Классификация существующих трансмиссионных масел. Трансмиссионное зимнее масло


Масло трансмиссионное 75w-80: характеристики

21 декабря 2015

Просмотров: 7668

Маркировка трансмиссионных масел аналогична маркировке моторных, например, если на упаковке указано обозначение 75w80, расшифровка его означает, что данный смазочный продукт можно использовать и в летний сезон, и в зимний.

Трансмиссионное масло 75w-80 подходит для использования и в летний сезон, и в зимний.

О трансмиссионном масле в общих чертах

Владельцы транспортных средств уделяют данному виду смазочных продуктов не так много внимания, как моторным смазкам. И напрасно, так как трансмиссионное масло играет большую роль в эксплуатации автомобилей и прочно занимает 2-е место после моторного.

Схема изучения этикетки автомасла.

Данная техническая жидкость применяется в МКПП (механических коробках переключения передач) и ведущих мостах. С помощью трансмиссионного масла создается особо прочная смазка, которая способна поддержать в рабочем состоянии все контакты деталей. А на них оказывается значительная нагрузка при движении автомобиля.

Хоть масло и носит такое название, не все узлы автомобильной трансмиссии смазываются именно им. Многие выпускаемые в последние годы автомобили, особенно, переднеприводные легковые, по рекомендации производителей нуждаются в заливке в механическую коробку моторной смазки, а не трансмиссионной. В коробке-автомат нельзя использовать ни то, ни другое. В автомат заливается специальная техническая жидкость, носящая в автомобильной практике название ATF, что означает Automatic Transmission Fluid.

Для остальных транспортных средств — легковых, имеющих классическую схему, грузовых авто, машин с полным приводом и ряда автомобилей с передним — используется именно такая техническая жидкость, как трансмиссионное масло.

Для безупречной работы всех автомобильных узлов масло должно иметь определенные характеристики, присущие конкретному виду. Их существует несколько:

  • масла для МКПП;
  • для АКПП;
  • для автомобилей с передним приводом;
  • для заднеприводных машин.

Обозначения вязкости моторного масла.

Два последних вида применяют и для гидроусилителя руля.

Масла для механических коробок соответствуют тем критериям, которые необходимы для эксплуатации данных видов машин. Они имеют такой состав, который обеспечивает смазку всех деталей МКПП, понижение механической нагрузки в то время, когда автомобиль в движении. Еще одна его функция — избавлять детали от теплого воздуха и коррозии. Такое трансмиссионное масло обладает эффектом удаления мелких частиц при повреждении конструкции автомобиля. Этим оно помогает дольше служить коробке.

Жидкость для автоматических коробок также смазывает основные детали. Кроме этого, она передает механическую энергию. К такому виду масел предъявляются более серьезные требования, чем к тем, что служат для механики. Основа этих масел, как и моторных — минеральная, полусинтетика или синтетика.

Вернуться к оглавлению

Основные характеристики трансмиссионных масел

Один из основных агрегатов автомобиля — коробка переключения передач. Чтобы она хорошо работала, трансмиссионное масло, заливаемое в нее, должно правильно выполнять ряд своих функций:

Схематическая классификация моторного масла по стандарту SAE.

  • избавлять зубья от трения;
  • защищать детали от изнашивания путем образования на них пленки;
  • убирать тепло, исходящее при трении от деталей, находящихся в работе;
  • защищать все узлы коробки от коррозии;
  • понижать уровень шума и нагрузки;
  • избавлять от зазоров путем уплотнения.

Кроме этого, к данной технической жидкости предъявляется еще много требований. Например, масло должно обладать окислительными, пенными и другими свойствами.

Одно из основных свойств масла — его вязкость. Чем выше этот показатель (индекс), тем меньше изменяется плотность жидкости. Это характерно для всех видов коробок передач.

Автомобиль потребляет не так много трансмиссионного масла. Менять его рекомендуется через каждые 70-150 тысяч километров пробега.

Температура данной жидкости меняется в соответствии с погодой. Но на зубьях деталей она часто слишком высокая в связи с перегревом в местах контактов. Это является причиной того, что детали быстро приходят в негодность.

К основным относятся и такие характеристики смазки, как ее способность предохранять от трения детали, что предотвращает их скорейший износ. Этот показатель более высок, если вязкость достаточна большая. Но при увеличении вязкости мощность самой жидкости понижается.

Устройство масляного фильтра.

Если трансмиссионная смазка излишне вязкая, то при отрицательных температурах она густеет. Поэтому приходится прогревать автомобиль, перед тем как запустить в рабочий режим. Средняя вязкость требует меньшего времени прогрева. Но у такого продукта значительно хуже работает защитная функция. Сбалансировать свойства масла помогают различные присадки.

Еще одна особенность трансмиссионной смазки — способность к образованию пены. Это влияет на эксплуатационный срок самого смазывающего материала. Необходимо подбирать трансмиссионку с низким пенообразованием, потому что при перемешивании в масле начинает образовываться пена. Она мешает смазке выполнить основную задачу — покрыть все детали защитной пленкой. В итоге детали подвергаются коррозии, потому что кислород соприкасается с металлом, из которого состоят узлы и детали коробки. Поэтому необходимо обращать внимание на такой важный параметр, как склонность к пенообразованию.

Вернуться к оглавлению

Классификация масел

Инженеры из США разработали классификацию трансмиссионной смазки по вязкости. Она получила название Society of Automotive Engeneers, или более привычное обозначение на упаковках — SAE. Эта система распространилась по всему миру и сейчас активно используется.

В основном документе SAE точно и полно описано, какими должны быть параметры смазочных материалов при температурном максимуме и минимуме эксплуатации автомобиля.

Классификацией SAE предписан диапазон использования смазки для автомобилей с МКПП и ведущих мостов.

Насчитывает она 9 параметров данной характеристики. Зимними из них являются 4:

Обозначается это так — SAE 75w, что обозначает класс вязкости при минусовых температурах.

Среди летних — остальные 5:

Эти значения обозначают класс вязкости при плюсовых температурах.

Если смазка является всесезонной, то в обозначении такого продукта появляются две составляющие. Например, SAE 70w-85. Многие владельцы автомобилей предпочитают именно всесезонные масла. Они более экономичны и выгодны. За один сезон редко кто использует продукт полностью, поэтому приходится его выбрасывать (в случае летнего или зимнего варианта).

Например, маркировка масла трансмиссионного 75w85 обозначает, что оно всесезонное и предназначено для эксплуатации на территориях с холодным климатом. Можно использовать при температурах от минус 40 до плюс 34. А масло с маркировкой SAE 80w-90 рекомендуется для умеренного климата с температурным интервалом от минус 12 до плюс 40.

Для автомобилей с автоматической коробкой передач пока нет единой международной классификации масел. Ведущие автопроизводители используют свои обозначения и предъявляют свои требования к смазке. Например, такая известная компания, как General Motors, пользуется спецификацией DEXRON, при этом добавляя цифры I — IV. Расшифровка цифр следующая: чем она выше, тем более расширено использование продукта.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

vseavtomasla.ru

Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C

Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт, разработанный American Petroleum Institute (API). Указателем класса API для трансмиссионных масел является аббревиатура GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. В современных легковых автомобилях различных типов используются масла GL-4 и GL-5. GL 1 – GL-3 применяются только в трансмиссиях старых автомобилей.

Группа GL-6 в настоящее время не используется, так как считается, что класс GL-5 отвечает наиболее строгим требованиям. В 1998 г. API, работая в контакте с SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (American Society for Testing and Materials – Американское общество испытаний материалов), предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 – для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 – для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). Особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам этих масел. В технической литературе категорию PG-2 иногда обозначают группой GL-7.

