Коробка передач четырехступенчатая ВАЗ 2101. Коробка передач ваз 2101


Шувалов ВАЗ-2101 8 — Энциклопедия журнала "За рулем"

Трансмиссия. Коробка передач и карданная передача

Коробка передач автомобиля «Жигули» во многом отличается от аналогичных узлов таких распространенных машин, как «Волга ГАЗ-21» или «Москвич-408». Синхронизаторы на всех передачах, рычаг переключения на полу, картер, отлитый из алюминиевого сплава, блок шестерен на подшипниках качения, самоподжимной сальник первичного вала, отсутствие в шестернях бронзовых втулок — вот ее конструктивные особенности. В целом это весьма компактный и надежный узел, отвечающий всем современным требованиям.Коробка «Жигулей», как и у большинства автомобилей с классической компоновкой, — трехвальная, четырехступенчатая, трехходовая. Трехвальная схема выбрана потому, что позволяет сделать узел легче и компактнее (по сравнению с двухвальной), а кроме того, дает возможность высшую передачу в коробке выполнить прямой, то есть передавать крутящий момент непосредственно, без участия шестерен. Таким образом, работа на высшей передаче не сопровождается износом шестерен.Как видите, даже общепринятые конструктивные решения, известные подчас более полувека, требуется всесторонне оценить, прежде чем внедрить на серийной модели, которая будет повторена в сотнях тысяч экземпляров. Синхронизаторы на всех передачах и рычаг переключения на полу, отказ от игольчатых подшипников промежуточного вала и широкое применение пружинных стопорных колец не прихоть одного человека, а результат кропотливых совместных усилий специалистов, конструкторов, технологов, металлургов, испытателей.

Устройство коробки передач1 — картер сцепления;2 — первичный вал;3 — обойма и сальник;4 — тарельчатая шайба;5 — сапун;6 — подшипник первичного вала;7, 12 и 16 — подшипники вторичного вала;8 — картер коробки передач;9 — шестерня III передачи;10 — шестерня II передачи;11 — шестерня I передачи;13 — упорная пластина;14 — поводок переключения;15 — привод спидометра;17 — сальник;18 — фланец упругой муфты;19 — кольцо;20 — гайка;21 — грязеотражатель;22 — задняя крышка;23 — вторичный вал;24 — шестерни заднего хода;25 и 31 — подшипники промежуточного вала;26 — блок шестерен;27 — сливная пробка;28 — синхронизатор 1 и II передач;29 — синхронизатор Ш и IV передач;30 — поддон;32 — болт;33 — распорная втулка;34 — рычаг переключения передач;35 — упругие втулки;36 — болт упругой муфты;37 — упругая муфта;38 — установочная втулка;39 — скользящий фланец;40 — передний карданный вал;41 — подшипник;42 — промежуточная опора;43 — вилка кардана;44 — карданный шарнир;45 — задний карданный вал.

Картер коробки передач прикреплен восемью шпильками к картеру 1 сцепления. К заднему торцу коробки привернута алюминиевая крышка 22, где размещаются шестерни 24 заднего хода, привод 15 спидометра и привод переключения передач.

Валы и подшипники

Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал 2. Он вращается в шариковом 6 и игольчатом подшипниках (последний размещается в ступице маховика). Чтобы в картер сцепления не попадало масло из коробки передач, между ними установлен самоподжимной сальник в обойме 3. Подшипник 6 фиксируется от осевых перемещений тарельчатой шайбой 4, зажатой между картерами сцепления 1 и коробки передач 8.Вторичный вал 23 с надетыми на него шестернями и синхронизаторами опирается на три подшипника — 7, 12 и 16. Поскольку все шестерни коробки (кроме передачи заднего хода) косозубые, под действием возникающих при их работе осевых усилий вал может перемещаться. Чтобы этого не происходило, средний шариковый подшипник 12 «заперт» стопорным кольцом и упорной пластиной 13, привернутой винтами к заднему торцу картера 8.Промежуточный вал 26 сделан в виде блока шестерен и вращается в роликовом 25 и радиально-упорном шариковом 31 подшипниках. Последний служит для восприятия осевых усилий и фиксируется в картере 8 также пружинным кольцом.

Шестерни

Они свободно вращаются на вторичном валу и не имеют бронзовых втулок. Все шестерни (опять же кроме заднего хода) находятся в постоянном зацеплении. Для включения служат зубчатые венцы, нарезанные на их ступицах.Зубчатый венец шестерни первичного вала 2 изготовлен отдельно, а затем напрессован на вал и припаян к нему медью. Шестерни 24 заднего хода — прямозубые, причем ведущая посажена консольно на шлицованный конец блока шестерен 26, а ведомая установлена на вторичном валу 23 и соединена с ним шпонкой. Ведущая винтовая шестерня привода 15 спидометра зафиксирована на валу 23 шариком, выполняющим роль шпонки.Число зубьев шестерен коробки передач подобрано таким образом, чтобы получить передаточные числа трансмиссии машины, обеспечивающие уверенное троганье с места на подъемах, хороший разгон и высокую экономичность. При этом были учтены вес автомобиля и рабочий диапазон двигателя по числу оборотов.

