Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Почему такой дорогой бензин


Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Занятная получается ситуация, “чёрное золото” дешевеет, а бензин время от времени дорожает. Как такое вообще могло произойти? Действительно, всё это очень интересно. Особенно учитывая тот факт, что Российская Федерация – углеводородное государство, в бюджет за счёт одних лишь нефти и газа поступает n-ное количество средств. Именно поэтому мы решили рассказать Вам о том, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Чтобы понять, по каким причинам всё это происходит, придётся вдаться в определённые подробности. А их немало. И в ходе данной статьи мы разложили всю необходимую информацию по полочкам.

Почему бензин в России стоит дорого даже когда нефть дешевеет

Эксперты говорят, что явление напрямую связано с произволом – цена никак государством не контролируется, а потому бензин дорожает при дешевеющем сырье. Всё дело в монополистах, буквально захвативших весь топливный рынок – они манипулируют сложившейся ситуацией так, как посчитают нужным и возможностей хорошо заработать не упускают вовсе. Нет, это далеко не общественный сговор. Здесь всё делается в сугубо личных интересах. Владельцы заправок ориентируются друг на друга, стараясь удерживать цены примерно на одном уровне. А потому мы не можем говорить о какой-то честности, когда стоимость “чёрного золота” падает день ото дня и уже равна сорока с лишним долларам, а топливо по-прежнему продолжает дорожать. Странная тенденция, разве не так?!

Антимонопольный комитет по неизвестным нам причинам бездействует, а потому владельцы заправок с радостью поднимают цены на бензин и дизельное топливо ради своей выгодны – ради ещё большего притока капитала. Как считаете Вы, почему в Правительстве никто не предпримет кардинальных мер? Почему не запретят столь “ядрёные” накрутки? Не знаете? И никто этого не знает. Возможно, всё дело в желании обойти конфликт стороной, не ввязываясь ни в какие рыночные распри. Конечно же, кто-то может подумать, что чиновники имеют неплохую материальную выгоду со всего этого и смысл так думать есть. Однако, доказательств никаких по-прежнему нет.

Теория: что нужно сделать, чтобы ситуация кардинально поменялась?

На этот вопрос можно ответить, обратившись к другим странам, антимонопольные комитеты которых не бездействуют.

На сегодняшний день вопрос о том, почему в России дорогой бензин, когда нефть дешевеет, актуален как никогда ранее. Также люди обеспокоены тем, что власти бездействуют. Они словно не замечают проблемы. Но кто сказал, что всё потеряно? Напротив, изменить ситуацию можно всегда, достаточно дать правильные указания антимонопольной службе и тогда всё нормализуется. Проводимые работы должны быть предельно прозрачными со всех точек зрения, чтобы не было подозрений на монополизацию рынка. Хорошим примером для нас может стать Германия, где цены возвращают на прежнее место, как только замечают подозрительные их скачки. Так почему бы не последовать примеру этой страны? После того, как стоимость топлива возвращена на место, начинается расследование. Притом торговцу приходится реализовывать товар по старому ценнику, потому что он боится уголовной ответственности. Данный подход со слов самой антимонопольной службы Германии обуславливается тем, что если на время разбирательств цена останется повышенной, это может ударить по экономике государства и нанести ей неслабый ущерб.

Свои методы борьбы с монополизацией рынка есть и у итальянцев. Причём правило довольно уникально и в какой-то мере интересно: крупные супермаркеты могут быть возведены лишь там, где обычные магазины открыть невозможно. Притом они обязаны поддерживать местного производителя, продавая часть товара исключительно местного производства. Такая система ведения бизнеса может быть легко внедрена не только на государственном уровне, но и на региональном.

Почему цены на бензин в разных странах отличаются друг от друга?

А ведь действительно, почему в одном государстве одна цена на бензин, а в другом – совершенно другая? Нефть-то везде стоит одинаково. Так почему же бензин дорожает фактически у нас одних?

Правительство буквально заставляет людей переживать и гадать: а подорожает ли бензин в ближайшем будущем или нет. Мы – нефтяное государство, у нас огромные запасы “чёрного золота”, так откуда такие цены? К слову, стоимость бензина у нас фактически сравнялась с Америкой, а в некоторых регионах успешно обогнала Западного брата. Обычному человеку, далёкому от экономики, довольно сложно понять, что конкретно влияет на ценообразование. Давайте разберёмся, почему же нам приходится за литр собственного топлива платить больше, чем Америке, закупающей это добро у нас в Российской Федерации. Притом хотелось бы отметить, что ситуация остаётся неизменной вот уже n-ное количество лет. Более того, соотечественники потихоньку свыкаются с этой мыслью и всё меньшее количество людей задаётся вопросом: почему в России дорогое топливо при дешёвом нефтяном сырье? Однако, настало время новой волны волнений, которую породили скачки в цене на целых двадцать процентов. Равнодушным к сложившейся ситуации не остался никто.