Классификация API предусматривает деление трансмиссионных масел в основном по уровню противозадирных свойств. Чем больше номер группы GL, тем эффективнее присадки, обеспечивающие эти свойства. В них содержатся сернистые соединения, что в критических режимах работы зубчатых пар приводит к химическим изменениям поверхностного слоя металла, который преобразуется в тонкую модифицированную пленку – продукт износа. Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, суммарный ущерб в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Но такая химическая модификация масла позволяет снизить износ стали или чугуна. Цветные же металлы, из которых изготавливают синхронизаторы механических КПП, не всегда уживаются с сернистыми соединениями, поэтому изнашиваются быстрее. Именно поэтому на переднеприводных ВАЗах, пока российскими заводами не было налажено производство соответствующей «трансмиссионки», применялось обычное моторное масло. В этом случае при отличной сохранности синхронизаторов повышался износ шестерен.

Использование в механических КПП масла класса GL-5 может стать причиной затрудненного включения передач, так как принцип работы синхронизаторов основан на использовании такого явления как трение. Чем выше коэффициент трения рабочих поверхностей механизма синхронизации, тем легче включаются передачи. А так как эффективные противоизносные присадки этого масла снижают коэффициент трения, для включения передачи к рычагу КПП необходимо прикладывать большие усилия.

Эти примеры показывают, что классификация API во многом не отражает важных свойств масел, необходимых для эффективной работы агрегатов трансмиссий. В связи с этим автопроизводители выдвигают дополнительные требования к трансмиссионным маслам, используя классификацию API лишь как основу. Свои спецификации имеют такие фирмы-производители автомобилей и агрегатов как Chrysler, Ford, General Motors, Mack, MAN, Mercedes, Volvo. Подводя итоги, можно сказать, что масло уровня GL-4 предназначено для работы в синхронизированных коробках передач легковых заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Масло этого класса обеспечивает надежную защиту КПП и в то же время не агрессивно по отношению к синхронизаторам.

Масло GL-5 рекомендуется для работы в тех агрегатах трансмиссии, где имеются гипоидные зацепления. Одна из наиболее часто допускаемых ошибок – заправка маслом класса GL-4 редукторов заднеприводных автомобилей – ведет к более быстрому износу и, как следствие, быстрому выходу из строя шестерен главной пары. Оптимальным выбором можно считать трансмиссионное масло, получившее спецификацию производителя данного автомобиля. Как правило, ведущие производители масел указывают эти данные на канистре. Следует знать, что некоторые производители выпускают универсальные масла, предназначенные как для коробки передач с синхронизаторами, так и для нагруженных гипоидных передач.

Уровень противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионного масла определяется не только составом и концентрацией присадок, но и вязкостью. Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой – не становиться слишком вязкими при минусовых температурах окружающей среды, чтобы на «холодную» не препятствовать вращению шестерен агрегатов. Слишком высокая вязкость усложняет работу синхронизаторов, ведь лишнее очень вязкое масло при переключении передач необходимо постоянно выдавливать из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. В сильные морозы из-за этого на «холодную» также затрудняется включение передач, а автомобиль может двигаться даже на нейтральной передаче (при включенном сцеплении).

SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250 (см. таблицы 3.3. и 3.4). Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 1000С. Маркировка вязкости без буквы W – 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 1000С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения – зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 – например, 75W-90 или 80W-90. Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».

Трансмиссионное масло должно выбираться с учетом максимальных и минимальных температур, при которых планируется эксплуатация автомобиля. Исходя из этих соображений, классификация SAE основана на показателях низкотемпературной и высокотемпературной вязкостей. Как показано в таблице 2, чтобы исключить большие потери энергии на трение, оптимальная «зимняя» вязкость в нашей климатической зоне должна соответствовать классу 80W. «Летнюю» вязкость лучше подбирать в соответствии с требованиями автопроизводителя, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины.

Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств (API)

Группа Область применения
GL-1 Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин
GL-2 Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин
GL-3 Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
GL-4 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач
GL-5 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Основное предназначение – для гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования

Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости (SAE)

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80   7,0 / < 11,0
85   11,0 / < 13,5
90   13,5 / 24,0
140   24,0 / 41,0
250   41,0 / –

www.agah.ru

Классификация трансмиссионных масел - выбираем необходимое

Трансмиссионные масла – это смазочные масла, которые предназначены для смазывания раздаточных коробок, коробок перемены передач, рулевых механизмов и главных передач ведущих мостов. Также, данные масла предназначаются для смазывания всех видов цепных передач (редукторов) и зубчатых.

Основным базисом для трансмиссионного масла является экстракт от селективной очистки нефтяных масел. В свою очередь, в эти масла добавляются различного рода масла-дистилляты и присадки (противоизносные, противозадирные, основу которых составляют фосфор, сера, хлор, дисульфид молибдена).

До возникновения автомобилей, которые имеют в своем арсенале высоконагруженные трансмиссии, в автомобильной природе применялся нигрол. Его вязкость составляла от 6 до 20 мм²/с при температуре в 100 °С. Сами же зубчатые открытые передачи смазываются особенно вязкими остаточными маслами с присадками. В таком случае их вязкость составляет от 50 до 500 мм²/с при температуре в 100 °С.

Для того, чтобы смазать ведущие мосты, которые имеют гипоидную передачу применяются различного рода гипоидные масла. Такого рода масла содержат в себе присадки, которые, при вступлении в химическую реакцию с материалом и образуют соединения, а также выполняют функцию противозадирного покрытия.

В различных редукторах, раздаточных коробках и коробках передач, конечных передачах и ведущих мостах применяются косозубые и прямозубые цилиндрические, спирально-конические, конические, червячные и гипоидные передачи. Сам вид передачи, условия эксплуатации и особенности конструкции узла, собственно, и определяют требования к смазочным маслам. Таким образом, трансмиссионные масли должны обладать следующими качествами и характеристиками:

1. Высоким противозадирным и противоизносным свойством;

2. Отменными вязкостно-температурными характеристиками, которые обеспечивают то нужное и требуемое качество детального смазывания при запуске холодного изделия. Также, эти характеристики обеспечивают необходимый уровень вязкости масла, который колеблется на пределе максимально высоких температур работы агрегата;

3. Низкой коррозийной агрессивностью. Это же относится и к деталям, которые изготавливаются из цветных металлов;

4. Высокой стабильности терм. окисления. Это обеспечивает постоянность вязкости на протяжении всего межсменного интервала;

5. Высокими свойствами защиты против ржавчины;

6. Низкой токсичностью;

7. Минимальным уровнем воздействия на материал уплотнителей.

1. Классификация трансмиссионных масел по API

API GL-1

Масла данного типа рассчитаны на такие типы передач, которые работают в легких условиях. В их состав входят обычные, базовые масла без каких-либо присадок. Довольно редко встречаются случаи, когда в такого рода масла добавляют в относительно малом количестве ингибиторы коррозии, антиокислительные присадки, противопенные и легкие депрессорные присадки. Данные масла предназначаются для червячных, конусных передач и механических коробок – в которых отсутствуют синхронизаторы – сельскохозяйственных машин и грузовых автомобилей.

API GL-2

Данные масла предназначены для передач, которые работают в условиях средней тяжести. В своей сущности они содержат присадки противоизносные. В основном они предназначаются для червячного типа передач наземного транспорта. Зачастую они применяются для смазывания трансмиссии сельскохозяйственной техники и различных тракторов.

API GL-3

Также масла, которые предназначаются для передач, работающих в средней тяжести условиях. В своем составе содержат 2,7 % присадок противоизносных. Данный тип масла предназначен для смазывания конусных и некоторых других передач у грузового типа автомобилей. Помимо этого, данные масла совершенно не предназначены для передач гипоидных.