Синхронизаторы

Синхронизаторы 28 и 29 снабжены блокирующими кольцами с конусными поверхностями. Принципиально они мало отличаются от хорошо известных синхронизаторов «москвичей» или «волг». Ступицы каждого из них надеты на шлицы вторичного вала 23.Передачи включаются осевым перемещением скользящих муфт синхронизаторов. Они сначала выравнивают скорости вращения ступицы и шестерни за счет трения конусов блокирующих колец, а затем соединяют зубчатые венцы ступиц синхронизаторов и шестерни. На первой, второй и третьей передачах первичный вал 2 через свою шестерню постоянно передает вращение блоку шестерен 26. Шестерни 9, 10 и 11, соединенные с блоком 26, свободно вращаются на валу 23. При перемещении муфты синхронизатора 28 вправо шестерня 11 соединяется с валом, и включается первая передача. Точно таким же образом происходит включение второй (муфта синхронизатора 28 идет влево) или третьей (муфта синхронизатора 29 сдвинута вправо) передачи. Когда муфта синхронизатора 29 находится в крайнем левом положении, она напрямую соединяет первичный 2 и вторичный 23 валы, включая четвертую (прямую) передачу. Для включения заднего хода служит надвижная паразитная шестеренка (на чертеже не видна), соединяющая шестерни 24.

Соединение поводка и рычага переключения передач

Механизм переключения

Муфты синхронизаторов и паразитная шестеренка передвигаются при помощи вилок, жестко соединенных с тремя штоками, расположенными справа (по ходу машины) от валов коробки. Эти штоки, лежащие в горизонтальной плоскости, скользят s отверстиях, сделанных в передней и задней стенках картера коробки. Задние части штоков оканчиваются головками с пазами. В эти пазы входит наконечник поводка переключения 14, который качается в шаровой опоре и соединен с рычагом переключения. Избирание передачи (селекция) происходит при его поперечном перемещении, а включение — при продольном, когда вошедший в паз штока наконечник рычага толкает шток и связанные с ним вилку и ступицу синхронизатора вперед или назад. По числу штоков, а следовательно, и ходов рычага эта коробка и называется трехходовой. Для гашения вибраций рычаг 34 переключения передач соединен с поводком 14 не жестко, а посредством упругих втулок, поглощающих колебания.

Уход за коробкой передач

В процессе эксплуатации следует периодически [проверять затяжку резьбовых соединений крепления коробки, ее крышек, привода спидометра. Через каждые 10 000 километров пробега следует проверять уровень смазки (не должен доходить до края наливного отверстия на лравой стенке коробки), а через 30 000 километров заменять масло (применяя только рекомендованное заводом ТАд-17).

Карданная передача

Коробка передач «Жигулей» не имеет удлинителя, знакомого владельцам «москвичей». Это объясняется тем, что карданный вал ВАЗа сделан не одинарным, а двойным, с промежуточной опорой. Чем объяснить стремление конструкторов «укоротить» карданный вал?Длинный вал, как всякая балка, прогибается. При его вращении под действием центробежных сил этот прогиб дополнительно увеличивается и на определенной (так называемой критической) скорости вращения может достичь опасной величины. Чем короче вал, тем меньше прогиб, тем более высокое число оборотов он может выдержать.Два карданных вала «Жигулей» — передний 40 и задний 45 — снабжены тремя шарнирами. Один из них представляет собой упругую резиновую муфту 37, а два других 44 являются обычными шарнирами с крестовиной на игольчатых подшипниках.Муфта 37 зажата болтами 36 между двумя трехлапыми фланцами 39 и 18. Первый сидит на шлицах хвостовика вторичного вала 23 и закреплен гайкой 20. Второй может перемещаться на шлицах переднего конца переднего карданного вала 40. Центрируются фланцы один относительно другого посредством кольца со сферической поверхностью и установочной втулки 38. Задний конец вала 40, на шлицах которого закреплена вилка 43 заднего карданного вала, опирается на шарикоподшипник 41 промежуточной опоры 42. Эта опора представляет собой фасонное кольцо из специальной резины с высокой усталостной прочностью, соединенное вулканизацией с двумя обоймами. Во внутренней установлен подшипник 41, наружная укреплена на поперечине кузова.Упругая муфта 37 и подвижное шлицевое соединение фланца 39 с валом 40 компенсируют перемещение вала 40 относительно коробки передач при перекосах кузова, а опора 42 поглощает вибрации валов.Более значительные перемещения, возникающие между кузовом и задним мостом, компенсируются двумя шарнирами 44 заднего карданного вала 45.Уход за карданной передачей несложен. Он сводится к подтягиванию резьбовых соединений и к пополнению (через каждые 30 000 километров пробега) смазки ФИОЛ-1 в шлицевом соединении фланца 39 с валом 40. Игольчатые подшипники карданных шарниров смазаны при сборке и надежно защищены резиновыми сальниками. Они не требуют пополнения или замены смазки за все время службы машины.