Что говорят политики по поводу повышения стоимости бензина

Чиновники из года в год выступают с фактически идентичными заявлениями. Они говорят, что пытаются всевозможными способами сдерживать увеличение стоимости “чёрного золота”, но это у них никак не выходит. Топливо крайне быстро дорожает и с этим фактом приходится мириться – другого выхода на данный момент никто не видит.

К слову, Вы не обращали внимания на тот факт, что если нефть начинает ещё сильнее дешеветь, цена на бензин даже не колеблется – она остаётся неизменной. Как объяснить это? Всё правильно, есть работа для антимонопольного комитета, который по каким-то причинам продолжает успешно бездействовать.

Мнение экспертов по этому поводу

Не смогли обойти стороной этот вопрос эксперты и аналитики. Притом высказаться решили не только наши соотечественники, но и понимающие люди из множества других стран.

Возможно, именно они смогут дать нам внятный ответ на то, почему в Российской Федерации дорогой бензин при дешёвой нефти.

Аналитики связывают это не только с бездействием комитета, но и с непомерно большим уровнем инфляции. К примеру, в пятнадцатом году он достиг отметки в семнадцать процентов вместо предполагаемых двенадцати. Существенная разница, да?

Хотелось бы отметить, что уже на этом этапе цены выросли значительно выше установленной прошлыми прогнозами планки. Иными словами, если экономический кризис продолжится или наберёт ещё большую силу, рост стоимости топлива остановить не удастся даже в том случае, если стоимость нефти в очередной раз упадёт ниже сорока долларов за бочку. С другой стороны, в России действует интересный закон: пока люди платят за топливо, оно будет дорожать.

А теперь немного статистики, гласящей, что процент иномарок ежегодно возрастает. То есть, у людей есть денежные средства на это. Наклёвывается простое заключение: люди приобретают дорогие автомобили (и ежегодно их количество растёт), а значит, у них есть денежные средства и стоимость бензина смело можно поднимать.

По мнению Правительства, ситуация некритична. Более того, некоторые чиновники и вовсе дивятся, почему же жителей России так волнует вопрос удорожания бензина при падающей стоимости нефти. Действительно, с чего бы это?!

Влияние стоимости топлива на ценообразование в РФ

Краткосрочный прогноз таков: топливо в ближайшее время продолжит дорожать. Это касается и бензина, и ДТ.

Зато есть неплохой задел на будущее – уже в семнадцатом году тенденция может смениться обратной. Однако, настораживает лишь один момент – не продолжат ли монополисты удерживать цену на прежнем уровне? Такой исход нам видится также вполне реальным. Если антимонопольный комитет продолжит бездействовать, это действительно случится и никакого видимого результата мы с вами не увидим.

Но у медали всегда две стороны, и вторая — не самая лучшая. Есть и обратные прогнозы, твердящие, что в ближайшее время посещение автозаправки станет небывалой ранее роскошью. Однако, и это далеко не всё, что может настораживать экспертов, аналитиков и граждан России. Ведь от стоимости бензина зависит многое.

Таким образом, подорожать могут все товары, окружающие нас сплошь и рядом. Почему? Ведь в стоимость каждого из них уже включена цена на бензин. И чем дороже обходится заправка автомобиля доставки, тем большая накрутка будет у магазина – никто не желает отдавать свои кровно заработанные деньги для удержания цены на прежнем уровне. Именно поэтому стоимостью бензина интересуются и те, у кого нет автомобилей и никогда не было.

К слову, это далеко не одна лишь доставка готового продукта в магазин. Сырьё-то для изготовления продукции тоже кто-то доставляет. Поэтому себестоимость товаров растёт не только из-за инфляции, но и из-за стоимости топлива. Под раздачу попадают кошельки бизнесменов, владельцев машин, пенсионеров и всех остальных категорий граждан нашего государства.