API GL-4

Данный тип масла носит название «универсал». Это связано с тем, что эти масла предназначены для передач, которые работают у разных условиях по степени тяжести – от самых легких до самых тяжелых. В своем «сусле» содержат до 4 % эффективных присадок противозадирных. Эти масла предназначены для гипоидных и конусных передач, которые имеют небольшое смещение осей.

Помимо этого, они предназначены для агрегатов ведущего моста и для коробок передач грузового типа автомобилей. По большей степени они используются в несинхронизированных коробках передач грузовых североамериканских автомобилей, автобусов и тягачей, для главных и других типов передач всех наземных транспортных средств. В современном мире данные масла являются незаменимыми даже для синхронизированных передач.

В данном случае в листе данных масла или же на самой этикетке должна располагаться надпись о вышеуказанном предназначении, а также подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Зачастую, в себе содержит до 50 % присадок, которые применяются также для масел следующей категории.

API GL-5

Данные масла предназначены для самых загруженных передач, которые работают в наиболее суровых условиях. В своем составе содержат до 6,5 % эффективных присадок противозадирных и многофункциональных. Главным предназначением являются гипоидные передачи, которые имеют серьезное смещение осей. Также, они могут применяться как универсалы и для других типов и агрегатов механической трансмиссии, кроме как коробки передач.

Лишь те масла, которые имеют специальное подтверждение о соответствии с требованиями автомобильных производителей могут быть предназначены для синхронизированной механической коробки передач. Также, данные масла могут использоваться для дифференциалов, имеющих повышенный уровень трения. Но, это возможно при соответствии требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). В таком случае изменяется обозначение класса.

API GL-6

Данные масла предназначены для гипоидных передач, которые имеют увеличенное смещение и работают в условиях с очень высокими скоростями, соответственно, и большим количеством ударных нагрузок и крутящих моментов. В своем арсенале имеют большое количество серофосфоросодержащей присадки противозадирной.

API MT-1

Эти масла предназначены для агрегатов высоконагруженных. В основном используются для механических несинхронизированных коробок передач автобусов и тягачей. В сравнении с своими соратниками имеют большую термическую стабильность.

2. Вязкость трансмиссионного масла по SAE

Достаточно распространенным иным вариантом классификации трансмиссионных масел по вязкости является американская классификация по SAE. Практически все компании, которые выпускают автомобильные трансмиссии, берут во внимание все спецификации SAE. На основе этих спецификаций и даются рекомендации по выбору трансмиссионных составов для механических коробок передач и ведущих мостов.

У трансмиссионного масла индекс вязкости указывает на основные параметры жидкости и может делить ее на зимнюю и летнюю. Именно эта маркировка у трансмиссионного масла является самой простой и доступной автолюбителям.

Следует знать, что трансмиссионные масла необходимо подбирать: выбор составов и классификация происходит по двум вязкостным показателям – низкотемпературным и высокотемпературным. Первый показатель выводится посредством замера температуры, а второй – выводится на основе базисной величины кинетической вязкости при температуре, которая непосредственно равна температуре кипения жидкости. Существует определенная таблица, в которой указаны все параметры и вязкость различного рода трансмиссионных масел.

3. Подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля

Подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля является достаточно сложным, но в тоже время потенциально необходимым действием со стороны автовладельца. Вообще, такого рода подбор можно проводить самостоятельно, даже при минимальном наличии опыта вождения и минимальном разбирательстве владельца во внутреннем строении своего «аппарата». Тем не менее, перед тем как приступить к непосредственному выбору трансмиссионных масел необходимо детально изучить обобщающие принципы их классификации и функционирования.

Таким образом, изначально нужно уточнить допуск. Допуск производителя самого автомобиля или другого транспортного средства определяется конкретным составом, который используется на самом автомобиле, подлежащем «обработке». Помимо этого, нужно заглянуть в таблицу классификации SAE и определить необходимую вязкость трансмиссионного масла. После этого нужно разобраться с самим классом, который указывает на качество жидкости. Данное определение производится по американской (АРІ) и европейской (АСЕА) классификации марок трансмиссионных масел:

  • 1. Для двигателей, которые используют топливо бензин – АСЕА – А1-А5: чем выше цифра, стоящая после буквы А, тем лучше и выше качество трансмиссионного масла.

    2. Для дизельных двигателей – АСЕА – В1-В5: чем цифра выше, тем качество лучше.

    3. Также, существуют универсалы для дизельных агрегатов, которые были установлены на автомобили после 2004 года – АСЕА – С1-С5: чем значение выше, тем качество лучше.

    4. Для дизельных двигателей у грузовых автомобилей – АРІ группы «С».

    5. Для двигателей, топливо которых – бензин – АРІ группы «S».

Важно знать очень полезный совет, которым нужно руководствоваться всем автолюбителям, в независимости от потребности в замене трансмиссионного масла. Нужно не забывать, что у трансмиссионного масла существует определенный срок годности.

Таким образом, самыми распространенными являются трансмиссионные масла, срок годности которых ограничивается пятью годами с того момента, как масло попало в эксплуатацию. Исходя из этого, замену трансмиссионного масла желательно проводить раз в пятилетку.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Как правильно подобрать трансмиссионное масло для автомобиля

Renumax- уникальное средство для удаления царапин! Не тратьте деньги на перекраску! Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова Вашего автомобиля.

Революционный продукт от японской компании Wilsson Silane Guard – инновационное водоотталкивающее покрытие, придающее кузову автомобиля сияющий блеск до 1 года.

Любое трансмиссионное масло отличается от моторного свойствами и характеристиками. Замена моторной смазки обычно происходит после 10000 км пробега. Трансмиссионная рассчитана на более долгий срок. Некоторые марки меняют после 100000 км. Главной функцией ТМ является предотвращение износа деталей коробки передач.

Характеристики

Прежде чем говорить о лучшем масле для определенной марки машины, необходимо познакомиться с существующими видами масел. Промышленность выпускает несколько видов масел:

  1. Минералка,
  2. Полусинтетика,
  3. Синтетика.

Хорошей текучестью отличаются синтетические продукты. Специальные моющие добавки помогают содержать коробку в идеальной чистоте. Однако стоимость их очень высока.

Отрицательным свойством минерального масла считается быстро загустевание при минусовой температуре. Специалисты рекомендуют использовать его только в старых автомобилях. В подобных условиях минералка будет образовывать нагар. Она будет играть роль дополнительного изолятора для уплотнителей коробки передач. В результате не будет нарушена герметизация КПП, масло не будет вытекать во время работы автомобиля.

В современные иномарки можно заливать только синтетику. Она защищает АКПП от нагара, поддерживает чистоту двигательной системы. Рассчитана на длительное использование.

По мнению опытных автомехаников, лучшим считается трансмиссионное масло, которое рекомендовал изготовитель автомобиля. Синтетические продукты заливают в коробки новых машин, пробег которых минимален. Если машина эксплуатировалась более 10 лет, лучше пользоваться минеральными составами.

Смазывающие свойства

Для автомобилей выпускается несколько классов ТМ. Каждый рассчитан на соответствующую марку автомобиля. В легковушки можно заливать масло GL-4, GL-5.

Для переднеприводных авто идеально подходит GL-4. В коробку передач заднеприводных моделей лучше заливать GL-5. В принципе эти составы мало чем отличаются друг от друга. Различие заключается в количестве противозадирных присадок. В GL-5 их намного больше. Для эксплуатации машины в тяжелых условиях лучше использовать именно его. Для других условий эксплуатации можно смело заливать в трансмиссию GL-4.

Как подобрать масло по марке машины

Только правильно подобранная смазка может гарантировать нормальную работу автомобиля. Использование неподходящего ТМ может вывести коробку из строя. Придется ее ремонтировать.

Жидкость, не соответствующая модели автомобиля, значительно сокращает срок работы узлов коробки передач. Поэтому нужно точно знать, какое именно масло заливать в коробку.