wiki.zr.ru

Замена коробки передач lada 2101 (ваз 2101)

Ищете ответ на вопрос — Как поменять эластичную муфту на автомобилях Ваз 2101-2107? Или Вам интересно узнать — Как заменить сальник вторичного вала в коробке передач любимых Жигулей? Если так, то Вы попали по адресу! Именно в этой статье Вы сможете получить ответы на Ваши вопросы))). И надеюсь, что после прочтения, Вы сможете самостоятельно заменить и сальник, и эластичную муфту. Ведь ничего сложного нет, достаточно только хорошо подготовиться к работе. Но, сначала определимся с причинами, из-за которых придется брать ключи, молотки, отвертки и лезть под машину. С сальником, все ясно. Не заметить утечку масла, трудно. А вот эластичная муфта требует к себе внимания. Для этого, лезем под автомобиль, берем в руку большую отвертку и вставляем ее между фланцем и резиновой частью муфты. Тянем от себя или на себя (кому как удобней) и проверяем целостность резины. Если Вы увидели такую же картину как на первой фотографии, то значит, пора браться за работу. Нет, конечно же, можно и пропустить выше изложенное, и не заморачиваться техосмотром. Дождаться, когда «эластичку» оборвет полностью и тогда только ее менять, но поверьте, когда это случится (как правило, это случается неожиданно и в самый не подходящий момент) дальнейшее движение на автомобиле Вам не понравится. Мысль будет одна — Смогу ли я доехать до СТО (или гаража)? Ну, скажите, кому нужны эти острые ощущения?? Вот поэтому, внимательно осматривайте автомобиль самостоятельно, если нет времени и возможности, довертись мастерам, и регулярно проводите технический осмотр автомобиля.

От вступления переходим к главному… Сначала по запчастям. Можно даже сказать по-другому — «коротко по запчастям». Сальник вторичного вала (2101-1701210) и эластичную муфту карданного вала для автомобилей Ваз-2101, Ваз-2105, Ваз-2106, Ваз-2107, Классика следует покупать Балаковского производства. Качественно, доступно и недорого. Обращаем внимание, что на новой эластичной муфте установлена стяжная лента (фото 2). Ее следует снимать, только после установки муфты на автомобиль.

По инструменту. В необходимый арсенал должны входить: накидные и торцовые ключи на 13, большая отвертка, накидной (рожковый) ключ на 30, молоток, накидные ключи на 19, разжимные клещи для снятия стопорных колец. И, не забываем заранее, подготовить оправку для «аккуратной» установки сальника КПП. Это может быть обрезок трубы с наружным диаметром 55 мм (проверяйте по сальнику) и высотой 80-85 мм. Можно и молотком сальник вкалатить, но не нужно. Лучше постараться сделать все правильно, и аккуратно, для себя ведь делаете))!! После всех приготовлений, загоняем автомобиль на смотровую яму или эстакаду и приступаем к работе — замене эластичной муфты карданного вала и сальника коробки передач на автомобилях Ваз-2101, Ваз-2102, Ваз-2103, Ваз-2104,Ваз-2105, Ваз-2106, Ваз-2107, Классика:

1) Откручиваем и снимаем карданный вал. Подробней здесь.2) Далее, ключом на 13 откручиваем страховочный кронштейн (фото 3).3) Откручиваем и снимаем кронштейн подушки передач вместе с подушкой (фото 4). Этот и второй пункт не обязательны, но для удобства, лучше сделать именно так.

4) Ключами на 19 раскручиваем гайки на болтах (3 шт.), которыми эластичка крепится к фланцу КПП (фото 5). Выбиваем болты и снимаем эластичную муфту вместе с фланцем. И в более удобном положении (например, в тисках), раскручиваем остальные болты и отнимаем эластичную муфту от фланца. Устанавливаем новую и лезем опять под автомобиль, менять сальник коробки передач (ну, конечно же, если в этом есть необходимость).

5) Снимаем резиновое уплотнительное кольцо. Клещами снимаем стопорное кольцо (фото 6). Дальше, отгибаем край фиксирующей шайбы (фото 7). И ключом на 30 начинаем откручивать гайку крепления фланца (фото 8). Откручивая ее, мы тем самым сдвигаем металлическое центрирующее кольцо на край вторичного вала. Но, снять полностью это кольцо таким способом не получится, прибегаем к помощи отвертки (можно двух), смотрим фотографию 9.

