Секретные автомобили Советской Армии. Маз 7904


МАЗ-7904 (4 фото)

Один из самых больших автомобилей мира

МАЗ-7904 — одна из главных тайн отечественного автомобилестроения. Обрывочная информация о машине начала просачиваться из-за высоких минских заборов в 1991 году, когда прежде совершенно секретные подразделения Минского автомобильного завода УГК-2 (Второе управление главного конструктора) и ПСКТ (Производство специальных колесных тягачей) были преобразованы в Минский завод колесных тягачей. Пусть и с оглядкой, работники с нескрываемой гордостью рассказывали о том, что некий загадочный транспортер перевозит грузов едва ли не вдвое больше собственной массы, на нем установлен двигатель от ракетного катера и даже, что была проведена специальная тайная операция по закупке у японской фирмы Bridgestone

Постепенно завеса спадала, и многое, о чем поначалу говорили полушепотом, стало всеобщим достоянием. Итак, специальный колесный транспортер МАЗ-7904 с колесной формулой 12×12 был построен в 1983 году. При собственной массе 140 т он был способен нести 220 т полезной нагрузки. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Кроме того, на транспортере находился еще и дизель V8 ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. Он обеспечивал энергией вспомогательные системы: гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д. Привод на колеса осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. За исключением этого МАЗ-7904 соответствовал компоновочной схеме, принятой для большинства минских транспортеров: рама корытообразного сечения с наклонными лонжеронами, дифференциальный блокируемый привод к ведущим колесам, колесные планетарные редукторы, разнесенные по бортам кабины экипажа (их изготавливал из стеклопластика Осиповичский завод автомобильных агрегатов). Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что с габаритом 32,2×6,8×3,45 м обеспечивало радиус поворота всего 50 м. МАЗ-7904 обувался в шины размерностью 3180×1185-1295 (те самые, Bridgestone) и обладал дорожным просветом 480 мм.

А вот какие задачи стояли перед этой техникой, так и остается тайной. Наиболее распространенная гипотеза, что МАЗ-7904 создавался в рамках комплекса «Целина» в качестве пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 «Молодец», разработанной КБ «Южное». В поддержку данной гипотезы рассказывается о совещании, прошедшем на Минском автозаводе 24-25 февраля 1981 года. Это было невиданное по размаху мероприятие, на котором главный конструктор УГК-1 Борис Шапошник требовал от министра автомобильной промышленности В.Н.Полякова расширения штата, увеличения фонда заработной платы и выделения сотни квартир для своих сотрудников. Курьезным последствием того совещания стало появление лифта в здании УКГ-1, чтобы пожилому Шапошнику не приходилось подниматься в свой кабинет на третий этаж по лестнице.

Вторая версия — МАЗ-7904 предназначался для сбора и перевозки обратно на космодром отработавших блоки первой ступени ракеты «Энергия» (эти многоразовые элементы спускались в степь на парашютах). Масса четырех отработавших блоков как раз составляет 220 т грузоподъемности МАЗ-7904. Однако непонятно, каким образом эти блоки могли быть подняты на борт транспортера. Кроме того, вопреки распространенному мнению, МАЗ-7904 не был вездеходом, и его без преувеличения выдающиеся параметры диктовались обеспечением транспортных задач по подготовленным дорогам.

Наконец, существует и третья версия, согласно которой МАЗ-7904 создавался в рамках программы «Энергия-Буран» для доставки отдельных блоков ракетной системы в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома Байконур для последующей сборки.

Выяснение истины у компетентных людей неизменно наталкивалось на неприятие. Так, ученик Бориса Шапошника, возглавивший после его смерти УГК-2 Владимир Чвялев, категорически отказался обсуждать тему МАЗ-7904.

Так или иначе, в конце 1983 года после обкатки МАЗ-7904 разобрали и отправили железнодорожным ходом именно на Байконур. Там под руководством зам. главного конструктора УГК-2 В.И.Захарова транспортер вновь собрали, и в ходе испытаний он прошел 4000 км. После завершения программы МАЗ-7904 закатили в ангар площадки № 42, где он находился все оставшееся время

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Секретный МАЗ из проекта "Целина": masterok

Некоторое время назад мы уже обсуждали такого рекордсмена МАЗ-7907 - единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. А сейчас нашел материал про его предшественника тоже не менее эффектного.

В 1980-х благодаря этому гигантскому многоколесному ракетоносцу сто инженеров получили квартиры, а генеральный конструктор был удостоен личного лифта. Сам же МАЗ-7904, выпущенный в единственном экземпляре и ставший тогда одним из самых мощных и самым секретным тягачом в мире, был порезан на металлолом, так и не заступив на боевое дежурство

Давайте узнаем про него подробнее...

Однако, обо всём по порядку. В начале 80-х годов противостояние между США и Советским Союзом в «холодной войне» достигло своей высшей точки со времён Карибского кризиса. Две сверхдержавы вовсю демонстрировали друг другу ядерные мускулы. Как результат, в феврале 1980 г. вышел приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалась разработка специального колёсного транспортёра особо большой грузоподъёмности для автономной транспортно-пусковой установки ракетного комплекса «Целина». Проектируемой машине был присвоен индекс МАЗ-7904. Руководить проектом было поручено, к тому времени уже далеко не молодому (без пяти минут 80 лет!), Б. Шапошнику, тому самому, под руководством которого, родились первые советские карьерные исполины МАЗ-525 и МАЗ-530, а также, все последующие военные тягачи МАЗ и многоосные шасси для комплексов «Эльбрус», «Пионер» и «Тополь». Однако на этот раз перед Шапошником и его бюро стояла нелёгкая задача. Дело в том, что вес пускового оборудования, транспортно-пускового контейнера и ракеты для комплекса «Целина» составлял 220 тонн, а сам МАЗ-7904 должен был иметь снаряжённую массу 140 тонн. Таким образом, новое транспортное шасси с ракетой должно было весить 360 тонн! В проекте рисовалась машина неслыханного веса и габаритов, разработка которой требовала огромных усилий.

В феврале 1981 г. на Минском автозаводе прошло межведомственное совещание, на котором присутствовали министры автомобильной, оборонной и электротехнической промышленности, заместитель министра обороны по вооружению, главком Ракетными войсками стратегического назначения, главный конструктор МИТ и ракетного комплекса «Целина», главный конструктор агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов ОКБ-1 завода «Баррикады», другие высокопоставленные начальники и конструкторы. Естественно, обсуждался проект «Целина» и разрабатываемое для него транспортное шасси МАЗ-7904. На этом совещании Шапошник, ссылаясь на сложность задачи, потребовал расширения штата конструкторского бюро на 100 человек и выделения для них сотни квартир. Требования Шапошника были незамедлительно исполнены: министр автомобильной промышленности В. Поляков выделил дополнительный фонд зарплаты для 100 специалистов, а Министерство обороны СССР оплатило 100 квартир для их расселения. Кроме того, по инициативе Полякова, в здании, где находился кабинет Шапошника, был построен лифт, специально для того, чтобы пожилой конструктор мог подниматься к себе на третий этаж и не ходил по лестнице, а в кабинете конструктора был сделан ремонт.