Профессионалы придерживаются одного мнения – лучшей можно считать ту марку, которая указана в техническом описании. Для российских авто оптимальной можно считать:

  • Омск Транс П,
  • Волнез ТМ4,
  • Рексол Т.

Для машин иностранного производства лучшим можно считать известное на весь мир Shell.

В престижные автомобили можно заливать только высококачественное ТМ. Любая подделка может вывести машину из строя. На иномарках не стоит испытывать судьбу и заливать неизвестные составы. Можно пользоваться только рекомендованным или подходящим по характеристикам. Проверенное трансмиссионное масло помогает существенно уменьшить расход горючего.

К примеру, для автомобилей Daewoo идеально подходят:

  • SAE 80W GL-4,
  • 75 W-90 GL-4.

Их можно использовать, если температура не превышает минус 30 градусов.

Сегодня производится большой ассортимент ТМ, отличающихся свойствами и ценой. Водителю не составит большого труда подобрать нужную марку. Делая выбор, нужно всегда учитывать, в какое время года будет эксплуатироваться автомобиль.

Какое масло лучше?

Плотность ТМ всегда выше, чем у моторного. Поэтому специалисты советуют заливать только специальные масла. Однако несколько известных автогигантов рекомендуют пользоваться только моторными составами. Речь идет об автомобилях:

  • Honda,
  • Peugeot,
  • Chrysler.

По-настоящему высококачественные трансмиссионные масла должны выполнять много различных задач:

  • Защищать детали от повышенного износа.
  • Не допускать появления задиров.
  • Образовывать на поверхности деталей прочную пленку, уменьшающую силу трения.
  • Уменьшить вибрацию.
  • Обеспечить бесшумность работы коробки.

Важнейшим показателем ТМ считается его вязкость. От него зависит степень текучести, а также поведение смазки, когда происходит изменение температуры.

В соответствии с международным стандартом SAE, независимо от вида коробки, АКПП или МКПП, разработана классификация, в которую входят летние и зимние классы вязкости. В некоторых случаях изготовитель рекомендует пользоваться зимним маслом, относящимся к универсальной группе.

Согласно назначению, трансмиссионные масла разделяются на несколько групп. Каждая из них учитывает конструкционные особенности КПП. Классификационная система дает комплексную оценку функциональных свойств различных смазок. В России такая классификация соответствует определенному ГОСТу. Для подбора хорошего отечественного ТМ достаточно взглянуть на таблицу соответствия характеристик автомасла действующего ГОСТа.

Работа трансмиссионного масла осуществляется при различном давлении. Обычно его значение находится в диапазоне 2.000-4.000 Мпа. При высоких нагрузках температура может достигать 300 по Цельсию. Поэтому в коробку нужно заливать только высококачественное масло, которое защитит детали от коррозии и будет отводить лишнее тепло.

Сегодня промышленность выпускает ТМ, рассчитанные на длительную эксплуатацию. Величина пробега до полной замены масла в АКПП СПб может достигать 300000 км.

Однозначно сказать, какое масло лучше, практически невозможно. Каждое обладает определенными свойствами и характеристиками. Можно только посоветовать водителям стараться заливать в коробку рекомендованное производителем масло. Оно будет самым оптимальным.

Car-Fix – набор для удаления вмятин авто. Уникальная, запатентованная форма скобы исключает дополнительные повреждения, а клей после устранения вмятин можно легко удалить.

Набор Windshield Repair Kit разработан специально для самостоятельного ремонта трещины на лобовом стекле. Характерная особенность этого клея – его потрясающе низкая вязкость, очень близкая к вязкости воды. Благодаря этому он под действием капиллярных сил легко заполняет трещину.

prem-motors.ru

Классификация трансмиссионных масел – как выбрать нужный продукт

Как ни странно, автолюбители чаще всего уделяют внимание моторному маслу, забывая, что надежная эксплуатация автомобиля возможна только тогда, когда все узлы защищены от трения. Поэтому правильное применение трансмиссионной смазки также важно. В КПП оксоль выполняет защитную функцию, ведь агрегату приходится работать в условиях высокого давления, большой скорости скольжения и высоких температур.

Классификация моторных масел известна многим, а вот о разновидностях смазок для КПП и их отличиях знают далеко не все. Однако для корректной эксплуатации коробки передач важно выбрать правильную смазывающую жидкость. А значит, знать ее виды просто необходимо.

Вернуться к оглавлению

Классификация смазок для КПП

Классификация трансмиссионных масел напоминает сортировку моторных. Смазки различаются по вязкости и эксплуатационным качествам, а также происхождению – минеральное, полусинтетика или синтетический смазочный материал. Согласно отечественной классификации, существует четыре вида вязкости оксоли для коробки передач. По эксплуатационным свойствам различают пять групп. Согласно ГОСТ 17479.2-85, смазывающая жидкость для КПП имеет определенную маркировку. Разобраться в ней несложно, если знать особенности употребления знаков. Например, ТМ-5-18 означает, что это трансмиссионное масло (ТМ) пятой эксплуатационной группы (5) 18 класса вязкости (18).

Но чаще всего автолюбители используют продукты, на которых указана международная маркировка. В соответствии с ней по вязкости оксоли делятся на 7 групп. Причем зимних вариантов смазывающей жидкости 4, а летних – 3. Но существуют и всесезонные виды. Все они различаются между собой буквенными и цифровыми значениями. Например, зимние смазки обозначаются буквой W, всесезонные – двойной маркировкой: например, SAE70W-90.

Международная система API учитывает эксплуатационные свойства, которыми обладают трансмиссионные масла – классификация подразумевает разделение смазывающих материалов для трансмиссий на 6 групп. В основе такого деления следующие параметры:

  • тип зубчатой передачи;
  • удельные контактные нагрузки.

Если говорить о разделении смазок по эксплуатационным свойствам, то в обычных механических коробках передач применяют оксоли GL-4. А GL-5, как правило, используют при умеренных и сложных условиях эксплуатации в разных видах передачи.

При выборе трансмиссионного масла следует учитывать и эксплуатационные характеристики, и вязкость интересующего смазочного материала. При этом можно ориентироваться на конкретные климатические условия, в которых будет эксплуатироваться смазка.

Вернуться к оглавлению

Как определить качество смазки

Смазывающее вещество считается достаточно хорошим, если оно справляется со своими обязанностями, то есть обеспечивает качественную работу трансмиссии. Но кроме этого продукт должен обладать противозадирными, противоизносными, антикоррозийными свойствами. К тому же обеспечивать хорошую защиту при взаимодействии с водой, но при этом быть совместимым с резиновыми деталями КПП.

Добиться этого можно двумя способами: добавлять в обычную трансмиссионную смазку специальные присадки или сразу покупать дорогой продукт известного производителя. О том, нужно ли менять оксоль, скажет инструкция по эксплуатации автомобиля. Часто современные машины не требуют этой процедуры. Но проверка уровня смазывающего вещества в КПП обязательна, и по необходимости его следует доливать. К тому же это должен быть всегда один и тот же вид жидкости.

Уровень смазки необходимо проверять каждые три месяца или после 15 тысяч км пробега. Полную замену жидкости желательно провести по прошествии 5 лет с начала эксплуатации машины. Может быть и утечка оксоли через сальники. Кстати, в стареньких авто это случается достаточно часто. Поэтому внимательность к коробке передач не повредит.

Вернуться к оглавлению

Масла для гидравлических систем авто

Для гидротормозных и амортизаторных устройств автомобиля используют специальные гидравлические смазки. В частности, они применяются в таких системах:

  • гидроусилитель руля;
  • подвеска гидропневматического типа;
  • амортизаторы и рулевая рейка;
  • гидротормозные системы.