6) Снимаем фланец и наблюдаем прекрасную картину (фото 10 и 11). Очищаем хвостовик коробки передач от грязи и следов масла. Выпрессовываем старый сальник (фото 12).

7) Оправкой запрессовываем новый сальник (фото 13). Мне пришлось «под шумок» заменить и негодный выключатель света заднего хода (фото 14). Перед установкой фланца вторичного вала убедитесь, что на нем нет следов выработки, раковин и задирав (фото 15). Если есть, то лучше его заменить сразу, так как если этого не сделать, очень скоро по его вине сальник опять «потечет».

Сборку проводим в обратной последовательности. Гайку фланца затягиваем с усилием 7-8 кг, то есть хорошо затягиваем. Для фиксации фланца используем болт или металлический стержень подходящего диаметра (фото 16). После затяжки, обязательно загибаем край шайбы (фото 17). И только после полной установки эластичной муфты на автомобиль, можете снять стяжную ленту (фото 18). Можете, конечно же, снять ее и раньше, но обязательно отпишитесь, как прошла установка эластички))).

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

На автомобилях отечественного производства таких как ваз 2101, 2106, 2107 коробки передач очень выносливые в сравнении допустим с теми же «зубилами». Но при всей этой надежности и они со временем выходят из строя, и приходит время когда требуется замена кпп. В этой статье мы рассмотрим весь процесс замены старой коробки на новую.

Снятие коробки передач с автомобиля.

Итак, для начало понадобится снять старую кпп, для этого нам понадобится смотровая яма или подъемник, так как почти все работы будут проводиться под машиной. Для того что бы снять коробку, в начале надо снять рычаг переключения передач в салоне и открутить крышку.

1. Нажимаем на рычаг, и отверткой сдвигаем запорную втулку вниз, снимаем рычаг.

2. Снимаем все втулки и резиночки.

3. Снимаем крышку (лючок).

Теперь нужно снять стартер, отсоединить цилиндр сцепления (не откручивая шланга), отключить провода идущие на задний ход, открутить тросик спидометра. Следующим делом берем ключ на 10 и откручиваем два (на автомобилях ваз 2107 ранних выпусков четыре) болта крепления крышки картера сцепления.

Затем откручиваем три болта крепящие карданный вал к коробке. После этого можно откручивать коробку от блока двигателя, предварительно подставив под коробку надежный упор (не забудьте открутить заднее крепление кпп к корпусу).

И проверьте что бы коробка была в положении нейтральной передачи. После этого можно отсоединять кпп от двигателя.

Внимание: Не допускается опирать коробку передач концом первичного вала на упорный фланец корзины сцепления.

Установка коробки передач ваз 2101, 2106, 2107.

1. Перед установкой кпп на автомобиль, очищаем шлицевой конец первичного вала и наносим на него тонкий слой смазки ШРУС-4. 2. Установка коробки на автомобиль ваз всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности, если требуется заливаем новое масла. Так же читайте другие интересные статьи о том как построить корч самому на нашем сайте и вступайте в нашу группу Вконтакте.

Коробка передач классических ВАЗ, является надежным узлом, чтобы убить ВАЗовскую коробку следует постараться. Если вы хотите, чтобы коробка вашего ВАЗика прожила долгую и счастливую жизнь- в ней необходимо менять масло. На самом деле это простая операция, которую любой владелец классики способен выполнить самостоятельно.

Прежде чем залить новое масло, его необходимо купить. Здесь стоит обратить внимание на надписи на канистре. Дело в том, что трансмиссионные масла отличаются по классу присадок. Класс маркировок обозначается как GL. То есть: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5. Два первых варианта с единицей и двойкой сразу следует отбросить, так как данные масла не имеют противозадирных присадок. Оптимальными для коробки ВАЗ будут масла класса GL-5. Они предназначены для гипоидных передач и обеспечивают надежную смазку даже при высоких нагрузках на детали. Масло класс GL5 можно применять не только в КПП, но и в редукторе заднего моста. Масло продается в различных по объему упаковках, вам понадобится 1.5 литра масла. Если учесть, что коробка снята и лежит на боку, в нее можно залить и 1.7 литра- так делают на заводе, для этого коробку следует перевернуть заливочным отверстием вверх. Но если коробка установлена на машине, ради лишних 150-200 мл масла, снимать коробку не следует, завод рекомендует заливать именно 1.5 литра, а данный объем без проблем умещается в уже установленную коробку. Если ваша коробка издает трансмиссионные шумы, можно воспользоваться специальными присадками. Но здесь следует учитывать, что хорошая присадка поможет лишь при незначительном износе коробке. Но и в исправной коробке, противоизносная присадка будет не лишней. Многие из автовладельцев, которые трепетно следят за состоянием своих «копеек» и «шестерок», заливают присадки вместе с новым маслом.