Несмотря на большое количество трудностей, связанных с весом машины, в июне 1983 г. был готов первый (а как потом оказалось – и единственный) МАЗ-7904. Это был двухкабинный исполин фантастических размеров – его длина составляла 32,2 м, ширина – 6,8 м, а высота от земли до крыш параллельных кабин – 3,45 м. «Хребтом» этого динозавра была мощная сварная несущая рама, на которой крепились две гидромеханические 4-хступенчатые трансмиссии с двумя передачами заднего хода. Вся эта конструкция покоилась на 12-ти огромных колёсах, диаметром более 3-х метров. Эти колёса были закуплены Советским Союзом в Японии, у известной сегодня всем автовладельцам кампании Bridgestone. МАЗ-7904 создавался как вездеходное шасси, поэтому обладал полным приводом с колёсной формулой 12х12, а дорожный просвет составлял почти полметра.

Первый и, как оказалось, единственный МАЗ-7904 был готов к июню 1983 года. Собственная масса автомобиля была равна 140 тоннам. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Поимо этого на машину для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.

Машина имела в длину 32,2 м, в ширину 6,8 м, а высота по уровню крыш двух параллельных кабин составляла 3,45 м. Кабины ради снижения веса, кстати, были выполнены из стеклопластика Осиповичским заводом автомобильных агрегатов. На землю МАЗ-7904 опирался двенадцатью колесами Bridgestone, специально купленными у японской компании под видом колес для трех карьерных самосвалов. На тот момент отечественная шинная промышленность не могла обеспечить производство покрышек, рассчитанных на такие нагрузки (на каждое колесо приходилось 30 тонн), да и сам размер колес был внушителен – порядка трех метров в диаметре. Естественно, все колеса имели привод. Он осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.

Заводские испытания автомобиль проходил под Минском. Машина выезжала из ворот завода под покровом ночи и возвращалась обратно до рассвета. Время согласовывали с военными: выезд на испытания был санкционирован лишь в том случае если, небосвод был чист от снующих над советской Белоруссией западных спутников. В таких условиях провести полный цикл испытаний сложно, и было принято решение переправить автомобиль для дальнейших испытаний в Казахстан, на Байконур. По одной из легенд прикрытия МАЗ-7904 разрабатывался лишь как транспортер для крупногабаритных блоков ракеты «Энергия», что не должно было вызвать особой настороженности у противоборствующей стороны. К тому же испытывать машину в условиях, для которых она предназначалась, было куда правильнее. Ведь по задумке военных несколько таких автомобилей должны были курсировать по просторам казахских степей и в случае необходимости произвести быстрое развертывание и пуск ракет.

К сожалению ли, к счастью ли, но идея движущихся по кольцу ядерных «домов» так и не воплотилась в жизнь. На единственном построенном МАЗ-7904 даже не смонтировали «дома» ни с ракетой, ни без. Испытания в Казахстане, в ходе которых машина прошла 4100 километров, при этом развивая максимальную скорость 27 км/ч, показали, что МАЗ-7904 имеет очень существенный недостаток – на опорную поверхность оказывалось чрезмерное удельное давление, а каждое колесо при этом несло огромную нагрузку в 30 тонн.

Результатом этого стало снижение проходимости, плохая управляемость и жёсткость хода. Всё это делало автомобиль непригодным для секретной транспортировки ядерного вооружения – передвижение машины оказывалось ограниченным лишь теми областями и участками, где она могла передвигаться без помех. Ввиду своей чрезмерной массы, машина могла двигаться лишь по определённым «благоприятным» дорогам, и ни метра в сторону. Кроме того, военное руководство пересмотрело стратегические цели и ракетный комплекс «Целина» утратил свою актуальность. На смену ему должна была прийти обновлённая ракетная система «Целина-2», которой нужен был свой исполинский транспортёр МАЗ-7907, но это уже другая история.

Таким образом, МАЗ-7904 остался не у дел, его производство остановили, ограничившись выпуском лишь одного экземпляра, да и сам экземпляр долгие годы ржавел и пылился в одном из ангаров Байконура, пока в 2010 году не был порезан на металлолом. А ведь мог бы стать уникальным экспонатом любого технического музея, или просто служить достопримечательностью любого города, как это делает опытный карьерный самосвал-гигант Terex 33-19 "Titan" в канадском городе Спарвуд (Sparwood), провинция Британская Колумбия. Но разве это кому-нибудь нужно – увековечивать автоисторию?

Небезразличие к судьбе транспортера побудило написать Дениса Орлова письмо председателю правительства РФ. И на письмо был получен ответ. Невеселый. Как бы то ни было, полувековой юбилей полета Гагарина — хороший повод вспомнить добрым словом о вкладе автомобилестроителей в дело освоения космоса.

Вот результат:

[источники]источникиhttp://autoitogi.ru/exclusive/reports/Pismo_premeru-1806http://5koleso.ru/https://www.drive2.ru/c/4899916394579139050/http://www.ussrtoscale.com/----7904.html

Вот еще достаточно интересный ЗИЛ-135МШ и Многоликий ЗИЛ-135, а еще Необычные грузовики с очень низкой кабиной. А был же еще Газотурбинный КРАЗ и Четырехосный грузовик повышенной проходимости

masterok.livejournal.com

Секретный МАЗ: проект «Целина» | 5koleso.ru

В 1980-х благодаря этому гигантскому многоколесному ракетоносцу сто инженеров получили квартиры, а генеральный конструктор был удостоен личного лифта. Сам же МАЗ-7904, выпущенный в единственном экземпляре и ставший тогда одним из самых мощных и самым секретным тягачом в мире, был порезан на металлолом, так и не заступив на боевое дежурство

Своим рождением, как, впрочем, и многие другие нетривиальные научно-технические разработки, этот автомобиль обязан «холодной войне», которая в 80-е годы вступила в активную фазу. СССР и Америка демонстративно поигрывали друг перед другом ядерными мускулами, ставя под ружье все больше новой техники, часть которой имела отношение к оружию массового поражения. Подводные ракетоносцы бороздили океаны, стратегические бомбардировщики инверсионными следами расчертили небо в клеточку, а железнодорожные пусковые установки, замаскированные под пассажирские и рефрижераторные вагоны, беспрестанно пересекали нашу огромную страну вдоль и поперек. Тем не менее на карте СССР были еще места, которые, по мнению военных, необходимо было накрыть ядерным щитом. Но, увы, дорог там не имелось.

В феврале 1980 г. был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалось в кратчайшие сроки разработать колесный транспортер особо большой грузоподъемности. Это транспортное средство должно было стать пусковой установкой для ракетного комплекса «Целина». Генеральным конструктором проекта был назначен уже немолодой Борис Львович Шапошник. Задача ставилась архисложная. За короткое время нужно было разработать транспортер, способный взять «на раму» груз массой 220 тонн. После прикидочных расчетов стало ясно, что общий вес стартового комплекса вместе с массой носителя перевалит за 360 тонн – такого еще никто не делал. Понимая важность задачи, Шапошник тут же выбивает из министерства автомобильной промышленности фонды еще на сто конструкторских единиц, а из министерства обороны – деньги на приобретение квартир для членов их семей. Сам же конструктор (к тому времени Борису Львовичу уже под восемьдесят лет) получает персональный лифт в кабинет на третий этаж.