Классификация гидравлических масел включает в себя три группы:

  •         Группа А: нефтяные гидравлические масла, не содержащие присадок и используемые в малонагруженных гидросистемах с поршневыми или шестеренными насосами, работа которых осуществляется при давлении не более 15 МПа и температуре масла, не превышающей 80°С.
  •         Группа Б: масла, содержащие в себе антиокислительные и антикоррозионные присадки. Применяются для гидросистемах средней нагрузки с насосами различных типов, работающими при давлении в пределах 2,5 МПа и температуре смазки более 80°С;
  •         Группа В: хорошо очищенные гидравлические масла с содержанием антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных присадок. Используются в гидравлических системах, давление которых составляет более 25 МПа, а температура масла в объеме – более 90°С.

По ГОСТ 17479.3-85 гидравлические смазки обозначаются набором букв и цифр, где МГ – масло гидравлическое, далее следует цифра класса вязкости, затем указывается группа, в которой относится масло. При выборе такой смазывающей жидкости необходимо опираться на данные, указанные в паспорте автомобиля.

maslomotors.ru

Характеристики трансмиссионных масел

В этой статье мы поговорим о характеристиках трансмиссионных масел, позволяющих им выполнять свои функции. Для начала нужно определиться с этими самыми функциями, наметить «цели и задачи», так сказать. Масло в коробке передач в первую очередь должно хорошо смазывать (как и моторное масло, в общем-то). Банальность, конечно, но это отправная точка в определении основных характеристик трансмиссионки.

Смазывающие свойства – это способность масла принимать на себя и «гасить» за счёт вязкостных свойств усилия, которые в противном случае воздействовали бы на твёрдую поверхность деталей механизмов, разрушая её и вызывая тем самым износ этих деталей.

Исходя из этого определения, в первую очередь трансмиссионные масла должны иметь достаточно хорошие вязкостные свойства, плюс противоизносные и противозадирные присадки.

В отличие от моторных трансмиссионные масла не контактируют с горячими зонами цилиндропоршневой группы и с продуктами сгорания топлива, на борьбу с которыми тратится основной объём антиокислительных и диспергирующих присадок. Соответственно, в трансмиссионке они не нужны, по крайней мере в больших количествах. С другой стороны, температуры в узлах трансмиссии иной раз доходят до 150°C, плюс присутствует вода и кислород из атмосферы, что требует наличия какого-то количества антиокислителей. Ниже перечислим основные характеристики трансмиссионных масел:

  • смазывающие свойства
  • вязкостные и антифрикционные характеристики
  • термоокислительная стабильность
  • антикоррозионные свойства
  • антипенные свойства
  • совместимость с материалом уплотнений
  • стабильность при длительном хранении

Теперь подробнее о каждом из них.

Смазывающие свойства трансмиссионного масла

Как я уже писал в начале статьи, главная функция моторного – это снижение износа деталей и предотвращение задира на них. Это и называется смазывающей способностью масла. Из статьи о свойствах моторного масла мы помним, что эта способность напрямую зависит от вязкости.

Чем выше вязкость, тем лучше смазывание. Это справедливо для гидродинамического режима трения, то есть там, где отсутствует непосредственный контакт металлических поверхностей. Однако в трансмиссии гораздо чаще, чем в двигателе, возникают смешанный и граничный режимы трения, при которых металл деталей входит в непосредственный контакт при высокой температуре и большой нагрузке. В этом случае детали предохраняют противоизносные и противозадирные присадки, в качестве которых используются содержащие серу и фосфор соединения.

Вкратце механизм их действия таков: при взаимодействии двух деталей (например, шестерёнок) с высокой нагрузкой в зоне микроконтакта возрастает температура, порой до порога плавления металла. В этот момент вещество присадки вступает в химическую реакцию с металлом поверхности, образуя так называемые модифицированные слои (или «эвтектические смеси») с меньшим напряжением сдвига. Сродни тонкой наледи вместо микролужи на асфальте после заморозков. Такая «наледь» может и сдвинуться вслед за контактирующей поверхностью, которая «проскользит» по ней без вреда для деталей (особенно если учесть, что такие зоны образуются на обеих соприкасающихся деталях). И даже если этот модифицированные слой разрушится, то в момент следующего напряжённого контакта он образуется вновь, и так далее, до полного срабатывания противозадирной присадки.

Таков механизм действия противозадирных и противоизносных присадок в трансмиссионном масле. В этих условиях вязкость не имеет особого значения для достижения защитного эффекта, однако при малой вязкости слой масла может быть слишком тонким, соответственно, в нём будет недостаточно этих присадок. Поэтому в маловязких маслах концентрацию серо-фосфорсодержащих присадок увеличивают примерно в полтора раза.

Вязкость и потери энергии на трение

В отношении вязкостных характеристик трансмиссионных масел предъявляются противоречивые требования. С одной стороны (и мы отметили это выше) при доминировании граничных и смешанных гранично-гидродинамических режимах трения вязкость не имеет принципиального значения для достижения большей сохранности деталей. А потери энергии на трение тем меньше, чем меньше вязкость масла. Надо сказать, что в трансмиссии они довольно высоки, около 50%. То есть, если двигатель выдаёт КПД 25%, то до колёс доходит примерно 12-13%. При использовании маловязких масел и антифрикционных присадок можно достигнуть экономии топлива порядка 2-3%. Немного, но в масштабах автопарка чувствительно. Ещё один плюс от малой вязкости – облегчённый пуск (особенно зимой) и работа трансмиссии в холодном состоянии. В этой связи понятно стремление производителей сделать трансмиссионные масла как можно менее вязкими.

С другой стороны, большая вязкость позволяет маслу лучше удерживаться на смазываемой поверхности, и её уменьшение может привести к увеличению износа, возникновению задиров и питтинга (микровыемки, выкрошенные в металле, снижающие прочность детали в целом). Ведь противоизносные присадки в этом случае не смогут помочь, они просто стекут вместе с маловязким маслом с детали. Помимо этого, слишком низкая вязкость может увеличить утечку масла через уплотнения трансмиссии.

Выход из этой ситуации с противоречивыми требованиями найден благодаря улучшению технологии изготовления агрегатов трансмиссии. Качественные уплотнения, преобладание граничных режимов трения и минимизация свободного пространства позволяют-таки использовать маловязкие масла. (Если вдруг захотелось подробностей по термину вязкости, можно почитать статью о вязкости моторных масел, там всё разложено по полочкам).

Антиокислительные свойства

В процессе работы в агрегате трансмиссионное масло нагревается в следствие трения. Вместе с кислородом воздуха и каталитическим воздействием металлов деталей возникают условия для активного окисления. В этом случае начинают окисляться и выпадать в осадок нерастворимыми соединениями все компоненты масла, включая противозадирные присадки, недостаток которых может вызвать поломку узла трансмиссии. Наибольшее значение для ускорения процесса окисления имеет температура. Надо отметить, что синтетическая основа более термостабильна, нежели минералка (ещё один довод в пользу синтетики в трансмиссии).

В общем, понятно, что окисление – это очень плохо. Для борьбы с ним добавляют антиокислительные присадки. Они реагируют со свободными радикалами и другими химически активными компонентами, превращаясь вместе с ними в растворимые неактивные вещества, то есть попросту в безвредный и бесполезный балласт, либо разлагают эти компоненты на менее активные. Это позволяет снизить степень окисления до приемлемых значений.

Антикоррозионные свойства

В узлах трансмиссии используются детали из цветных металлов, таких как алюминий, медь, свинец, различные сплавы с оловом и другим цветметом. Цветные металлы достаточно легко корродируют, взаимодействуя с продуктами окисления масла. Соответственно, чем быстрее масло окисляется, тем интенсивнее подвергаются коррозии эти детали. Поэтому у антикор-присадок задача нейтрализовать продукты окисления до их реакции с металлами. От антиокислителей они отличаются тем, что одним из механизмов работы антикоров является покрытие поверхности тонкой плёнкой, устойчивой к воздействию кислот и воды (которая тоже добавляет свои пять копеек в дело коррозии металла). Помимо собственно защиты детали эта плёнка «пассивирует» металл, то есть снижает его каталитическую способность в отношении окисления масла. Так что многие антикоррозионные присадки являются дезактиваторами металла, а значит добавляют антиокислительных свойств продукту.