Масло вы уже купили, теперь можно начать процесс. Если вы меняете масло зимой, крайне желательно прогреть автомобиль, так масло станет более текучим и будет лучше стекать с коробки. При минусовой температуре, в холодной коробке может остаться старое масло. В идеале замена масла производится, заехав на яму, ведь корячится под машиной, которая стоит на асфальте или земле, подкладывать под колеса деревяшки и кирпичики чтобы хоть как то втиснуться не слишком удобно.

Масло залито, остается только закрутить пробку головкой, и можно ехать. Ничего сложного в замене масла в КПП Жигулей нет, даже если вы впервые взяли ключи в руки- вы справитесь.

Создатель AutoBelyavcev.ru, Денис

Источники

avtozam.ru

Работа коробки передач ВАЗ 2101 Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

  1. Первичный вал:

  2. Вторичный вал

  3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала

  4. Сапун

  5. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи

  6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач

  7. Вилка переключения III и IV передач

  8. Картер коробки передач

  9. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи

  10. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи

  11. Вилка переключения I и II передач

  12. Ступица муфты синхронизатора I и II передач

  13. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач

  14. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи

  15. Шестерня заднего хода

  16. Рычаг переключения передач

  17. Ведущая шестерня привода спидометра

  18. Фланец эластичной муфты

  19. Вилка включения заднего хода

  20. Шток вилки включения заднего хода

  21. Шток вилки включения III и IV передач

  22. Шток вилки включения I и II передач

  23. Ограничительный винт включения I и II передач

  24. Промежуточный вал

  25. Шестерня заднего хода промежуточного вала

  26. Ось промежуточной шестерни заднего хода

  27. Промежуточная шестерня заднего хода

  28. Ведомая шестерня привода спидометра

  29. Задняя крышка коробки передач

  30. Втулка шестерни I передачи

  31. Шестерня I передачи промежуточного вала

  32. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи

  33. Пробка сливного отверстия

  34. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи

  35. Шестерня передачи промежуточного вала

  36. Шестерня III передачи промежуточного вала

  37. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи

  38. Ступица синхронизатора III и IV передач

  39. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи

  40. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала

  41. Картер сцепления

  42. Пружина блокирующего кольца синхронизатора

  43. Упорная шайба пружины

  44. Тарельчатая пружина

  45. Стопорное кольцо ступицы синхронизатора

  46. Стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора

  47. Нейтральное положение

  48. II.Начало включения третьей передачи

  49. Полное включение третьей передачи

Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6 и 13 синхронизаторов или промежуточной шестерни 27 заднего хода при помощи рычага переключения передач. При этом изменяются передаточные числа шестерен, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой четвертой передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На первой передаче момент увеличивается в 3, 75 раза, на второй в 2, 30 раза, на третьей в 1, 49 раза, а при включении задней передачи в 3, 87 раза. При нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момент на вторичный вал не передается. Но так как двигатель работает и сцепление включено, то вращение от первичного вала 1 передается на промежуточный вал через шестерни 3 и 40 постоянного зацепления. От шестерен 31, 35 и 36 промежуточного вала вращение передается на шестерни 14, 10 и 9 вторичного вала. Так как эти шестерни с валом 2 непосредственно не связаны, то они будут свободно вращаться на вторичном валу. Соединение этих шестерен с валом 2 осуществляется через синхронизаторы. При включении первой передачи усилие от рычага переключения передач через шток и вилку И передается на скользящую муфту 13. Перемещаясь по шлицам своей ступицы 12, муфта входит в зацепление с прямозубым венцом шестерни 14. Таким образом, муфта синхронизатора соединит между собой ступицу 12 и шестерню 14. А так как ступица 12 жестко связана с валом 2, то крутящий момент от шестерни 14 через муфту 13 передается на ступицу 12 и от нее на вторичный вал коробки передач. При включении второй передачи муфта 13 соединим ступицу 12 с прямозубым венцом шестерни 10, и крутящий момент передается от шестерни 10 на ступиц 12 и на вторичный вал. Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором. При включении третьей передачи крутящий момент от первичного вала через шестерни 36 и 9 передается через муфту 6 на ступицу 38 и затем на вторичный вал. Четвертая передача называется прямой, так как крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2, минуя шестерни промежуточного вала. В этом случае муфта 6 соединяет между собой зубчатый венец 5 первичного вала со ступицей 38. Частота вращения обоих валов будет одинаковой, а величина крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса, не изменится. При включении задней передачи усилие от рычага переключения передач через шток 20 и вилку 19 передается на промежуточную шестерню 27. Перемещаясь на оси 26, она соединит между собой шестерни 25 и 15 заднего хода, и крутящий момент передается от первичного вала через шестерни 5 и 40 на промежуточный вал и далее через шестерни 25, 27 и 15 на вторичный вал. При этом последний будет вращаться в обратном направлении, обеспечивая обратное вращение ведущих колес автомобиля. Как видно из схемы работы коробки передач, все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении третьей передачи показан на схемах 1, 11, III. При нейтральном положении рычага переключения передач (см. схему 1) между скользящей муфтой 6 и блокирующими кольцами 37 имеется зазор. Блокирующие кольца прижаты пружинами 42 к стопорным кольцам 46. В этом положении зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 5 и 9. Вследствие зазора между муфтой 6 и блокирующими кольцами 37 крутящий момент от зубчатого венца 9 через блокирующее кольцо не передается. В начальный момент включения третьей передачи (см. схему 11) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 38, прижимается к конической поверхности блокирующего кольца. Между коническими поверхностями муфты и кольца возникает полусухое трение, вследствие которого блокирующее кольцо затормаживается и проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2, 5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 9, и дальнейшее проворачивание блокирующего кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это происходит до тех пор, пока не уравняются частоты вращений вторичного и промежуточного валов. Как только наступит такой момент, уменьшается сила трения между коническими поверхностями муфты и кольца. Под действием осевого усилия, передаваемого от штока на скользящую муфту синхронизатора, блокирующее кольцо начинает скользить по скосам зубьев венца 9 и вместе с муфтой перемещается вдоль зубьев венца. Таким образом, муфта соединяет между собой ступицу 38 и зубчатый венец 9. Происходит полное включение третьей передачи (см. схему НИ. В этом положении муфта синхронизатора вместе со штоком удерживается шариковым фиксатором. Подобранные передаточные числа обеспечивают интенсивный разгон, высокую среднюю скорость автомобиля и экономичную работу двигателя. А косозубые шестерни постоянного зацепления обеспечивают бесшумную и долговечную работу коробки передач