Сколько стоит бензин в других странах

Как уже было отмечено выше, не во всех странах падающие цены на нефть сказываются на удорожании бензина. В некоторых странах комитет работает как нужно и следит за ценообразованием. На формирование стоимости влияют следующие факторы:

  • Цена горючего в закупе;
  • Наценка самого производителя;
  • Размера налога;
  • Накрутка определённого процента оптовыми и розничными точками продаж – не более десяти процентов.

Больше всего на стоимость влияют первый и третий факторы. Налогообложение у каждого государства своё. Самый большой налог на топливо в Европе, точнее в Германии, Голландии, Португалии и Норвегии. Скажем больше, в России он ничуть не меньше. У Соединённых Штатов он значительно ниже – порядка двадцати процентов от розничной стоимости ДТ и бензина. Тогда как у некоторых государств налога нет вовсе, к таким относятся – Саудовская Аравия, Кувейт и другие.

Таким образом, на сегодняшний день в разных странах топливо стоит по-разному:

  • Венесуэла — 1,2 рубль за литр;
  • Иран — 3,5;
  • США — 23,8;

Ну а за Россию и говорить не будем, Вы и так сами всё прекрасно знаете.

Что будет с бензином в дальнейшем?

Сложно сказать. Даже у экспертов нет единого мнения по этому поводу. Ясно одно, что в ближайшей перспективе углеводороды должны начать дорожать. Это всенепременно отразится и на стоимости топлива.

Теперь Вы знаете, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Велика вероятность того, что после подъёма стоимости “чёрного золота” топливо продолжит дорожать – спекулянты своё дело знают и они обязательно воспользуются сложившейся ситуацией.

bankiclub.ru

почему бензин такой дорогой?

0

01.06.201813:0501.06.2018 13:05:19

Сегодня я хочу рассказать почему бензин такой дорогой в России.Давайте разберем на диаграмме из чего складывается цена на бензин:

Как видно из графика цена бензина более чем на половину состоит из налогов которые мы платим государству.

Давайте также рассмотрим какие налоги платиться с с каждого литра бензина.

- Акцизы 22%- НДС 18%- НДПИ 17%- Прочие налоги 5%

Часто можно услышать фразу "На мировом рынке выросли цены на нефть и поэтому цены на бензин тоже растут" - но это не совсем правда. Если цена на нефть вырастит к примеру на 10% то цена на бензин вырастит на 1% т.к. доля стоимости нефти в цене бензина всего 10%, да и не закупаем мы нефть а производим и перерабатываем ее на внутреннем рынке и за рубли и прямой связи стоимости нефти в долларах на мировом рынке и стоимости бензина нет.

Что реально повлияло на стоимость бензина так это уже второе поднятие акцизов за этот год.

Но давайте оглянемся что же происходит вокруг, ближайшая страна от моего местоположения это Казахстан, там литр 92-го бензина стоит при пересчете в рубли примерно 31р., потому что налоговый сбор меньше, к примеру ставка НДС 12% а не 18%, и это при том что Казахстан частично закупает нефть в России.

Так что выводы делайте сами.

А еще сейчас собираются НДС поднять с 18% до 22%

01.06.201813:0501.06.2018 13:05:19

nikovit.ru

Почему бензин дорогой?

Высокие цены на бензин – одна из самых популярных тем для разговоров в нашей стране. Это объясняется тем, что в России большое число автолюбителей. Но даже если вы пользуетесь общественным транспортом, не стоит забывать, что стоимость бензина оказывает влияние и на тарифы городского транспорта.

Кроме того, рост цен на бензин влечет за собой рост цен и на другие товары, так как увеличиваются расходы на транспортировку. В России цены на бензин высокие, что особенно парадоксально, если учесть тот факт, что Россия – один из крупнейших экспортеров нефти. Даже в Америке бензин дешевле, чем у нас. Естественно, это не может не удивлять – запасы нефти в стране огромные, добывается она исправно, а бензин все равно дорогой. Почему? Попробуем разобраться.

США – крупнейший импортер нефти в мире, а цены на бензин там на 20% ниже, чем в России. Эта ситуация объясняется рядом причин. Одна из наиболее важных – привязка налога на добычу полезных ископаемых к ценам на нефть. По оценке Игоря Чеснокова, начальника аналитического отдела ИА "Интегрум", повышение стоимости нефтепродуктов в России следует относить к разряду констант во многом  из-за особенностей системы налогооблажения. Ведь цена горючего более чем на 50% формируется за счет многочисленных отчислений и сборов. Очевидно, что одним из способов ощутимо снизить цены на бензин является снижение налогов для нефтедобытчиков. В этом случае цены могли бы быть даже ниже американских. Начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин отметил, что в США налоги составляют лишь 11% в структуре цены на бензин. Не нужно иметь специального образования, чтобы понять, что при таких налогах стоимость литра бензина в Москве составляла бы лишь 60% от сегодняшней цены. А при расчете стоимости по американской схеме, выясняется, что бензин в России должен стоить еще дешевле. Однако у государства есть права на принятие решений по налогам и акцизам, и пока оно принимает вот такие решения.

почему холодильник стал сильно морозитьпочему хочется всё время спать усталость бесплатнопочему хрустят суставыпочему цвет книги красныйпочему человек ночью храпит

 

05.11.2018

www.qhhq.ru

Почему бензин такой дорогой? - news.tochka.net

Бензин в Украине дорожает, главным образом, из-за роста налогов и мировых цен на топливо © UKRFOTO

Вопрос дороговизны нефтепродуктов актуален всегда. Думаю, мы не ошибемся, если скажем, что за последние 15 лет не было ни единого периода, когда бы автомобилисты были довольны ценой на топливо. Она высока всегда. И на то есть абсолютно понятные причины. Предлагаем вам взглянуть на цепочку ценообразования топлива в Украине.

Рыночный эталон

Основополагающее влияние на цену АЗС имеет оптовая, или закупочная, стоимость топлива, которую формируют поставки по импорту и с украинских НПЗ. С 2005 года, когда были сняты налоги на импорт, внутренний рынок Украины стал рынком импортного паритета - полностью ориентированным на объективные мировые цены. Они формируются с учетом глобального спроса и предложения, и с ними сверяются все европейские страны. Автономное поведение цен наблюдается лишь в тех государствах, которые имеют собственную добычу и производство топлива и зачастую дотируют потребителя (Россия, Туркменистан, арабские страны).

Украина как страна-импортер нефти и нефтепродуктов сегодня полностью ориентирована на мировые котировки, что иллюстрирует прямая и оперативная зависимость цен на АЗС от внешних рынков. Для страны-импортера максимально открытый рынок является залогом объективности ценообразования и предупреждения возникновения дефицита.

Смотрите, как зависит стоимость бензина от цен на нефть (инфографика). 

Из чего сделана цена на бензин

Стоимость топлива на колонке состоит из четырех основных частей: закупочной цены, налогов, затрат и прибыли оператора. Налоги: акцизный сбор (с января увеличен на бензины с 132 до 182 евро/т, на ДТ - с 42 до 69 евро/т в зависимости от его качества), экологический сбор (от 30 до 68 грн/т, впервые введен с 1 января 2011 г.) и НДС (+20% к сумме закупочной цены и налогов).

Оптовая цена и налоги являются ключевыми составляющими цены, и их синхронный рост обусловил последнюю волну подорожания топлива в начале 2011 г. Закупочные цены выросли в декабре на 10%, налоги - на 40%.

К затратам прежде всего относится логистика - ж/д и автоперевозка и хранение. Для каждого региона эта величина индивидуальна, в среднем ж/д тариф составляет по Украине за 300 грн/т (22,5 коп./л), хранение - 1% от стоимости топлива, или до 10 коп./л.

Весьма индивидуальной величиной являются затраты на эксплуатацию АЗС. Этот параметр зависит от расположения и конфигурации комплекса. Данные затраты включают в себя стоимость электричества, воды, связь, поддержание обязательных систем безопасности, страховки и др. Разумеется, что чем крупнее объект, тем дороже его содержание. В Европе можно встретить немало так называемых холодных или автоматических АЗС, на которых действует система самообслуживания. За счет отсутствия затрат на персонал топливо на них, как правило, ощутимо дешевле. Такую же закономерность можно увидеть и в Украине. Средние же "по больнице" затраты на инфраструктуру прибавляют к цене литра топлива около 25 коп.

Смотрите инфографику "Что входит в стоимость бензина".

Сколько зарабатывает АЗС?

Экономика заправочной станции складывается из маржи и объема продаж. В периоды малых "проливов", например зимой, маржи, как правило, выше, тогда как в периоды активного потребления станции зарабатывают на объеме. В целом же цену или наценку определяет не оператор, а рынок и конкуренция. Крупные сети часто жалуются на конкуренцию с "разливайками", которые работают без освещения и сервиса, однако у таких "станций" тоже есть свой потребитель, и не считаться с ними сложно.

Если говорить о рентабельности автозаправочного бизнеса в целом, то в последние годы она колеблется в пределах 7-8%. По итогам 2010 года "грязная" маржа АЗС составила около 80 коп./л, или 8,6% от цены на стеле. Из-за уменьшения заработка на топливе по мере нарастания конкуренции, операторы этого рынка ищут дополнительные возможности для заработка. Ими в частности является расширение топливного ассортимента за счет так называемых фирменных марок и сжиженного газа. Кроме того, развиваются сопутствующие услуги. Например, наценка в пристанционном магазине зачастую превышает 25-30%. В последние годы доля прибыли АЗС от торговли нетопливными товарами и услугами постоянно растет.

Что будет?

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что с учетом текущих мировых цен на нефть и нефтепродукты и среднегодовой доходности розничных сетей цена А-95 на начало февраля должна составлять около 9,4 грн/л, дизтоплива - около 8,5 грн/л. Это объясняется как наличием большого запаса топлива у некоторых крупных операторов, сформированных в преддверии повышения налогов, так и давлением на трейдеров со стороны правительства.

Помимо мировых цен, которые в январе достигли отметки $100/барр., к факторам роста необходимо отнести инициативу украинских нефтеперерабатывающих компаний по введению пошлины на импорт нефтепродуктов в размере 130 евро/т бензина и 80 евро/т ДТ. По мнению ведущих автозаправочных сетей и отраслевых экспертов, это приведет к пропорциональному повышению розничной цены бензина на 1,2 грн/л,  дизельного топлива - на 80 коп./л. 29 января было объявлено о начале специального расследования, которое проведет Минэкономики и на основе которого будет сделан вывод о целесообразности введения импортных пошлин.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

news.tochka.net

Экономисты объяснили, почему в России дорогой бензин

Цены на бензин в России уже давно являются предметом всевозможных споров и причиной недовольства российских автомобилистов. Почему в стране, которая занимает одну из лидирующих позиций в мире по добыче нефти, топливо дороже, чем в других нефтедобывающих странах, например, в Венесуэле. Разобраться в этом вопросе попытались эксперты Высшей школы экономики Анна Бальсевич и Елена Подколзина, опубликовавшие доклад «Влияние структуры розничного рынка на цены государственных контрактов», в котором была доказана связь между объемами госзакупок бензина, количеством поставщиков и ценами. Говоря проще, увеличение объемов закупаемого бензина приводит к уменьшению числа поставщиков и увеличению цен на топливо.

Тонкости госзакупок

В ходе своей исследовательской работы специалисты изучили государственные закупки топлива в 11 различных регионах России. Как оказалось, чем больше дорог в регионе (рынок сбыта), тем больше топлива закупают региональные власти. Соответственно, стоимость такого тендера будет гораздо выше, а значит, и поставщиков становится меньше, поскольку именно поставщики изначально оплачивают покупку и лишь затем средства, оговоренные в тендере, возвращаются на их счета. Таким образом, система централизованных закупок приводит к уменьшению конкуренции на рынке и, как следствие, к росту цен на бензин. Кроме того, пишут эксперты в своем докладе, такая система способствует повышению коррупции в госзакупках.

Коррупция, кстати, является не последним фактором в формировании стоимости топлива. Так, предварительный сговор между ограниченным количеством поставщиков во время открытых государственных закупок может привести к тому, что стоимость госконтракта может быть гораздо выше оптимальной. То же самое происходит, когда на рынке отсутствует конкуренция. Если большинство контрактов выполняет один поставщик, то у остальных просто снижается стимул участвовать в торгах, где присутствует явный «фаворит». 

Монополисты

Нельзя сказать, что государство не пытается бороться с высокими ценами на бензин. Так, Федеральная антимонопольная служба периодически проводит мониторинг стоимости топлива, как на федеральном, так и на региональном уровне. Если во многих зарубежных странах заправочные станции, как правило, принадлежат частным независимым компаниям, то в России, напротив, крупным корпорациям, имеющим сети заправок во многих регионах страны, что позволяет им выигрывать дорогие госконтракты, оставляя не у дел мелких конкурентов. 

Когда уровень конкуренции в регионе становится низким, а цены высокими, государство пытается контролировать цены на топливо, оказывая влияние на основных игроков рынка, однако эти меры не являются действенными и требуют ужесточения.  Например, эксперты выделили предложение властей ввести стандартную цену на бензин, которая бы использовалась при госзакупках топлива. Кроме того, государство могло бы ограничить долю регионального рынка, приходящуюся на отдельных поставщиков. 

Такие меры позволили бы значительно повысить конкуренцию на рынке, считают Бальсевич и Подколзина. Например, в изученных ими регионах общее количество фирм значительно превышает количество сетевых компаний, однако на деле оказывается, что крупные сетевые компании обладают куда большим количеством АЗС.

Количество АЗС

Кроме того, на стоимость бензина в России влияет и количество автозаправок в отдельно взятых регионах. Используя данные Росстата, авторы доклада выяснили, что в относительно небольшой по площади Владимирской области плотность АЗС гораздо выше, чем в соседних регионах, причем количество заправок, принадлежащих сетевым фирмам, здесь гораздо ниже, что позволяет говорить о более высокой конкуренции среди них, а значит, более низких ценах на топливо в регионе. Если во Владимирской области, где на площадь в 1 тысячу кв. км приходится больше 9 заправок, литр АИ-92 стоит 32 рубля 40 копеек, то, например, в Тюменской области – 33 рубля 9 копеек, согласно данным портала benzin-price.ru.

Таким образом, авторы доклада показали, что, несмотря на конкурентные процедуры в системе госзакупок и попытки государства заставить поставщиков конкурировать друг с другом, наличие доминирующих фирм, на чью долю приходится более 50% рынка, приводит к увеличению цен на бензин. Чтобы изменить ситуацию, властям необходимо ограничить централизованные закупки топлива и таким образом поддержать малое предпринимательство, обеспечив более высокую на рынке конкуренцию. 

24smi.org

Почему бензин дорогой?

00:00 | 27.06.2016

Ирина Чернявская

ценовая политика

Для украинцев автомобильное топливо было дорогим всегда — и в 2008 г., когда стоило 5-6 грн./л, и сейчас, когда стоит 22-24 грн./л. Тема цены на бензин — это всегда успех для СМИ. Учитывая это, она нещадно эксплуатируется политиками и чиновниками всех мастей при каждом удобном случае.

Почему же бензин столько стоит, а цены на него часто меняются нелогично? Мы решили “проехаться” по самым часто всплывающим вопросам и дать на них квалифицированный ответ.

1. В Украине есть монополия сетей АЗС, которые постоянно сговариваются

Классика жанра. Регулярно и не без удовольствия озвучивается чиновниками разного уровня. Следом обязательно идет соответствующее заявление Антимонопольного комитета о том, что дела возбуждают, трейдеров предупреждают и т.д. По мере стабилизации цен все забывается. Что же происходит на самом деле?

Согласно данным АМКУ, в Украине можно выделить две группы сетей АЗС.

Первая, торгующая по максимальным ценам, состоит примерно из 1100 АЗС (“Amic”, WOG, “ОККО”, Shell) и занимает 45% рынка.

Вторая группа АЗС, формирующих минимальные цены, относится к неформальной группе “Приват”, насчитывающей около 1500 АЗС под вывесками “Укрнафта”, ANP, “Авиас” и т.д., и занимает 30% рынка.

Оставшиеся участники рынка обеспечивают 25% продаж и в большинстве своем ориентированы на нижний ценовой сегмент. В целом, в Украине около 6500 АЗС, которые распределены между 1500 юрлицами. Это несметное количество игроков, которого нет ни в одной стране Европы, и это обеспечивает жесткую конкуренцию, благодаря чему у потребителя появляется выбор по цене, качеству, сервису.

За всю историю Украины АМКУ не доказал ни одного масштабного сговора между участниками рынка. Все случаи “параллельного” поведения и злоупотребления монопольным положением касались преимущественно рынков в границах отдельных населенных пунктов.

Елена Хилиенко, генеральный директор сети “Параллель”:

— Все нефтетрейдеры Украины, если они соблюдают закон, работают практически в одних условиях. Формула, по которой рассчитывается розничная цена, у всех примерно одинаковая. Например, стоимость импортного топлива на границе (85% ресурса украинские операторы закупают за рубежом) составляет около 50% розничной цены.

 Еще около 40% приходится на налоги всех уровней, 2% — на логистику до нефтебазы, а операционные расходы (фонд оплаты труда, доставка на АЗС, эксплуатация АЗС, инвестиции в новые технологии и безопасность, маркетинг и т.п.) и доход совокупно составляют еще около 8%.

Таким образом, на АЗС с одним и тем же качеством сервиса, с топливом одного и того же типа цены будут примерно одинаковыми. Это объективные законы рынка.