Антипенные свойства

В процессе функционирования трансмиссионные масла активно перемешиваются с воздухом, что приводит к образованию пены. На способность к пенообразованию в значительной мере влияет фракционный состав масла, степень и глубина его очистки, свойства функциональных присадок, давление и температура. У парафиновой составляющей стойкость к вспениванию выше, чем у нафтеновой, поэтому маловязкие масла (в которых количество парафинов сведено к минимуму) лучше пенятся. Загрязняющие примеси, как и некоторые присадки в трансмиссионное масло увеличивают прочность плёнки пузырьков, в результате образуется стойкая пена. Процесс пенообразования проходит активнее с повышением температуры. В случае образования стойкой пены смазывание трансмиссии проходит масловоздушной смесью, в которой недостаточно непосредственно масла, поэтому детали быстро выходят из строя.

Антипенные присадки снижают поверхностное натяжение маленьких пузырьков воздуха, в результате чего они объединяются в более крупные и легко лопаются, не успевая образовать устойчивую пену.

Совместимость с материалами уплотнений

Помимо прочего композиционный состав трансмиссионных масел проверяют на взаимодействие с уплотнениями агрегатов, стараясь снизить его до минимума. Основная цель – не допустить набухания эластомеров, которые изменят при этом свои физические свойства, а значит и способность к герметизации соединения. Современные масла могут даже оказывать положительное воздействие на материал уплотнений, восстанавливая их первоначальную структуру.

Стабильность при длительном хранении

И наконец, полученный состав трансмиссионного масла должен быть стабилен при длительном хранении, поскольку иногда в состоянии покоя происходит выпадение присадок в осадок. В результате масло лишается части своих свойств и не обеспечивает должную защиту узлов и агрегатов трансмиссии.

Кстати, в этой связи встречал я любопытный случай, когда производитель масел заявлял о приемлемости выпадения осадка при длительном хранении и рекомендовали применять такое масло после энергичного взбалтывания до растворения выпавшего осадка. Видимо, какая-то часть присадок может менять своё состояние без потери качества конечного продукта. Но это ни в коем случае не совет применять масла не взирая на наличие осадка, поскольку никто кроме специалистов производителя доподлинно не знает, какие именно присадки входят в то или иное масло и могут ли они безнаказанно выпадать в осадок, затем вновь растворяться в масле. Да и как-то не солидно это, «после сборки доработать напильником», навроде того…

Вот и все основные характеристики трансмиссионных масел, помогающие агрегатам работать безотказно в штатных режимах. Напоследок отмечу, что основную долю всех присадок в трансмиссионных маслах занимают противоизносные/противозадирные присадки, поскольку они в основном и срабатываются в процессе, в отличие, например, от моторных масел, в которых основной объём присадочного пакета, не считая модификаторов вязкости занимают детергенты и дисперсанты (эти непонятные слова можно «опонятить» в статье о составе моторного масла, если кому интересно). В линейках многих маслопроизводителей есть трансмиссионные продукты, имеющие в названии латинские буквы EP, от английских слов Extreme Pressure, то есть экстремальное давление. Пишутся они на маслах категории качества GL-4 по стандарту API (что это такое, прочитать можно в статье о классификации трансмиссионных масел), и говорят как раз о превалирующем наличии противоизносных и противозадирных присадок в продукте. Практические рекомендации по заливке можно посмотреть в статье о том, какое масло лить в МКПП.

masloteka.ru

Трансмиссионные автомобильные масла

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобильная химия

Трансмиссионные автомобильные масла

К трансмиссионным маслам относятся материалы, применяемые для смазки зубчатых передач агрегатов трансмиссии, а также масла, используемые в гидротрансмиссиях.

В современном автомобилестроении применяются зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые передачи. Преимущество их перед передачами с прямыми зубьями -г в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.

В агрегатах трансмиссии современных машин трансмиссионные масла выполняют следующие функции:— снижают износ деталей;— уменьшают потери энергии на внешнее трение; увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей; защищают детали механизмов от коррозии.

Масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность.

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами, масла для трансмиссий автомобилей с периодической эксплуатацией— хорошими защитными свойствами и т. д.

Условия, в которых работает масло в шестеренчатой передаче, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скоростью относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта.

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах — от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120—130 и даже 150 °С в процессе работы.

В температурном режиме работы в зубчатых передачах различают три наиболее характерные температуры: минимальную — в момент начала работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную — соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную — наиболее вероятную во время эксплуатации.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать —60 °С. Максимальная и среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов. Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60—90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150—200 °С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1,5—3 м/с; в некоторых агрегатах они достигают 9—12 м/с; для гипоидных передач скорости скольжения составляют 15 м/с и более.

В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе зацепления составляют обычно 0,5—1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа.

В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.

Трансмиссионные масла должны характеризоваться: — высокими противоизносными, противозадирными и противопиттинговыми свойствами;— хорошей термической и термоокислительной стабильностью; способностью защищать смазываемые поверхности от коррозионного воздействия агрессивных веществ;— пологой вязкостно-температурной кривой и сравнительно малой вязкостью в области отрицательных температур; стойкостью к пенообразова-нию;— высокой физической стабильностью в условиях применения и длительного хранения;— способностью не оказывать вредного воздействия на резиновые уплот-нительные материалы.

Компоненты трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему, включающую две группы компонентов: первая — основа масла, вторая — функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.

Основой трансмиссионных масел обычно служат высококачественные дистиллятные или остаточные минеральные масла, подвергнутые специальной очистке и депарафинизации, фракции нефтей асфальтового основания, высокополимерные соединения и синтетические масла.

Однако дистиллятные масла (легкие сорта индустриальных масел, трансформаторные) имеют слишком малую вязкость при высоких температурах, а остаточные масла (МС-20, МК-22, АК-15) — высокую вязкость при низких температурах.

Поэтому для получения трансмиссионных масел с необходимыми вязкостно-температурными свойствами используются следующие методы:— смешение высоковязких масел с маловязкими;— загущение маловязких масел высокополимерными загущающими присадками;— глубокая очистка масел для удаления из них компонентов с неудовлетворительными вязкостно-температурными свойствами.

Наиболее перспективным способом получения трансмиссионных масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами является загущение маловязких масел типа АСВ-5, МС-8, И-12А и других высокополимерными присадками. В качестве загущающих присадок используют главным образом полиизобутилены, полиметакрилаты, виниполы и др. После добавления к данным маслам загущающих присадок может быть получено масло, работоспособное при самых низких температурах.

К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой. Для получения таких масел используют синтетические углеводородные масла, сложные эфиры двухосновных карбоновых кислот, сложные эфиры многоатомных спиртов, полисилоксановые жидкости и др. Типичное синтетическое масло имеет вязкость 7,1 мм2/с при 100 °С, 22 Па-с при — 40 °С, температуру вспышки 230 °С, температуру застывания —57 °С. Широкое применение синтетических масел сдерживает их высокая стоимость (в три-четыре раза выше, чем минеральных масел).

Обязательным компонентом современных трансмиссионных масел являются присадки, улучшающие их эксплуатационные свойства; как правило, они вводятся в масла при их изготовлении. Применяют антифрикционные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные, защитные, моющие и диспергирующие, противопенные, депрессорные и другие типы присадок.

