6 – качалка; 7 – кронштейн; 8 – тяга; 9 – тяга.

При включении управления триммером руля направления шток электромеханизма МП-100М-2cep. через качалку и тягу отклоняет триммер на угол +-7.5°. Выпущенному положению штока электромеханизма соответствует отклонение триммера влево. Триммер может быть зафиксирован и при меньшем угле отклонения, так как привод электромеханизма выполнен самоконтрящимся. Ограничение крайних отклонений триммера производится с помощью концевых выключателей, смонтированных в корпусе электромеханизма. В крайних положениях триммера концевые выключатели обесточивают цепь питания и движение штока электромеханизма, а, следовательно, и отклонение триммера, прекращается. При отказе концевых выключателей отклонения триммера ограничиваются механическими упорами на качалке. В нейтральном положении триммера срабатывает концевой выключатель, также смонтированный в корпусе электромеханизма, и замыкает контакты сигнальной лампы нейтрального положения.

studfiles.net

Механическая система управления триммером руля высоты — КиберПедия

 

1. Общие сведения

На самолете DA 42 установлен руль высоты с триммером, имеющим механический привод. Кроме того, руль высоты оснащен также электрической системой управления триммером, которая приводит в действие руль высоты через гибкую тросовую проводку.

Для управления триммером руля высоты используется колесо, расположенное на центральной панели. Для индикации положения триммера имеется соответствующий указатель. Передача управляющих сигналов на триммер осуществляется через гибкую тросовую проводку.

 

2. Описание

Механическая система триммирования состоит из 3 основных частей:

- Колесо с указателем положения триммера.

- Гибкий трос, соединяющий колесо с триммером.

- Исполнительный механизм триммера.

На фрикционном стержне установлен сухарь с отверстием для стержня. Стержень соединяется с правым приводным рычагом триммера. Усилие трения стержня в сухаре можно регулировать.

 

3. Принцип работы

При вращении верхней части колеса управления триммером вперед происходит следующее:

- Зубчатое колесо вращает зубчатый сектор, при этом верх сектора движется вперед.

- Зубчатый сектор тянет внутреннюю жилу троса вперед.

- Внутренняя жила троса тянет левый угловой приводной рычаг вперед.

- Левый угловой приводной рычаг тянет рычаг триммера вперед, при этом триммер отклоняется вверх.

- При отклонении триммера вверх в полете возникают аэродинамические силы, стремящиеся отклонить руль высоты вниз, при этом обеспечивается балансировка в сторону пикирования.

При вращении верхней части колеса управления триммером назад зубчатый сектор вращается назад, трос движется назад, и триммер отклоняется вниз. При этом в полете возникает сила, стремящаяся отклонить руль высоты вверх, и обеспечивается балансировка в сторону кабрирования.

В каждом случае пилот видит положение триммера по положению белой метки на зубчатом секторе.

 

4. Работа в аварийной ситуации

При отказе проводки механической системы управления триммером между колесом и приводным рычагом триммера работает фрикционный стержень, который предотвращает возникновение флаттера триммера.

 

 

Внешний приводной трос  
Внутренний приводной трос  
Левый приводной рычаг  
Фрикционный стержень  
Правый приводной рычаг  
Корончатая гайка  
Вильчатый наконечник  
Приводной рычаг  

Рисунок 2: Исполнительный механизм триммера

 

 

Электрическая система управления триммером руля высоты

1. Общие сведения

В данном подразделе описывается электрическая система управления триммером руля высоты. Информацию о механической системе управления триммером руля высоты см. в подразделе 27-38.

Для управления электрической системой управления триммером руля высоты самолета DA 42 используется переключатель на ручке управления пилота.

2. Описание

На руле высоты самолета DA 42 установлен триммер, который может приводиться в действие с использованием механической системы управления при помощи обычного колеса управления триммером на центральной панели или электрической системы управления при помощи переключателя триммера на ручке управления пилота. Электрическая система управления триммером руля высоты объединена с системой управления автопилота. Электрическая система управления триммером руля высоты состоит из 2 основных элементов:

A. Переключатель на ручке управления пилота

Переключатель на ручке управления пилота приводит в действие электрический сервомеханизм управления триммером руля высоты. Переключатель оснащен пружиной, обеспечивающей его возврат в нейтральное положение, и может сдвигаться вперед или назад. При нажатии на переключатель вперед сервомеханизм управления балансировкой обеспечивает компенсацию в направлении пикирования, при нажатии назад – в направлении кабрирования.

cyberpedia.su

Триммер (авиация) Википедия

Колесо механического управления триммером руля высоты самолёта Cessna-172

Триммер (от англ. trimmer, от trim — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата[1]. Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта, для уменьшения усилий в системе управления.

Триммирование может способствовать полному компенсированию балансировочных нагрузок на органах управления в кабине пилота. Отклонение триммера на некоторый угол осуществляется пилотом с помощью специального привода и не зависит от угла отклонения органа управления.

Описание

Любой установившийся режим полёта самолёта выполняется с отклонёнными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолёта относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Чтобы обеспечить нормальное пилотирование, усилие на штурвале должно быть ощутимым, в противном случае, любое случайное отклонение могло бы ввести самолёт в штопор. При затяжелённом управлении пилоту будет затруднительно вести пилотирование. К тому же, если самолёт разбалансирован по усилиям его трудно пилотировать, так как любое ослабление усилия толкнёт штурвальную колонку в ненужное положение. Поэтому, чтобы зря не утомлять лётчика и избавить его от ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия[2].

Триммер фиксирует штурвал (ручку управления) в заданном положении, для того чтобы самолёт мог снижаться, набирать высоту и лететь в горизонтальном полёте без приложения усилий к штурвальной колонке.

Устройство

Конструктивно полностью идентичен кинематическому сервокомпенсатору. Также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Нажатием кнопки триммирования на ручке (штурвале) управления лётчик подаёт управляющий электрический сигнал на электромеханизм, который сообщает поступательное движение тяге, противоположное отклонению руля, и отклоняет триммер. Небольшая аэродинамическая сила триммера, не уменьшая практически силу рулевой поверхности, потребную для балансировки, позволяет существенно (практически до нуля) уменьшить шарнирный момент и, соответственно, усилия на рычагах управления[3]. Лётчик имеет возможность по своему желанию выбирать и меняет величину компенсации.

Технически триммирование можно реализовать следующими способами:

Аэродинамический триммер

В данном случае это реализуется с помощью отдельного небольшого «руля» на руле высоты, который удерживает основной руль в заданном положении с помощью аэродинамической компенсации, используя силу набегающего потока. Используется на Ту-134, где для управления таким триммером есть колесо, на которое наматывается трос, идущий к рулю высоты.

Механизм эффекта триммирования

Применяется на самолётах в системах управления с необратимыми гидроусилителями и искусственно созданной нагрузкой на органах управления.

Здесь триммирование можно осуществить, регулируя затяжку в системе пружин (полётных загружателей) посредством реверсивного двухканального электромеханизма эффекта триммирования (МЭТ), которые механически удерживают штурвальную колонку в заданном положении. Для ручного управления МЭТ используются нажимные переключатели на рукоятках штурвалов (как на Ту-154), либо возможно автоматическое перемещение колонки (автобалансировка).

Переставной стабилизатор

Такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полёте. Подбирая нужный угол установки, лётчик может уравновесить самолёт при нулевом шарнирном моменте на руле высоты.

Следует отметить, что классический триммер может использоваться лишь в таких системах управления, где усилия на командных рычагах (органах управления в кабине) напрямую связаны с шарнирным моментом руля — системы безбустерного управления (механические) или системы с обратимыми бустерами (где бустер снимает часть нагрузки). В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах искусственно создаются загрузочными механизмами и от шарнирного момента руля не зависят.

Существуют также так называемые неуправляемые триммеры. Они могут быть использованы на нескоростных самолётах (например на L-29), и устанавливаются обычно на элеронах и рулях направления. Представляют собой, чаще всего, отгибаемые вручную пластины и используются при наличии какой-либо аэродинамической несимметричности летательного аппарата.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Триммирование самолетов в игре — War Thunder Wiki

Триммер - небольшая отклоняющаяся поверхность, которая находится на управляющих поверхностях рулей высоты, рулей направления, а также элеронов самолета. Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта и для уменьшения усилий в системе управления.

Правильное триммирование самолета позволит вам не заниматься в полете компенсацией крена и уменьшит увод самолета с траектории разбега при взлете.

Типы триммеров
  1. Управляемые
  2. Неуправляемые (флетнеры)

На большинстве одномоторных истребителей управляемыми являются только триммеры руля высоты, реже руля направления, и, очень редко, триммеры элеронов.

Управляемые триммеры:

Положение управляемых триммеров можно изменять непосредственно в полете, настроив управлениеПример настройки управления (относительное управление на хатке):

Неуправляемые триммеры:

Представляют собой пластины, которые отгибаются на земле перед вылетом. Пример BF-109 G2: флетнер руля направления (РН) и флетнер элерона

Порядок триммирования
  1. В пробном вылете выбираем самолет в текущем состоянии, количество топлива выбираем то, которое обычно берем в бой. Триммировать с подвесным вооружением или без него - решайте сами.
  2. Взлетаем, убираем шасси и закрылки, набираем метров 400-500 высоты, переходим в прямолинейный полет.
  3. Устанавливаем тягу двигателя - 100% (или на то значение , с которым вы обычно летаете большую часть времени) и большее не трогаем.
  4. Триммером руля высоты (РВ) стабилизируем высоту полета.
  5. Кнопками (хаткой, осями) настроенными на триммеры элеронов полностью компенсируем крен самолета.
  6. Кнопками (хаткой, осями) настроенными на триммеры руля направления загоняем шарик в центр. Шарик показывает отклонение продольной оси самолета от направления движения (скольжение).
  7. Триммер РН отклоняем в ту сторону , в которую шарик смещен относительно центра (стрелка у чопорных англичан). При этом триммерами элеронов компенсируем вновь появившийся крен.
  8. Если при отпущенной рукоятке джойстика (центральном положении мышеджоя) самолет не имеет тенденции к крену и шарик находится в центре, то настройка закончена.
  9. Выставляем триммер рулей высоты в «0» и нажимаем кнопку фиксации триммеров.

На этом настройка триммеров закончена.

wiki.warthunder.ru