vaz2101spb.ru

Коробка передач четырехступенчатая ВАЗ 2101 Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

  • Нижняя крышка

  • Пробка заливного и контрольного отверстия

  • Шестерня второй передачи промежуточного вала

  • Шестерня третьей передачи промежуточного вала

  • Промежуточный вал

  • Передний подшипник промежуточного вала

  • Болт зажимной шайбы:

  • Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала

  • Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала:

  • Шестерня постоянного зацепления первичного вала

  • Пружинная шайба

  • Стопорное кольцо

  • Задний подшипник первичного вала

  • Сальник первичного вала

  • Передняя крышка коробки передач

  • Установочное кольцо подшипника

  • Картер сцепления

  • Ведущий вал коробки передач

  • Включатель фонаря заднего хода

  • Шестерня заднего хода промежуточного вала

  • Промежуточная шестерня заднего хода

  • Вилка включения заднего хода

  • Оттяжная пружина рычага переключения передач

  • Болт оттяжной пружины

  • Направляющая чашка рычага переключения передач

  • Шаровая опора рычага

  • Сферическая шайба

  • Пружина

  • Рычаг переключения передач

  • Вилка включения I и II передач

  • Вилка включения III и IV передач

  • Шток вилки включения I и II передач

  • Шток вилки включения III и IV передач

  • Блокировочные сухари

  • Шток вилки включения заднего хода

  • Шариковый фиксатор штока

  • Пружина фиксатора:

  • Крышка фиксатора

  • Сапун

  • Игольчатый подшипник переднего конца ведомого вала

  • Упорная шайба пружины синхронизатора:

  • Зубчатый венец синхронизатора IV передачи

  • Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач

  • Ступица скользящей муфты синхронизатора III и IV передач

  • Стопорное кольцо синхронизатора

  • Блокирующее кольцо синхронизатора

  • Пружина синхронизатора

  • Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи

  • Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи

  • Вторичный вал

  • Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи

  • Втулка шестерни I передачи

  • Промежуточный подшипник вторичного вала

  • Стопорная пластина промежуточного подшипника

  • Шестерня заднего хода вторичного вала

  • Стопорное кольцо шестерни заднего хода промежуточного вала

  • Упругая подушка демпфера рычага переключения передач

  • Резиновая втулка демпфера

  • Распорная втулка демпфера

  • Запорная втулка демпфера

  • Дистанционная втулка штока

  • Внутренний чехол рычага переключения передач

  • Направляющий штифт рычага

  • Сальник заднего подшипника вторичного вала

  • Фланец эластичной муфты карданного вала

  • Гайка

  • Уплотнитель центрирующего кольца

  • Центрирующее кольцо

  • Стопорное кольцо

  • Задний подшипник вторичного вала

  • Пробка сливного отверстия

  • Грязеотражатель

  • Ведущая шестерня привода спидометра

  • Привод спидометра

  • Задняя крышка коробки передач

  • Ось промежуточной шестерни заднего хода

  • Задний подшипник промежуточного вала

  • Шестерня I передачи промежуточного вала

  • Картер коробки передач

  • Скользящая муфта синхронизатора I и II передач

  • Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на валу исключается осевое смещение вала. Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни 10. находящимся в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40 расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится к стенке картера винтами. На валу подшипник зажат между втулкой 52 и шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69. На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и 2 передач. Шестерня 51 1 передачи вращается на стальной термообработанной втулке 52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора. Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а с прямозубы- ми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при включении 1, И или III передач. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов. Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55 пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа, обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47, стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни 48 III передачи. Промежуточный вал 5 выполнен в виде блока четырех шестерен. Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21 заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства. Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага, шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними установлены уплотнительные прокладки. Рычаг 29 имеет опорный шар, который поджимается пружиной 28 к поверхности шаровой опоры. Эта же пружина поджимает сверху к шаровой опоре сферическую шайбу 27. Чтобы шарнир рычага не проворачивался в шаровой опоре, в опорный шар запрессован штифт 63. конец которого заходит в отверстие опоры. Шаровая опора защищена резиновым чехлом 62, а место выхода рычага в салон автомобиля уплотнено снизу манжетой. Перемещение муфт синхронизаторов и промежуточной шестерни заднего хода осуществляется вилками, которые закреплены на штоках болтами. Шток 33 вилки включения III и IV передач установлен в отверстиях передней и задней стенок картера, а штоки 32 и 35 в отверстиях задней стенки и прилива картера. В нейтральном и включенном положениях штоки удерживаются шариковыми фиксаторами, которые поджимаются к гнездам штоков пружинами 37. Фиксаторы закрываются общей крышкой 38. Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокировочных сухарей 34. Два крайних сухаря большего диаметра установлены в отверстии задней стенки, а средний в отверстии штока 33.

    vaz2101spb.ru

    Коробка передач ВАЗ-2101

    Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на валу исключается осевое смещение вала.

    Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни 10. находящимся в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40 расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится к стенке картера винтами.

    На валу подшипник зажат между втулкой 52 и шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69.

    На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и II передач. Шестерня 51 I передачи вращается на стальной термообработанной втулке 52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора. Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при включении I,II или III передач. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов.

    Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55 пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа, обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47, стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни 48 III передачи. Промежуточный вал 5 вы- полнен в виде блока четырех шестерен.

    Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21 заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства.

    Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага, шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними установлены уплотнительные прокладки.

    vaz2101.ru

    коробка передач ВАЗ, устройство коробки передач ВАЗ

          На автомобилях ВАЗ – 2101, 2102, 2103, 2106 установлены 4-х ступенчатые коробки передач. На ВАЗ-2105, 2104, 2107 могут устанавливаться как 4-х ступенчатые, так и 5-ти ступенчатые коробки передач. В принципе, коробки передач взаимозаменяемые и по желанию владельца на любую модель ВАЗ классика можно установить любую коробку передач. Сейчас мы рассмотрим устройство 4-х ступенчатой (см. рис. 1).

       4-х ступенчатая коробка передач ВАЗ классика имеет синхронизаторы на всех передачах (передних). Состоит она из первичного 11, промежуточного 5 и вторичного 27 валов, механизма переключения передач и картера.

       Первичный вал 11 и шестерня постоянного зацепления 18 изготовлены как одно целое. Вал вращается на двух подшипниках (шариковых), один из которых запрессован в гнездо торца коленвала, а второй – 14 в картере коробки передач. Задний подшипник 14 закрыт сальником 13.

       Вторичный вал 27 опирается на три подшипника. В расточке первичного вала установлен игольчатый подшипник 19, в гнездо картера 16 запрессован шариковый подшипник 30 и в гнезде задней крышки 49 размещен шариковый подшипник 46, который закрывается сальником 41. На вторичном валу расположены (свободно) шестерни 28 первой, 25 второй и 24 третьей передачи. Все вышеперечисленные шестерни находятся в постоянном зацеплении с такими же (по номерам передач) шестернями промежуточного вала.

       На три шлица переднего конца вторичного вала одета ступица скользящей муфты 21. Это муфта синхронизатора 3 и 4 передач. Синхронизаторы 1 и2 передачи связаны с валом аналогично посредством ступицы 26. С помощью шпонки крепится на валу шестерня 31 заднего хода. Привод спидометра, а именно ведущая шестерня 47 размещена на задней шейке вала. Фланец 42 насажен на шлицы и закреплен гайкой 43.

       В отверстия картера и задней крышки 49 запрессована ось 53, на которой свободно вращается шестерня заднего хода 51 (промежуточная).

       Синхронизаторы имеют одинаковую конструкцию для всех передач. Каждый состоит из муфты 21, ступицы 26, пружин 23 и блокирующих колец 22.

       Переключение передач механическое и производится при помощи привода, который состоит из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. 2). На штоках закреплены вилки 14, 15, 1. Вилки 14 и 15 входят в выточки муфт соответствующих синхронизаторов, а 1 в кольцевую выточку шестерни заднего хода (промежуточную). Во включенном и нейтральном положениях штоки фиксируются шариковыми фиксаторами 23, а чтобы исключить возможность включения одновременно 2-х передач, установлен замок 19.

       Для удобства снятия коробки передач с автомобиля рычаг переключения передач состоит из двух частей. Верхняя часть к нижней крепится при помощи демпферного устройства. Нижняя часть своей головкой заходит в шаровую опору 4 и прижимается пружиной 7, через специальную шайбу 6. Чтобы рычаг не проворачивался имеется штифт, который проходит через отверстие в опоре 4 и головке рычага.

       Можете посмотреть как снять или установить коробку передач на ВАЗ классика, а также возможные неисправности.

       ВАЗ – это круто!

    vaz-klassika.com

    коробка передач Ваз 2101 - Ваз - Автомобили - Каталог статей

    Коробка передач

    1. Нижняя крышка; 2. Пробка заливного и контрольного отверстия; 3. Шестерня второй передачи промежуточного вала; 4. Шестерня третьей передачи промежуточного вала; 5. Промежуточный вал; 6. Передний подшипник промежуточного вала; 7. Болт зажимной шайбы: 8. Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала; 9. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 10. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 11. Пружинная шайба; 12. Стопорное кольцо; 13. Задний подшипник первичного вала; 14. Сальник первичного вала; 15. Передняя крышка коробки передач; 16. Установочное кольцо подшипника; 17. Картер сцепления; 18. Ведущий вал коробки передач; 19. Включатель фонаря заднего хода; 20. Шестерня заднего хода промежуточного вала; 21. Промежуточная шестерня заднего хода; 22. Вилка включения заднего хода; 23. Оттяжная пружина рычага переключения передач; 24. Болт оттяжной пружины; 25. Направляющая чашка рычага переключения передач; 26. Шаровая опора рычага; 27. Сферическая шайба; 28. Пружина; 29. Рычаг переключения передач; 30. Вилка включения I и II передач; 31. Вилка включения III и IV передач; 32. Шток вилки включения I и II передач; 33. Шток вилки включения III и IV передач; 34. Блокировочные сухари; 35. Шток вилки включения заднего хода; 36. Шариковый фиксатор штока; 37. Пружина фиксатора; 38. Крышка фиксатора; 39. Сапун; 40. Игольчатый подшипник переднего конца ведомого вала; 41. Упорная шайба пружины синхронизатора; 42. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 43. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 44. Ступица скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 45. Стопорное кольцо синхронизатора; 46. Блокирующее кольцо синхронизатора; 47. Пружина синхронизатора; 48. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 49. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 50. Вторичный вал; 51. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 52. Втулка шестерни I передачи; 53. Промежуточный подшипник вторичного вала; 54. Стопорная пластина промежуточного подшипника; 55. Шестерня заднего хода вторичного вала; 56. Стопорное кольцо шестерни заднего хода промежуточного вала; 57. Упругая подушка демпфера рычага переключения передач; 58. Резиновая втулка демпфера; 59. Распорная втулка демпфера; 60. Запорная втулка демпфера; 61. Дистанционная втулка штока; 62. Внутренний чехол рычага переключения передач; 63. Направляющий штифт рычага; 64. Сальник заднего подшипника вторичного вала; 65. Фланец эластичной муфты карданного вала; 66. Гайка; 67. Уплотнитель центрирующего кольца; 68. Центрирующее кольцо; 69. Стопорное кольцо; 70. Задний подшипник вторичного вала; 71. Пробка сливного отверстия; 72. Грязеотражатель; 73. Ведущая шестерня привода спидометра; 74. Привод спидометра; 75. Задняя крышка коробки передач; 76. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 77. Задний подшипник промежуточного вала; 78. Шестерня I передачи промежуточного вала 79. Картер коробки передач; 80. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач

    Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на валу исключается осевое смещение вала.

    Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни 10, находящимся в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40 расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится к стенке картера винтами.

    На валу подшипник зажат между втулкой 52 и шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69.

    На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и II передач. Шестерня 51 I передачи вращается на стальной термообработанной втулке 52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора. Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при включении I,II или III передач. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов.

    Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55 пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа, обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47, стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни 48 III передачи. Промежуточный вал 5 вы- полнен в виде блока четырех шестерен.

    Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21 заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства.

    Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага, шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними установлены уплотнительные прокладки.

    motor.ucoz.net