Противоизносные присадки в большинстве случаев — по-верхностно-активные вещества. К ним относятся животные и растительные жиры, жирные кислоты и их эфиры, мыла жирных кислот и др. Эти вещества адсорбируются на поверхностях трения, препятствуя их непосредственному контакту.

Хорошими противоизносными и противозадирными присадками являются серусодержащие соединения: осерненные минеральные масла, олефиновые полимеры, дисульфиды и полисульфиды и др. В условиях повышенных температур и нагрузок эти соединения взаимодействуют с металлом с образованием пленки сульфида железа на поверхностях трения, препятствующей износу и задиру.

Противозадирный эффект обеспечивается и при использовании хлор-содержащих присадок. К ним относятся гексахлорэтан, хлорированный парафин, ароматические -углеводороды, минеральные масла и др. Однако хлорсодержащие соединения коррозионно-агрессивны, особенно при контакте с водой. Хлорсодержащие присадки применяют, как правило, в сочетании с другими присадками, устраняющими этот недостаток.

Противозадирный и противоизносный эффекты достигаются также фосфорсодержащими присадками — органическими производными фосфорных и фосфористых кислот, их средними эфирами, солями кислых эфи-ров и др. Фосфорсодержащие присадки эффективно повышают нагрузку заедания трущихся поверхностей при малых скоростях скольжения, но недостаточно эффективны при высоких скоростях и ударном нагружении. В товарные масла вводят присадки с несколькими активными элементами (S—CI, S—Р, С1—Р). В этом случае действие одного активного элемента при изменении условий трения дополняется действием другого.

Трансмиссионные масла длительное время работают при высоких температурах и окисляются, что может привести к существенному изменению их свойств. Чтобы избежать этого, к маслам добавляют антиокислительные присадки. К ним относятся соединения типа фенолов, соединения, содержащие серу, фосфор, аминные и другие функциональные группы. Для защиты деталей от коррозии в масло добавляют антикоррозионные присадки — соединения, содержащие серу, фосфор, серу и фосфор одновременно, образующие каталитически неактивную пленку на поверхности металла, предохраняющую ее от воздействия продуктов окисления масла.

Для предотвращения пенообразования в масле используются противопенные присадки, в основном кремнийорганические соединения. Противопенные присадки добавляют к трансмиссионным маслам в количестве не более 0,01%.

Для понижения температуры застывания масел и улучшения их текучести при низких температурах применяют депрессорные присадки (полиметакрилаты, окисленный петролатум и др.). Эффективность действия этих присадок зависит от химической природы масла, его вязкости, содержания высокозастывающих углеводородов. Присадки могут понизить температуру застывания масел на 5—25 °С. Иногда в одном соединении содержится несколько различных функциональных групп, что делает присадку универсальной. Примером многофункциональных присадок являются соли кислых эфиров диалкилдитиофосфорной кислоты. Они обладают противоизносными, противозадирными, моющими, антикоррозионными, антиокислительными, депрессорными свойствами.

Классификация и ассортимент

В агрегатах трансмиссии автомобилей применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2—85 «Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система обозначений» масла классифицированы по классам и группам в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств:

В зависимости от смазывающих свойств масла делят на пять групп. С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается следующим образом: ТМ — трансмиссионное масло, цифра 5 — группа по эксплуатационным свойствам, цифра 12 — класс вязкости.

Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38-101529—75), применявшиеся на старых моделях автомобилей. Нигролы — это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел.

К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления — ТС (ОСТ 38.01260—82, прежнее обозначение ГОСТ 4002—53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.

В группу ТМ-3 входят масла ТСп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652—79.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и все-сезонного для северных районов страны.

ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей.

ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В противоиз-носные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в ка-чреве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначено для тяжелонагруженных цилиндрических й спирально-конических передач, в том числе большегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.

К группе 4 относятся масла ТСп-14гип (ГОСТ 23652—79), ТСз-9гип (ОСТ 38-101 i58….. 78), ТСгип (ОСТ 38-01260—82, прежнее название — масло по ГОСТ 4003—53).

ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передав грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.

ТСз-9гип предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до — (50—55) °С. Ввиду маЛой вязкости и ухудшения противо-износных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период.

ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизнос-ных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.

В группу 5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 23652—79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844—80).

ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах.

ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах, однако пока в промышленных масштабах оно не производится.

Основным сортом, применяемым для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179—79). Это масло имеет температуру застывания —40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494—84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели — работоспособно до — 50 °С.

В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р, выпускаемое по тем же ТУ, что и масло марки А. Применяют в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.

Эксплуатационные свойства

Качество трансмиссионных масел оценивают по результатам их испытаний в лабораторных, стендовых и эксплуатационных условиях. Лабораторными методами определяют физико-химические показатели масел: плотность, кинематическую и динамическую вязкость, температуру вспышки, температуру застывания, термическую стабильность, содержание воды, механических примесей, коррозионное воздействие на медные и стальные пластины, кислотное число, смазывающие свойства и некоторые другие.

Стендовые испытания масел проводят на специальном оборудовании (машинах трения) или на агрегатах трансмиссии автомобилей. Этими испытаниями определяют влияние масел на износ и состояние деталей агрегатов при выбранных режимах, соответствующих наиболее напряженным условиям эксплуатации.

Испытания на автомобилях проводят для определения влияния масел на надежность работы агрегатов трансмиссии: краткосрочные — серия циклов на режиме «разгон — резкое замедление» для оценки противоза-дирных свойств масел и длительные — в условиях рядовой эксплуатации.

Вязкостно-температурные свойства. Одним из важнейших показателей, характеризующих эксплуатационные свойства масел, является вязкость. От вязкости масла зависят потери энергии на трение в агрегатах трансмиссии. Опыт эксплуатации показывает, что при температуре — 10 °С вязкость масла ТАп-15В достигает 30 ПА-с, при этом КПД заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 снижается до 50 %, а расход топлива увеличивается в 2 раза по сравнению с нормой. При движении автомобиля температура масел в агрегатах трансмиссии возрастает по сравнению с температурой окружающего воздуха, но в зимний период остается низкой (рис. 1).

Интенсивность изменения температуры в агрегатах зависит от режима движения автомобиля и температуры окружающего воздуха. При частых остановках температура резко снижается, особенно в зимний период (см. рис. 1.8). Температура масла в коробке передач значительно выше, чем в ведущем мосту, ввиду прогрева от двигателя, а также вследствие более интенсивного охлаждения ведущего моста воздухом при движении автомобиля.

По данным об относительном увеличении потери энергии в агрегатах трансмиссии автомобилей в зависимости от температуры при использовании различных масел и экономии топлива, которая может быть получена в процессе эксплуатации автомобилей за счет применения масел с улучшенными низкотемпературными свойствами, наилучшие показатели имеют следующие масла: в умеренной климатической зоне — ТСп-15К для грузовых автомобилей и ТАД-17И для легковых автомобилей; в северных райи нах страны — масло ТМ5-12рк.

Рис. 1. Изменение температуры масла в коробке передач (1) и в ведущем мосту (2) при движении автомобиля

Применение в агрегатах трансмиссии маловязких масел, не рекомендованных автозаводами, недопустимо, так как может привести к утечкам масла через сальники, повышенному износу деталей и выходу агрегатов трансмиссии из строя. Минимальные значения вязкости масел в агрегатах трансмиссии должны быть 10—20 мм2/с, что определяется их противо-износными свойствами и способностью сальниковых уплотнений предотвращать утечку масла. Максимальная вязкость определяется возможностью преодоления сопротивления вращению застывшего масла в агрегатах при трогании автомобиля с места, зависит от конструкции автомобиля и составляет 300—600 Па-с.