Первый и, как оказалось, единственный МАЗ-7904 был готов к июню 1983 года. Собственная масса автомобиля была равна 140 тоннам. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Поимо этого на машину для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.

Машина имела в длину 32,2 м, в ширину 6,8 м, а высота по уровню крыш двух параллельных кабин составляла 3,45 м. Кабины ради снижения веса, кстати, были выполнены из стеклопластика Осиповичским заводом автомобильных агрегатов. На землю МАЗ-7904 опирался двенадцатью колесами Bridgestone, специально купленными у японской компании под видом колес для трех карьерных самосвалов. На тот момент отечественная шинная промышленность не могла обеспечить производство покрышек, рассчитанных на такие нагрузки (на каждое колесо приходилось 30 тонн), да и сам размер колес был внушителен – порядка трех метров в диаметре. Естественно, все колеса имели привод. Он осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.

Заводские испытания автомобиль проходил под Минском. Машина выезжала из ворот завода под покровом ночи и возвращалась обратно до рассвета. Время согласовывали с военными: выезд на испытания был санкционирован лишь в том случае если, небосвод был чист от снующих над советской Белоруссией западных спутников. В таких условиях провести полный цикл испытаний сложно, и было принято решение переправить автомобиль для дальнейших испытаний в Казахстан, на Байконур. По одной из легенд прикрытия МАЗ-7904 разрабатывался лишь как транспортер для крупногабаритных блоков ракеты «Энергия», что не должно было вызвать особой настороженности у противоборствующей стороны. К тому же испытывать машину в условиях, для которых она предназначалась, было куда правильнее. Ведь по задумке военных несколько таких автомобилей должны были курсировать по просторам казахских степей и в случае необходимости произвести быстрое развертывание и пуск ракет.

По степям балластированный автомобиль накатал порядка 4000 км, но так и не был принят на вооружение. Как оказалось, в реальных условиях эксплуатации автомобиль был не способен нести такую нагрузку, был слишком тихоходен, обладал низкой проходимостью и очень тяжелой управляемостью. Фактически МАЗ-7904 мог передвигаться лишь по твердым дорожным покрытиям и был абсолютно непригоден для эксплуатации вне их. Плюс к тому на момент, когда машина проходила испытания, военные отказались от проекта «Целина» в пользу проекта «Целина-2», для которого требовался уже совсем другой транспортер. В итоге машину сняли с испытаний и отправили в один из ангаров Байконура. Там она и пребывала в забвении, пока в 2010 году новые хозяева Байконура не отправили ее в утиль.

5koleso.ru

Уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы - Колеса.ру

Речь идет о малоизвестных опытных внедорожных транспортерах Минского автозавода грузоподъемностью в сотни тонн, рассчитанных на несение мощного пневмоколесного комплекса «Целина» с тяжелыми межконтинентальными ракетами. Об этих полноприводных машинах знал узкий круг военных, конструкторов и испытателей, и их секретность сохранялась до начала 2010-х годов. Недаром несколькими годами ранее на вопрос автора о назначении этой техники звездные ученые мужи рассказывали об использовании ее на космодроме Байконур для перевозки крупных частей космических кораблей. На самом деле ничего общего ни с космосом, ни с Байконуром они не имели вообще…

Так могла выглядеть пусковая установка межконтинентальных ракет на гигантском шасси МАЗ-7904 (рисунок Александра Архипова)

Созданием принципиально новых компоновочных схем и выработкой рекомендаций по общей конструкции автомобилей-шасси колоссальных размеров занимался 13-й отдел 21 НИИИ. Их детальную проработку и сборку проводил коллектив УГК-2 МАЗа под руководством первого заместителя, а затем главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева. За основу ударной силы была принята мощная баллистическая ракета РТ-23 днепропетровского КБ «Южное» с разделяющимися боеголовками, стартовой массой свыше 100 тонн и расчетной дальностью поражения 10 тысяч километров.

220-тонное шасси МАЗ-7904 с двумя силовыми агрегатами и двумя кабинами

МАЗ-7904 (1983–1984/2010 гг.)

Первым в июне 1983 года появился единственный образец уникального шестиосного транспортного шасси МАЗ-7904 (12х12) с двумя дизельными двигателями общей мощностью 1830 л.с., на котором планировалось смонтировать оснащение пусковой установки комплекса «Целина».

Огромный автомобиль-шасси снабжался двумя двухдверными двухместными стеклопластиковыми кабинами, вынесенными на передний свес рамы, и тремя двухосными тележками с 12 гигантскими ведущими колесами диаметром около трех метров. Со стороны этот колосс казался увеличенной копией «нормальных» минских ракетных шасси, но его полезная нагрузка достигала невиданной величины — 220 тонн, а полная масса — 360 тонн.

Шестиосный носитель ракетного вооружения МАЗ-7904 длиной более 32 метров
Гигантский автомобиль-шасси МАЗ-7904 на территории Минского автозавода

Основным силовым агрегатом являлся 42-литровый дизель 12ЧН18/20 V12 мощностью 1500 л.с., разработанный для маломерного флота. Он размещался между кабинами и приводил две четырехступенчатые гидромеханические трансмиссии, от которых крутящий момент подавался на три передних и три задних моста. Управляемыми являлись четыре колеса передней и задней тележек с японскими 51-дюймовыми шинами, синхронно поворачивавшиеся в разные стороны посредством рулевых механизмов с гидроусилителями. Каждое колесо подвешивалось на регулируемой гидропневматической подвеске, а каждая пара колес правого и левого бортов снабжалась гидравлическими балансирными связями, позволявшими изменять высоту расположения несущей рамы. Для привода вспомогательного оснащения служил второй 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом.

На испытаниях МАЗ-7904 с четырьмя передними и задними управляемыми колесами

Для соблюдения особой секретности обкатка и заводские испытания проводились только в темное время суток и по согласованию с военными, которые устанавливали точный график работ, когда над Минском не зависали вражеские спутники. По завершении первого цикла испытаний машину разобрали и погрузили на специальный прицеп, на котором в январе 1984-го она прибыла на космодром Байконур, где ее вновь собрали.

Испытания машины МАЗ-7904 с весовым макетом ракетной установки комплекса «Целина»

В феврале в казахстанской степи началась вторая фаза испытаний с имитатором максимальной нагрузки. Здесь-то и обнаружился главный убийственный недостаток машины — недопустимо высокое удельное давление на опорную поверхность — 60 тонн на колеса одного моста. В результате гигантский вездеход показал низкую проходимость, плохую управляемость и жесткость хода, что существенно сокращало сферы его применения и могло дезавуировать ракетную установку.

После пересмотра стратегических целей по применению ракетной системы «Целина» работы по машине МАЗ-7904 были прекращены. Одновременно пришлось остановить сборку второго образца и приступить к проектированию нового комплекса «Целина-2».

Заброшенное шасси МАЗ-7904 на площадке № 42 космодрома Байконур

Неожиданно шасси МАЗ-7904 стало ненужным и осталось в одном из ангаров Байконура. По истечении срока аренды космодрома его списали и в 2010-м утилизировали.

МАЗ-7906 (1984–1987 гг.)

Предварительные рекомендации по общей концепции двух следующих многоосных 150-тонных шасси были разработаны в 21 НИИИ в рамках научно-исследовательской темы «Тужурка». На их основе весной 1983-го Минский автозавод приступил к разработке облегченного восьмиосного транспортера МАЗ-7906 (16х16) для монтажа ракетной системы 15П162 «Целина-2» с новой баллистической ракетой РТ-23 УТТХ. Первый образец с прежним 1500-сильным дизелем был собран в июне 1984-го, вскоре за ним последовала вторая машина.

Специальное 16-колесное шасси МАЗ-7906 для ракетного комплекса «Целина-2»

Со стороны эта громоздкая 26-метровая конструкция полной массой 220 тонн выглядела удлиненным на одну двухосную тележку вариантом модели МАЗ-7904, но на самом деле была менее мощной, грузоподъемной, укороченной и вообще более скромной машиной с колесами «нормального» диаметра. На переднем свесе рамы стояли две расширенные двухместные однодверные кабины, а в трансмиссию были включены редукторы отбора мощности, позволившие отказаться от второго силового агрегата. На испытаниях транспортер показал максимальную скорость 30 км/ч, но осевая нагрузка в 27,5 тонн по-прежнему военных не устраивала.

В дальнейшем сравнительные испытания МАЗ-7906 с установленным на нем сварным габаритно-весовым макетом пусковой системы проводились на альтернативной основе одновременно со следующей моделью МАЗ-7907.

Уникальный 24-колесный транспортер МАЗ-7907 для комплекса «Целина-2»

МАЗ-7907 (1985–1987/2006 гг.)

Одновременно с машиной МАЗ-7906 в УГК-2 разрабатывали третье наиболее оригинальное и «самое многоосное» 150-тонное транспортное средство МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24, не имевшее западных аналогов. Оно представляло собой двухзвенную низкопрофильную самоходную платформу с газовой турбиной и электрической трансмиссией, поставленную на две шестиосные тележки с 24 ведущими односкатными колесами. Первый образец был готов в марте 1985-го, затем была собрана вторая машина.

Двухсекционное транспортное средство МАЗ-7907 с четырьмя парами крайних управляемых колес

В отличие от двух предыдущих шасси здесь силовым агрегатом являлся вариант танковой газовой турбины ГТД-1000ТФМ номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированной на передней консоли лонжеронной рамы под новой моноблочной трехместной кабиной с системами жизнеобеспечения. Турбина вращала генератор переменного тока, от которого электроэнергия поступала на узлы трансмиссии и на 24 колесных электромотора. В механическую трансмиссию входили понижающие редукторы, коробка отбора мощности и многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы.

На заводском дворе сочлененное 28-метровое шасси МАЗ-7907 с монтажной длиной рамы 32 метра

Для военных весьма полезной конструктивной особенностью оказалась необычно длинная монтажная часть рамы, но при движении она имела привычку искривляться и прогибаться. Во избежание этого ее разрезали на две равные шестиосные секции и установили между ними простой горизонтальный шарнир с одной степенью свободы. Он позволял обеим секциям перемещаться относительно друг друга только в продольной вертикальной плоскости на угол до восьми градусов, предохраняя ее от перегрузок. Для изменения направления движения служили колеса четырех крайних мостов, синхронно отклонявшиеся в разные стороны. Блоки управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части машины.

Установка двух блоков масляных радиаторов в задней части шасси МАЗ-7907

После заводских испытаний шасси МАЗ-7907 завод «Баррикады» смонтировал на нем грубо сваренную пространственную рельсовую конструкцию, оказавшуюся габаритно-весовым макетом пусковой установки 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2» с имитацией транспортно-пускового контейнера для межконтинентальной ракеты РТ-23 УТТХ.

С сентября 1986-го в режиме строжайшей секретности эта система участвовала в сравнительных испытаниях с машиной МАЗ-7906, проходивших в ночное время на территории 7-й гвардейской дивизии в Калининской (ныне Тверской) области. Для этого там построили огромные ангары, специальные участки дорог и мосты. К осени следующего года установка МАЗ-7907 прошла расстояние свыше двух тысяч километров, показав максимальную скорость 25 км/ч.

Испытания МАЗ-7906 с габаритно-весовым макетом пусковой установки комплекса «Целина-2»

По результатам испытаний ни одно шасси так и не было одобрено военными. Главными недостатками варианта МАЗ-7907 являлись малый КПД электрической трансмиссии, плохая проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, по-прежнему высокая осевая нагрузка (18,5 тонн) и недостаточная динамика разгона. По сведениям историков Минского автозавода в окончательных выводах комиссии МАЗ-7907 был рекомендован к производству, так как обладал существенными преимуществами перед моделью МАЗ-7906 по управляемости, технологичности и повышенной живучести за счет сохранения подвижности при повреждении привода сразу восьми ведущих колес. По отчетам 21 НИИИ оба шасси не соответствовали предъявленным требованиям, «способов и средств улучшить опорную проходимость ни теоретически, ни экспериментально не было найдено», и в связи с выявленными недостатками дальнейшие доработки обеих машин были признаны бесперспективными.

Вскоре к этим неприятностям добавилась главная разрушительная сила — перестройка. Уникальные гигантские ракетные транспортеры посчитали непозволительным излишеством для страны, и работы по перспективному проекту «Целина-2» были закрыты.

Последним и единственным мирным применением машины МАЗ-7907 в 1996 году была перевозка речного теплохода по дорогам Белоруссии на расстояние более 200 километров — от реки Березина до озера Нарочь.

Транспортировка речного судна на переоборудованном шасси МАЗ-7907

Для этого неуклюжий макет ракетной установки заменили полукруглыми ложементами, а при достижении цели и облегчения разгрузки легендарное шасси просто загнали в воду. Исходом этой операции стали загубленные электромоторы уже никому не нужной машины. В 2006 году из двух шасси собрали одно и поставили его на прикол на территории Минского завода колесных тягачей.

Сохранившаяся на МЗКТ машина МАЗ-7907. Фото 2010 и 2012 года

Несмотря на неудачи, до сих пор гигантские минские ракетные транспортеры сохраняют имидж самых необычных, тяжелых и дорогостоящих отечественных самоходных колесных транспортных средств военного назначения, создание которых в условиях «холодной войны» могла позволить себе только Страна Советов.

На заглавной фотографии — уникальное 24-колесное шасси МАЗ-7907 с газотурбинным двигателем, электрической трансмиссией и макетом пусковой установки ракетного комплекса «Целина-2».

www.kolesa.ru

Письмо премьеру/Репортаж - Автоитоги.ру

  1. Байконур МАЗ-7904

  2. В год юбилея космического полета Гагарина я выяснял судьбу необычного транспортного средства — колесного транспортера МАЗ-7904 полной массой 360 т. / 14.11.11 / Репортаж

Это один из самых больших автомобилей на Земле, который должен был помогать запуску ракет в космос.

Связь уникального минского транспортера с космосом глубоко символична: его сборку осуществляли в том же самом монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур, где готовили к старту ракету Юрия Гагарина. Но как вообще минская машина попала на Байконур и для каких целей предназначалась?

МАЗ-7904 — одна из главных тайн отечественного автомобилестроения. Обрывочная информация о машине начала просачиваться из-за высоких минских заборов в 1991 году, когда прежде совершенно секретные подразделения Минского автомобильного завода УГК-2 (Второе управление главного конструктора) и ПСКТ (Производство специальных колесных тягачей) были преобразованы в Минский завод колесных тягачей. Пусть и с оглядкой, работники с нескрываемой гордостью рассказывали о том, что некий загадочный транспортер перевозит грузов едва ли не вдвое больше собственной массы, на нем установлен двигатель от ракетного катера и даже, что была проведена специальная тайная операция по закупке у японской фирмы Bridgestone гигантских шин для этой машины.

Постепенно завеса спадала, и многое, о чем поначалу говорили полушепотом, стало всеобщим достоянием. Итак, специальный колесный транспортер МАЗ-7904 с колесной формулой 12×12 был построен в 1983 году. При собственной массе 140 т он был способен нести 220 т полезной нагрузки. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Кроме того, на транспортере находился еще и дизель V8 ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. Он обеспечивал энергией вспомогательные системы: гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д. Привод на колеса осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. За исключением этого МАЗ-7904 соответствовал компоновочной схеме, принятой для большинства минских транспортеров: рама корытообразного сечения с наклонными лонжеронами, дифференциальный блокируемый привод к ведущим колесам, колесные планетарные редукторы, разнесенные по бортам кабины экипажа (их изготавливал из стеклопластика Осиповичский завод автомобильных агрегатов). Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что с габаритом 32,2×6,8×3,45 м обеспечивало радиус поворота всего 50 м. МАЗ-7904 обувался в шины размерностью 3180×1185-1295 (те самые, Bridgestone) и обладал дорожным просветом 480 мм.

А вот какие задачи стояли перед этой техникой, так и остается тайной. Наиболее распространенная гипотеза, что МАЗ-7904 создавался в рамках комплекса «Целина» в качестве пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 «Молодец», разработанной КБ «Южное». В поддержку данной гипотезы рассказывается о совещании, прошедшем на Минском автозаводе 24-25 февраля 1981 года. Это было невиданное по размаху мероприятие, на котором главный конструктор УГК-1 Борис Шапошник требовал от министра автомобильной промышленности В.Н.Полякова расширения штата, увеличения фонда заработной платы и выделения сотни квартир для своих сотрудников. Курьезным последствием того совещания стало появление лифта в здании УКГ-1, чтобы пожилому Шапошнику не приходилось подниматься в свой кабинет на третий этаж по лестнице.

Вторая версия — МАЗ-7904 предназначался для сбора и перевозки обратно на космодром отработавших блоки первой ступени ракеты «Энергия» (эти многоразовые элементы спускались в степь на парашютах). Масса четырех отработавших блоков как раз составляет 220 т грузоподъемности МАЗ-7904. Однако непонятно, каким образом эти блоки могли быть подняты на борт транспортера. Кроме того, вопреки распространенному мнению, МАЗ-7904 не был вездеходом, и его без преувеличения выдающиеся параметры диктовались обеспечением транспортных задач по подготовленным дорогам.

Наконец, существует и третья версия, согласно которой МАЗ-7904 создавался в рамках программы «Энергия-Буран» для доставки отдельных блоков ракетной системы в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома Байконур для последующей сборки.Выяснение истины у компетентных людей неизменно наталкивалось на неприятие. Так, ученик Бориса Шапошника, возглавивший после его смерти УГК-2 Владимир Чвялев, категорически отказался обсуждать тему МАЗ-7904.

Так или иначе, в конце 1983 года после обкатки МАЗ-7904 разобрали и отправили железнодорожным ходом именно на Байконур. Там под руководством зам. главного конструктора УГК-2 В.И.Захарова транспортер вновь собрали, и в ходе испытаний он прошел 4000 км. После завершения программы МАЗ-7904 закатили в ангар площадки № 42, где он находился все оставшееся время. Изображения заброшенного транспортера были опубликованы на сайтах www.denisovets.narod.ru и www.slusili-baikonuru.ru

Мы крайне пренебрежительно относимся к памятникам собственной технической истории и после этого удивляемся, не находя в Отечестве инженерных гениев. Уникальному МАЗ-7904 полагалось украсить собой музей — не важно, автомобильный-ли или космический.

Небезразличие к судьбе транспортера побудило написать письмо председателю правительства РФ. И на письмо был получен ответ. Невеселый. Как бы то ни было, полувековой юбилей полета Гагарина — хороший повод вспомнить добрым словом о вкладе автомобилестроителей в дело освоения космоса.

Текст: Денис ОрловФото: из архива автора

14.11.11

autoitogi.ru

Евгений Кочнев. Семейство сверхтяжелых многоосных шасси. Секретные автомобили Советской Армии. История России. Библиотека.

   С появлением в США новых тяжелых межконтинентальных ракет с конца 1970-х годов в СССР проводились активные изыскания и разработки собственных еще более мощных ракетных систем ответного удара и высокомобильных многоосных полноприводных средств сверхвысокой грузоподъемности для их транспортировки на местности и запуска с необорудованных позиций. Традиционные автомобильные принципы создания столь тяжелой внедорожной техники к ним уже не подходили, а возможности известных на тот момент автомобильных и танковых дизелей уже были исчерпаны. Созданием принципиально новых компоновочных схем и выработкой рекомендаций по общей конструкции такой техники занимался 13-й отдел 21 НИИИ в рамках своих научно-исследовательских тем «Движение», «Волна», «Поташ», «Тужурка», «Авторалли» и других. В результате в первой половине 1980-х годов усилиями УГК-2 МАЗ были созданы ранее невиданные многоколесные транспортеры самых необычных и оригинальных поисковых конструкций, рассчитанные на несение сверхтяжелых СПУ новых ракетных систем межконтинентальной дальности действия.    Впервые идею создания специальных транспортных средств для доставки по суше баллистических ракет и космических аппаратов непосредственно на стартовые позиции космодрома Байконур в 1960-е годы высказал легендарный конструктор ракетно-космической техники С. П. Королев. В то время Московский автозавод приступил к разработке 100-тонного самоходного транспортера ЗИЛ-135МШ с 32 ведущими колесами с электроприводом, но впоследствии от воплощения столь сложной и дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Вновь к ней конструкторы МАЗа обратились в начале 1980-х. Идейным вдохновителем воплощения в металле фантастических идей об уникальных сверхтяжелых многоосных машинах являлся главный конструктор Б. Л. Шапошник, но их детальную проработку в режиме чрезвычайной секретности осуществлял коллектив УГК-2 под руководством его 1-го заместителя, а затем главного конструктора В. Е. Чвялева.    В ответ на создание в США межконтинентальной ракеты МХ со стартовой массой 88 т украинское КБ «Южное» разработало еще более мощную баллистическую ракету РТ-23 с боевой массой свыше 100 т и несколькими разделяющимися ядерными боеголовками с расчетной дальностью поражения 10 тыс. км. Основными являлись варианты 15Ж60 шахтного базирования и 15Ж61 железнодорожного комплекса «Молодец», развитием которых стала ракета для пневмоколесной системы «Целина». Для монтажа пусковой установки этого комплекса в начале 1980-х годов в Минске было создано первое гигантское двухмоторное шестиосное шасси МАЗ-7904 (12x12) грузоподъемностью 220 т, которое на практике не оправдало возложенных на него надежд. Чуть позже появился проект перспективного подвижного ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с автономной пусковой установкой 15У157 завода «Баррикады» и модернизированной трехступенчатой межконтинентальной ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж62) диаметром 2,4 м, длиной 23,3 м и стартовой массой 104,5 т, ступени которой работали на жидком и твердом топливе. Она была смонтирована в ТПК, унифицирована с ракетами двух других видов базирования и оснащалась 4-тонной боеголовкой с 10 разделяющими ядерными головными частями индивидуального наведения мощностью по 550 Кт и системой преодоления противоракетной обороны противника. Предварительные рекомендации по общей конструкции специальных 150-тонных внедорожных транспортеров для монтажа транспортно-пусковых установок системы «Целина-2» были разработаны в 21 НИИИ в рамках научно-исследовательской темы «Тужурка». На их основе на МАЗе спроектировали и построили два опытных образца сверхсекретных шасси – восьмиосное 7906 (16x16) и наиболее оригинальный сочлененный 12-осный вариант 7907 с уникальной колесной формулой 24x24. Эти машины предполагалось использовать в качестве автономных пусковых и транспортных средств новых советских СРК, способных выполнять свои функции в наиболее отдаленных и малонаселенных степных и пустынных регионах в условиях полного отсутствия дорог, заправочных и ремонтных баз при экстремальных климатических, температурных условиях и при сильной запыленности окружающего воздуха. Впоследствии некоторые из этих решений применяли на новых многоосных грунтовых ракетовозах, хотя в целом все эти супергиганты по разным причинам никакого дальнейшего развития не получили.    О существовании таких сверхсекретных систем знал только узкий круг военных, конструкторов и испытателей. А когда на страну нахлынула всезнающая гласность, за этими машинами еще на долгие времена закрепилась отвлекающая легенда об их использовании на Байконуре в качестве транспортеров крупногабаритных частей и блоков космической системы «Энергия-Буран». И хотя все сверхтяжелые шасси являлись лишь воплощениями необузданных фантазий своих создателей, а на практике оказались недееспособными к исполнению возложенных на них задач, все они до сих пор не имеют равных в мире по оригинальности и изобретательности конструкции, мощности, габаритам и грузоподъемности. До настоящего времени за ними по пятам следует имидж самых необычных, тяжелых и дорогостоящих отечественных самоходных колесных транспортных средств военного назначения, создание которых в условиях «холодной войны» могла позволить себе только великая Страна Советов. Несмотря на ошибки и недочеты в общей компоновке и конструкции, большую сложность, громоздкость, малую эффективность, неприспособленность к реальной службе и практическую бесполезность, эти уникальные творения вновь, в последний раз, доказали мощь советского ВПК, автомобильной промышленности СССР и коллективный талант конструкторов, способных на короткое время превзойти пресловутый мировой уровень.

МАЗ-7904 (1983 – 1984 гг.)
   Это внедорожное шестиосное двухмоторное шасси общей мощностью 1830 л.с. с двумя 2-местными двухдверными кабинами, вынесенными на передний свес рамы, снабжалось тремя двухосными ведущими тележками с 12 огромными ведущими колесами диаметром по 2,8 м. Со стороны оно казалось увеличенной копией «нормальных» ракетных шасси МАЗ, но его полезная нагрузка достигала невиданной величины – 220 т. Единственным предназначением этой машины являлось несение оборудования транспортно-пусковой установки первого ракетного комплекса «Целина». Разработка МАЗ-7904 началась в соответствии с приказом министра автомобильной промышленности СССР от 19 февраля 1980 года, а основной версией его применения долгое время считалась перевозка крупногабаритных неделимых грузов для космических ракет нового поколения. Основным силовым агрегатом шасси 7904 являлся судовой дизель 12ЧН18/20 (М-351) V12 (42,4 л, 1500 л.с.) с турбонаддувом, разработанный для маломерного флота и размещавшийся спереди между кабинами. Он приводил две гидромеханические 4-ступенчатые трансмиссии с двумя передачами заднего хода, смонтированные на мощной сварной несущей раме между первым и вторым мостами передней тележки. От них крутящий момент подавался на три передних и на три задних моста, а для синхронности их работы в трансмиссию ввели согласующие и суммирующие редукторы. Управляемыми являлись четыре колеса передней и задней тележек, синхронно поворачивавшиеся в разные стороны посредством рулевых механизмов с гидравлическими усилителями. Каждое колесо подвешивалось на гидропневматической подвеске, причем каждая пара колес правого и левого бортов снабжалась гидравлическими балансирными связями, позволявшими изменять высоту расположения несущей рамы. На них монтировали огромные 51-дюймовые шины размером 3180x1010-1295 (36,00 – 51) производства японской компании «Бриджстоун» (Bridgestone). Для привода гидронасосов, электрогенераторов, вентиляторов системы охлаждения, пневматических компрессоров высокого и низкого давления служил второй 330-сильный автомобильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом. Шасси имело снаряженную массу 140 т и полную – 360 т. Его габаритная длина достигала 32,2 м, ширина – 6,8 м, высота по кабинам – 3,45 м. Колея всех колес – 5,4 м, дорожный просвет под элементами подвески составил 480 мм и был всего на 5 мм больше, чем у машин серии 547, зато радиус поворота возрос до 50 м.   220-тонное двухмоторное шасси МАЗ-7904 (12x12) для ракетного комплекса «Целина». 1983 год   Сборка единственного образца МАЗ-7904 производилась в экспериментальном цехе № 2 и завершилась в июне 1983 года. Его обкатка и заводские испытания проходили только в темное время суток и по согласованию с военными, которые устанавливали точный график работ, когда над данной территорией СССР не «зависали» вражеские спутники. После окончания цикла испытаний с пробегом 547 км машину разобрали и погрузили на специальную 12-осную 120-тонную прицепную платформу, на которой в январе 1984 года она прибыла на Байконур. В феврале в казахстанской степи начались новые испытания, во время которых шасси прошло расстояние 4100 км и достигало максимальной скорости 27 км/ч. Здесь-то и обнаружился его главный убийственный недостаток – чрезмерно высокое удельное давление на опорную поверхность, обусловленное гигантской осевой массой машины в боевой комплектации – 60 т и огромной нагрузкой на каждое колесо – по 30 т. Следствием этого стали низкая опорная проходимость, жесткость хода и ухудшенная управляемость, что существенно сокращало сферы применения шасси и ограничивало их конкретными областями и зонами, а самое главное – они отрицательно сказались бы на секретности расположения ракетного комплекса. Кроме того, в связи с пересмотром стратегических целей по применению ракетной системы «Целина» было развернуто проектирование нового комплекса «Целина-2» с ракетой РТ-23 УТТХ. В результате все работы по теме 7904 были прекращены, и одновременно остановлена сборка второго образца, но при этом появились новые еще более оригинальные многоосные ракетные шасси с уменьшенным удельным давлением и повышенной плавностью хода.
МАЗ-7906 (1984 – 1987 гг.)
   Разработка второго облегченного 150-тонного восьмиосного супершасси МАЗ-7906 (16x16) началась 23 марта 1983 года, то есть за несколько месяцев до выхода ПСМ от 9 августа того же года о создании единой унифицированной баллистической ракеты РТ-23 УТТХ шахтного, железнодорожного и автомобильного базирования. Первый образец 7906 был собран в конце июня 1984 года и поступил на приемочные испытания, до конца года за ним последовала вторая машина. Со стороны новое шасси выглядело удлиненным на одну двухосную тележку вариантом первой модели 7904, но на самом деле было менее мощной и грузоподъемной, укороченной и вообще более скромной машиной с колесами «нормального» диаметра и четырьмя передними управляемыми осями. На переднем свесе рамы стояли две раздельные расширенные 2-местные однодверные кабины, а в расположенном за ними моторном отсеке размещался прежний 1500-сильный судовой дизель М-351. Все колеса снабжались широкопрофильными бескамерными шинами размером 1980x750-737 с постоянным внутренним давлением (4 кгс/см2). В остальном общая конструкция машины соответствовала МАЗ-7904: две гидромеханические 4-ступенчатые трансмиссии со свойственными им редукторами с дополнительными отборами мощности на вспомогательное оборудование, индивидуальная гидропневматическая подвеска с попарными балансирными связями по бортам и гидроусилители рулевых механизмов. В общей сложности на этой модели имелось 45 карданных валов всех видов привода. По сравнению с предшественником снаряженная масса сократилась до 68,3 т, полная – около 220 т. Габаритная длина снизилась до 26 293 мм, ширина – 4850 мм, высота – 3760 мм. Проектная длина пусковой установки – 28 м, высота – до 5,5 м. Максимальная скорость, показанная на испытаниях, – 30 км/ч. При этом радиус поворота составил лишь 30 м, но нагрузка на один мост в 27,5 т по-прежнему военных не удовлетворяла.   Специальное 150-тонное шасси МАЗ-7906 (16x16) для комплекса «Целина-2». 1984 год   Разработки шасси 7906 проводились одновременно с созданием второго альтернативного, наиболее оригинального 150-тонного самоходного внедорожного транспортного средства МАЗ-7907, причем обе машины проходили совместные испытания для выяснения взаимных достоинств и недостатков. На них завод «Баррикады» смонтировал габаритно-весовой макет, имитировавший пусковую установку 15У157 ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж62). С марта 1986 года шасси 7906 с макетной СПУ находилось на сравнительных испытаниях в Калининской области, куда позднее поступила аналогичная система на базе 7907. Испытания продолжались до сентября 1987 года, когда СПУ на базе МАЗ-7906 уже прошла расстояние в 3780 км, но ни одно шасси одобрено не было.
МАЗ-7907 (1985 – 1987 гг.)
   Самая оригинальная, прогрессивная и «самая многоосная» советская военная машина МАЗ-7907 (24x24) с электромеханической трансмиссией ТЭ-660-24, не имевшая зарубежных аналогов, являлась двухзвенной низкопрофильной 12-осной самоходной платформой грузоподъемностью 150 т, поставленной на две шестиосные тележки с 24 ведущими односкатными колесами и насыщенной новыми конструктивными решениями. Работы по ней также начались в марте 1983 года, первый прототип был готов в марте 1985-го, следующий – во втором квартале того же года. В отличие от двух предыдущих шасси, силовым агрегатом на МАЗ-7907 являлась трехвальная газовая турбина ГТД-1000ТФМ (вариант танкового двигателя ГТД-1250) номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированная на передней консоли лонжеронной рамы длиной 5620 мм под специальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми окнами, системами жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха. Двигатель приводил только электрогенератор переменного тока ВСГ-625, от которого электроэнергия поступала на узлы трансмиссии и на 24 синхронных 30-киловаттных тяговых электромотора ДСТ-180-6 с частотной системой регулирования с тиристорными преобразователями и воздушно-масляным охлаждением, смонтированных внутри рамы машины. Блоки электрического управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части шасси. Все электрическое оборудование также разрабатывал и собирал новосибирский институт НИИКЭ. Механическую часть трансмиссии составляли согласующий и понижающий редукторы, коробка отбора мощности, угловые и колесные передачи, многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы. Второй конструктивной особенностью являлась необычно длинная монтажная часть рамы, которая при движении даже по достаточно ровным трассам могла искривляться и прогибаться. Во избежание этого ее разрезали на две равные по длине шестиосные секции и установили между ними простой горизонтальный шарнир на подшипниках с одной степенью свободы. Он позволял обеим частям машины перемещаться относительно друг друга только в продольной вертикальной плоскости на угол до 8? и предохранял раму со спецнадстройкой от перегрузок и повреждений. Традиционными для шарнирно-сочлененных машин функциями рулевого управления эта система не обладала. Для изменения направления движения служили только четыре передние и четыре задние ведущие оси с колесами, синхронно отклонявшимися в разные стороны на определенный угол в зависимости от их расположения. Индивидуальная гидропневматическая подвеска с попарными бортовыми балансирными связями соответствовала машине 7906. Все колеса оборудовали широкопрофильными камерными шинами ВИ-207 весьма скромного размера 1660x670-685 с постоянным внутренним давлением (3,5 кгс/см2). Снаряженная масса машины достигала 65,8 т. Базы передней и задней тележки – 9065 и 9220 мм с неравномерным расстояниями между осями соседних колес (1750, 1800 или 1855 мм). Длина шасси – 28 187 мм, ширина – 4690 мм, высота по кондиционерам на кабине – 4450 мм. Колея всех колес – 3330 мм, максимальный дорожный просвет – 485 мм. Проектная длина пусковой установки – 32 м, высота – до 5,6 м. Радиус поворота снизился до 27 м. Максимальная расчетная скорость на твердых и гладких покрытиях – 40 км/ч.   Сочлененное шасси МАЗ-7907 (24x24) с 1200-сильным ГТД и электрической трансмиссией. 1985 год   Уникальное шасси МАЗ-7907 для межконтинентального комплекса «Целина-2» с ракетой РТ-23 УТТХ   После заводских испытаний шасси 7907 было отправлено в Волгоград, где завод «Баррикады» смонтировал на нем габаритный макетный образец пусковой установки 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2», которая вместе с аналогичной системой на базе МАЗ-7906 с сентября 1986 года в режиме строжайшей секретности проходила сравнительные эксплуатационные испытания в Калининской области на специальных участках дорог общего пользования. По компоновочным соображениям ТПК с ракетой пришлось приподнять над уровнем рамы, а для прохождения под мостами на шасси добавили систему регулирования высоты расположения контейнера. До сентября 1987 года имитационная СПУ прошла расстояние 2054 км, показав максимальную скорость 25 км/ч.   По результатам всех испытаний главными недостатками шасси 7907 являлись низкая работоспособность и малый КПД электрической трансмиссии, плохая проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, повышенная осевая нагрузка (18,5 т) и недостаточная динамика разгона. По сведениям историков Минского автозавода в окончательных выводах комиссии МАЗ-7907 был рекомендован к производству, так как обладал существенными преимуществами перед моделью 7906 по осевой нагрузке, управляемости, лучшей звукоизоляции кабины, повышенной технологичности и увеличенной живучести за счет сохранения подвижности при повреждении привода сразу восьми колес. По отчетам 21 НИИИ шасси 7906 и 7907 не соответствовали предъявленным требованиям, «способов и средств улучшить опорную проходимость ни теоретически, ни экспериментально не было найдено», и в связи с выявленными недостатками дальнейшие доработки обеих машин были признаны бесперспективными. Вскоре к этим причинам добавилась главная разрушительная сила – перестройка. Работы по весьма перспективному проекту «Целина» были прекращены. Всем этим уникальным транспортерам так и не суждено было стать ни легендарными советскими ракетовозами, ни сыграть вообще какой-либо роли в деле повышения мощи советских Войск стратегического назначения, которые к тому времени тоже считались совершенно ненужными.

statehistory.ru

«Опытный» МАЗ рекордсмен: masterok

Фото 1.

МАЗ-7907. Его двенадцатиосное шасси обладает гигантскими габаритами: длина — 30 м, ширина — 4,8 м, высота — 4,5 м. К главным техническим особенностям можно отнести применение в качестве силовой установки танкового двигателя мощностью 1250 л.с. и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колесами. Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром почти два метра обеспечивают машине с проектной боевой массой под 200 тонн хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Масса — 65 800 кг. Грузоподъемностью — 150 т.

Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. Давайте узнаем как и для чего она создавалась …

Фото 2.

 

Как было в истории каждого предприятия, не все опытные образцы стали серийными. В конце 70-х начали проектировать, а 1982 г. изготовили шасси МАЗ-7904. Невероятная секретность этой модели инерцией тянется до сего времени. Даже сегодня никто не хочет рассказать, для чего создавали этот шестиосный супермонстр. Грузоподъёмность 220 т, полная масса 360 т. Ширина 6,8 м, длина 32,2 м, высота 3,45 м, диаметр колёс (Bridgestone) 2,8 м, колёсная формула 12х12. У этого шасси два мотора: один судовой – 1 500 л.с. и обычный дизель мощностью 330 л.с., две параллельные гидромеханические трансмиссии. Машину выгоняли из цеха, только по установленному графику, когда спутники-шпионы не пролетали над Минском. Это шасси было отправлено на испытания на Байконур, там и закончилась его тёмная история.

 

Фото 3.

 

По проекту «Целина-2» в 1984 г. изготовили пару автомобилей МАЗ-7906 (16х16), а годом позже вторую пару МАЗ-7907 (24х24). Грузоподъёмность этих тяжеловозов 150 т, что позволяло им транспортировать проектируемую ракету РТ-23 «Молодец» массой 100 т. С началом разрядки проект «Молодцев» просто прикрыли, а про машины забыли. Но конструкция МАЗ-7907 была весьма необычна.

 

Фото 4.

 

МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15П157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной. Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.

К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1250 л. с. (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ; по другим данным — ГТД-1250А) и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсамидиаметром 1,66 м.

Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 м, ширина 4,1 м, высота 4,4 м.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5, 6, 7 и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

 

Фото 5.

 

Работы по облегчённым (относительно МАЗ-7904) сочленённому двенадцатиосному шасси МАЗ-7907 с электроприводом и восьмиосному МАЗ-7906 с механическим приводом были начаты в Минске 23 марта 1983 года.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования № 768—247. Проект подвижного грунтового ракетного комплекса был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162.

Первый опытный образец был собран на МАЗе в марте 1985 года и рассматривался как альтернативный вариант шасси по программе «Целина-2». Шасси должно было быть способно транспортировать ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м в ТПК и оборудование, обеспечивающее хранение, транспортирование, подготовку и пуск ракеты.

На заводе были проведены предварительные обкаточные и пробеговые испытания в объёме 1000 км. Испытания проводились в ночное время по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону «Утёс». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа оборудования автономной пусковой установки (АПУ) 15У157. По завершении монтажа шасси вновь было частично разобрано и направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии в пгт. Выползово (сейчас ЗАТО Озёрный) Бологовском районе Тверской области для сравнительных испытаний с АПУ на базе МАЗ-7906

 

Фото 6.

Фото 7.

 

Испытания шасси МАЗ-7907 в 7-й гв. рд начались в сентябре 1986 года. Целью испытаний был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2». Проведение испытаний потребовало серьёзной модернизации инфраструктуры войсковой части: были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колёс на дорожное полотно. Испытания были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.

Комиссия в выводах по результатам испытаний к производству рекомендовала шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ:

  • меньшими осевыми нагрузками,
  • лёгкостью управления,
  • лучшими виброакустическими характеристиками в кабине,
  • быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД),
  • лучшими эксплуатационными качествами (за счёт применения электротрансмиссии),
  • более высокой надёжностью и живучестью (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов),
  • лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по комплексу были прекращены, и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907, находившихся на заводском полигоне, была собрана одна, которая предположительно находится сейчас на территории предприятия в ожидании реставрации. Предполагается, что данное шасси станет одним из элементов музейной экспозиции Минского завода колёсных тягачейЛетом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88-тонного теплохода длиной 40 метров с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. После разгрузки шасси в условиях водоёма, на обратном пути вышли из строя все электромоторы и шасси было возвращено на буксире.

 

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего пользования с Березины за 150 км на озеро Нарочь.

 

Минский завод колесных тягачей МЗКТ в советское время был секретным подразделением МАЗа. Именно его многоосные автомобильные шасси везут по Красной площади в дни парадов ракеты, установки ПВО и тяжелую технику. После распада Союза МЗКТ стал самостоятельным предприятием и находится в ведении Министерства обороны Республики Беларусь. Сегодня он выпускает продукцию под маркой “Волат”, что означает “Богатырь”.

 

 

 

 

 

[источники]

источники

https://www.drive2.ru/c/4899916394579139050/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%97-7907

https://plus.google.com/102549610567855022047/posts/WQpeei9Rpz8

https://www.facebook.com/rus.improvisation/posts/771768766206954

http://www.discovery.nemiga.info/mzkt-3.htm

https://www.drive2.ru/c/288230376151879840/

http://m2motors.com.ua/novosti/1867-unikalnye-avtomobilimaz-7907-24veduschih-kolesa.html

 

Давайте я вам еще напомню некоторые необычные машины :  вот например Американская «коза», а вот «Победа» с пропеллером. Посмотрите еще как выглядит Самая большая машина в мире, а так же Самый низкий автомобиль в мире. Кстати, знаете ли вы, что  возможно, мы и сейчас катались бы на бесшумных паровых автомобилях и как разгоняется Самый быстрый грузовик в мире ?</p> Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=56209

masterok.livejournal.com