2. Цены одинаковы и меняются синхронно. Это признак сговора

Украина — импортер нефтепродуктов, около 80% бензина и дизтоплива поступает к нам из-за рубежа. В свою очередь, все закупки происходят с привязкой к ценам мирового рынка, разница в закупочных ценах составляет $2-5 за 1 т, а условия контрактов полностью идентичны.

Поэтому сейчас топливо в национальных сетях АЗС — это товар с не просто схожими, а практически одинаковыми характеристиками и одинаковой стоимостью. Падение доходов обострило внимание потребителей к стоимости, ведь отсутствие реакции на изменение цен у конкурентов грозит “зеваке” потерей клиентов (на снижении) либо прибыли (на подъеме).

Здесь показателен пример автогаза, который является “социальным” топливом. Как только на одной из двух соседних заправок снижается цена, вторая сразу же теряет поток клиентов. В странах ЕС, где количество сетей АЗС невелико, цены меняются синхронно — счет идет на минуты.

Стоит также заметить, что ценовое табло — лишь ориентир. По этой цене продается не более 20% топлива, тогда как около 40% — реализация по безналичному расчету для корпоративных клиентов, где для каждого своя цена. Дисконты в премиальных сетях достигают 3,5 грн./л.

Еще около 40% — продажа с использованием карт лояльности и со скидками в рамках постоянных рекламных акций, а скидку в 1 грн./л владелец карты лояльности, как правило, получает автоматически.

Фактически цена стелы — это цена лишь на 20% реализуемого топлива, остальных сделок участники рынка не видят и конкурируют ценой в очень широком диапазоне.

Андрей Бычков, директор ООО “Торговый дом “СОКАР Украина”:

— Изменение цен на одном уровне происходит из-за общих для большинства компаний рыночных условий. Составляющие конечной цены одинаковы. Входящая стоимость составляет около половины цены. Более 40% — налоги, затраты на доставку и операционные расходы, которые тоже примерно одинаковы.

Операторы одного сегмента со схожими затратами находятся на одном ценовом уровне. В условиях минимальной маржи рынок достаточно чутко реагирует на изменение условий. Ценообразование абсолютно транспарентно.

При этом в условиях жесткой конкуренции никто не хочет проиграть борьбу за клиента как по качеству своих товаров и сервисов, так и по цене. Именно поэтому в рамках одного сегмента цены примерно идентичны и крайне чувствительны к изменениям. Никакого сговора в этих изменениях нет.

3. Нефть постоянно дешевеет, а бензин в Украине только дорожает

Начнем с того, что “только дешевеет” нефть исключительно в украинских СМИ. В сводках новостей 2016 г. прослеживаются явный интерес украинских СМИ к ситуации на этапе падения цен и утрата внимания по мере их роста.

Объяснение этому, видимо, нужно искать в геополитической ситуации, которая диктует журналистам тон сообщений — новости о дешевой нефти и, как следствие, “радостных” перспективах России более востребованы обществом.

Тем временем с $27 за 1 баррель в середине января цена к маю выросла до почти $50. И когда такая динамика начала отражаться на ценовых табло украинских АЗС, вопрос подорожания нефти возник не сразу.

“Гривня укрепляется, доллар падает, цена на нефть более-менее стабильна, а цены на бензин растут”, — негодовал в начале мая народный депутат Борислав Береза, “позабыв”, что за четыре месяца стоимость нефти практически удвоилась.

Вячеслав Стешенко, совладелец сети KLO:

— Как показывает практика, снижение цен на нефть сопровождается ослаблением курса гривни, поскольку дешевеют украинские экспортные товары, сокращается валютная выручка. Это, в свою очередь, приводит к подорожанию импортных товаров, к которым относятся и нефтепродукты.

Именно поэтому низкая цена на нефть не влечет за собой ожидаемого падения цен на АЗС, поскольку на долю стоимости нефти в цене нефтепродуктов в Украине приходится до 40%, а валютной составляющей — около 85%.

4. Цена на нефть упала с $140 до $30 за 1 баррель, а бензин подорожал с 6,5 грн./л до 20 грн./л. Бензин у нас не из нефти?!

Популярная спекуляция, которую часто поднимают на свои знамена различные народные аналитики и политики. Между тем для корректного сравнения необходимо учитывать курс валюты, ведь топливо — товар импортный, а значит, приобретается за валюту.

 Кроме того, в валюте (в евро) установлены акцизы. В июле 2008 г., когда цены на нефть штурмовали уровень в $150 за 1 баррель, 1 л бензина А-95 стоил 6,5 грн., или $1,4. В январе 2016 г., когда цена на нефть достигла дна, 1 л бензина А-95 продавался в Украине в среднем по 19,25 грн., или $0,78.

Почему же бензин подешевел не в пять раз, как нефть? Потому что доля стоимости нефти в цене бензина не превышает 35%. Вот эта доля действительно подешевела впятеро, но остальные 65% стоимости никуда не делись.

Даже если 1 баррель нефти будет стоить $0, бензин на колонках не обесценится. Кроме сырья в структуре стоимости нефтепродуктов присутствуют налоги (около 45%), расходы на логистику, прибыль нефтепереработчиков и владельцев АЗС, эксплутационные расходы.

Например, если нефть будут отдавать даром, стоимость бензина в Украине составит около 15 грн./л, дизтоплива — около 12 грн./л.

5. Цены на АЗС только растут и никогда не падают

Динамика 2016 г. показывает четкую зависимость цен на нефтепродукты в Украине от нефтяных котировок. Схожая ситуация в Евросоюзе.

Разница видна между бензином и дизтопливом: Европа быстрее реагирует на изменение “дизельной” цены, поскольку спрос на этот продукт там выше, чем на бензин.

Также следует обратить внимание, что нетто-цены (без учета налогов) в Украине по-прежнему ниже, хотя фактически мы потребляем одни и те же продукты. Намного живее реагируют на нефтяные котировки цены в США, где налоги на топливо значительно ниже, чем в ЕС.

Из-за большой доли стоимости нефти в цене бензина и дизтоплива, нефтепродукты на АЗС в США дешевеют и дорожают быстрее и значительнее.

6. Почему на рынке такой разброс цен — на 2-3 грн./л? Кто торгует дорого, тот спекулянт

Действительно, такого разброса цен больше нигде не встретишь. В Европе стоимость топлива в разных сетях одинакова, исключение составляют автоматические заправки без персонала, что позволяет снизить цену на таких колонках в среднем на 3-5 евроцентов за 1 л (1-1,5 грн./л).

В Украине объяснение такому расхождению в ценах одно — уклонение от налогов. Доказать это очень просто: если от уровня минимальных цен на неф­тепродукты, которые мы видим почти на 50% заправок страны, вычесть налоги и по минимуму затраты на логистику, хранение и эксплуатацию заправок, мы увидим, что полученная в остатке закупочная цена либо равна рыночной, либо ниже ее.

Это означает, что такие АЗС торгуют либо без прибыли, либо даже себе в убыток, чего быть не может априори. Так как без затрат они работать тоже не могут, остается одно — неуплата налогов. Какие налоги не уплачены в таком случае? НДС, акциз, сбор с розничного оборота подакцизных товаров.

7. Наращивание производства нефтепродуктов в Украине позволит снизить цены на АЗС

Заблуждение, которым обычно злоупотребляют политики и чиновники. По результатам 2015 г. в Украине было добыто 2,45 млн т нефти и газового конденсата, которых хватило на покрытие лишь 16% потребностей страны в бензине и дизтопливе.

 Следовательно, для увеличения загрузки НПЗ нефть необходимо импортировать. И нефть, и нефтепродукты — биржевые товары, и цены на них привязаны к котировкам.

К слову, к мировым котировкам привязана и цена продукции компании “Укрнафта” — добытчика 90% нефти в стране. Поэтому избежать привязки к мировым ценам и курсу валют не удастся.

Недешево и производство топлива на украинских НПЗ. Причина — устаревшие технологии и отсутствие надлежащих инвестиций. Дешевизна украинского бензина — миф.

Единственное, на что действительно можно рассчитывать, — это на плавность изменения цен, так как технологический процесс переработки нефти намного длительнее периода поставки топлива по импорту.

Неоспоримым преимуществом активной работы внутреннего производства является создание рабочих мест как на самих НПЗ, так и в подрядных организациях, их обслуживающих.

Сергей Федоренко, директор по коммерческим вопросам ПАО “Укргазвидобування”:

— Украина очень плотно интегрирована в европейский рынок. Даже если увеличить добычу и переработку сырья внутри Украины, продавать продукт сопоставимого качества дешевле импорта не имеет смысла. “Плюс” для рынка — расчет в национальной валюте, ритмичность и прогнозированность поставок.

bzns.media