Смазывающие свойства. Работа шестерен агрегатов трансмиссии происходит в основном в условиях граничного трения, при которых повышается износ зубьев шестерен. Интенсивность изнашивания во многом зависит от смазывающих свойств применяемых масел. Смазывающие свойства — способность масла адсорбироваться на рабочей поверхности с образованием граничного слоя — определяются совокупностью противо-износных, противозадирных и противопиттинговых показателей масла.

Смазывающие свойства оценивают на четырехшариковой машине трения по обобщенному показателю индекса задира Я3. Чем выше #„ тем лучше смазывающие свойства масла. При оценке противоизносных и противозадирных свойств принимают во внимание критическую нагрузку заедания Ркр и сваривания шаров Рс, а также диаметр пятна износа £)„. Значение Ркр характеризует нагрузку, при которой разрушается масляная пленка в зоне контакта, Рс — нагрузку, при которой происходит задир шаров, D„ — износ шаров после 1 ч испытаний.

Наиболее высокие требования по противозадирным свойствам предъявляются к маслам для гипоидных передач, в которых удельные давления в зоне контакта зубьев достигают 4000 МПа. Значение ИЗ для гипоидных масел составляет 60 ед., у масел для спирально-конических передач этот показатель должен быть не менее 50 ед. Для масел, используемых в коробках передач, противозадирные свойства имеют второстепенное значение.

Следует отметить, что выбор масел для гипоидных передач осуществляется с учетом режима работы агрегатов. Так, для гипоидных передач грузовых автомобилей эксплуатационный режим характеризуется постоянными повышенными удельными нагрузками на зубья шестерен и относительно небольшими скоростями вращения; для легковых автомобилей характерны высокие скорости вращения и переменные режимы по нагрузке. Это обстоятельство учтено при создании масел и выборе их рецептуры. Гипоидные масла ТС-14гип предназначены только для грузовых автомобилей, масла ТСгип — только для легковых автомобилей, а масло ТАД-17И — универсальное, может использоваться в агрегатах трансмиссии как грузовых, так и легковых автомобилей.

Противоизносные свойства масел влияют на интенсивность изнашивания зубьев шестерен. Масла со значением D„ = 0,4-^0,5 мм обеспечивают в 1,5 раза меньший износ деталей, чем масла с Ол = 0,84-0,9 мм. Наиболее эффективными маслами по этому показателю являются ТАД-17И и ТСп-15К.

Противопиттинговые свойства — склонность масел предотвращать усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев шестерен под влиянием циклических нагрузок — при оценке физико-химических показателей масел не нормируются, но для различных масел неодинаковы. Время наступления питтинга зубьев шестерен сокращается при повышении рабочих температур масла и снижении его вязкости. Наилучшими противопиттинговыми свойствами в условиях повышенных температур обладают масла ТАД-17И и ТСп-15К, наихудшими — ТСп-10.

Стабильность против окисления. В процессе работы в агрегатах трансмиссии в результате взаимодействия масла с кислородом воздуха при повышенной температуре в присутствии каталитически активных металлов происходит изменение физико-химических и эксплуатационных свойств масла — увеличиваются вязкость и кислотное число, в масле накапливаются продукты окисления.

Повышение вязкости сопровождается ухудшением вязкостно-темпера-турных свойств. Увеличение кислотного числа может вызвать коррозию подшипников и других деталей агрегатов трансмиссии.

Антиокислительные свойства масла оцениваются термоокислительной стабильностью на приборах, имитирующих условия работы масел при повышенных температурах. Наилучшие показатели имеют масла на очищенной основе ТАД-17И, ТСп-15К, ТСп-14гип, ТМ5-12рк (см. табл. 1.13), что позволяет использовать их в агрегатах с увеличенным сроком службы масел.

Коррозионная агрессивность. В результате накопления органических кислот, а также попадания в масло паров воды из атмосферы может возникнуть коррозия металлических деталей агрегатов трансмиссии. Коррозионная агрессивность масла характеризуется изменением кислотного числа, содержания водорастворимых кислот и щелочей. Наиболее наглядной проверкой масел на коррозионную агрессивность является проба на стальную и медную пластинки при температуре выше 100 °С. Наименьшую коррозионную агрессивность имеют масла ТСп-15К, ТМ5-12рк, ТАД-17И, наибольшую — ТСгип.

Сроки смены масла. Сроки службы масел в агрегатах трансмиссии различных автомобилей находятся в широких пределах: от 24 до 75 тыс. км пробега. Это обусловлено различным качеством масел, конструкцией трансмиссии, условиями и режимом эксплуатации автомобилей.

Смену масла производят при значительном изменении его показателей по сравнению с исходными: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных свойств. На изменение показателей масла в значительной степени влияют условия эксплуатации: нагружен-ность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения (пыль, вода, продукты износа деталей), механическое воздействие и т. д.

Одним из важных факторов, определяющих срок смены масел, являются условия эксплуатации автомобиля. Наиболее нагружены агрегаты трансмиссии при эксплуатации автомобиля на грунтовой дороге (нагру-женность характеризуется передаваемой энергией на 1 км пробега), в наименьшей степени — на скоростных магистралях. Если принять удельную энергию при движении на скоростной дороге за 1, то в других условиях движения она составит соответственно: по булыжной дороге — 1,66, в городских условиях — 1,89, в горных условиях — 1,94, на грунтовой дороге — 2,21.

При повышении рабочей температуры масла значительно ускоряются окислительные процессы, растет количество отложений, которые, ухудшая теплоотвод от деталей, ужесточают условия их работы. При этом происходит интенсивное снижение противоизносных, противозадирных и антиокислительных свойств масла.

Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита агрегатов от проникновения пыли и влаги. Наличие в масле дорожной (кварцевой) пыли приводит к резкому снижению противоизносных свойств масла, которое невозможно компенсировать самыми эффективными присадками.

Поступление воды в масло также ухудшает его противоизносные и противозадирные свойства. В частности, при попадании в масло ТСгип 5 % воды нагрузка сваривания масла Рс снижается в 2 раза, а диаметр пятна износа D„ увеличивается в 2 раза. Срок службы масла в значительной степени зависит от его качества, и в первую очередь от термоокислительной и механической стабильности, противоизносных и антикоррозионных свойств.

В большинстве случаев критерием при установлении срока смены масла служит изменение его физико-химических показателей (вязкости, кислотности, содержания активных элементов присадки) или изменение противоизносных свойств масла, а также состояние деталей агрегатов трансмиссии после испытаний. Одним из параметров, опеределяющих необходимость замены масла, считают повышение вязкости на 50 %.

Сроки службы до замены трансмиссионных масел в современных легковых автомобилях различны и составляют 60—75 тыс. км пробега. В некоторых моделях легковых автомобилей смена масла не производится в течение всего срока службы. Чаще всего это практикуется в ведущих мостах с гипоидными передачами. Необходимым условием бессменной работы масла являются его высокие эксплуатационные свойства и надежная герметизация узла.

В трансмиссиях грузовых автомобилей смена масла осуществляется в зависимости от условий эксплуатации через 24—72 тыс. км, но, как правило, не реже 1 раза в год.

Наилучшими эксплуатационными свойствами обладают масла: ТАД-17И — для применения во всех агрегатах трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, ТСп-15К — для всех агрегатов трансмиссии автомобилей с негипоидными передачами, ТМ5-12рк — для агрегатов трансмиссии грузовых автомобилей в Северных районах страны. Марки трансмиссионных масел должны применяться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобилей. Однако на практике возможна ситуация, при которой возникает необходимость смешивания масел. Как вынужденная временная мера это допустимо. (Исключением является масло ТСз-9гип, которое несовместимо с другими маслами.) Смеси масел можно использовать в коробках передач и в ведущих мостах с негипоидными передачами. В гипоидных передачах должны использоваться только гипоидные масла.

Читать далее: Пластичные автомобильные смазки

Категория: - Автомобильная химия

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru