Fiat-600 - прототип «Горбатого» Запорожца. Горбатый запорожец модель


ЗАЗ-965 — история Запорожца — журнал За рулем

ЗАЗ-965

Полчаса позора, зато — на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор — в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная — «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников — их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю — у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» — сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

ЗАЗ-965

Голая металлическая панель приборов никого не смущала. Такие были и на куда более престижных моделях.

Голая металлическая панель приборов никого не смущала. Такие были и на куда более престижных моделях.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США — не значит повторять все заокеанские перегибы. Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески — спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор — 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» — «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь неме

www.zr.ru

Fiat-600 - прототип «Горбатого» Запорожца » Запорожец

 

  

Вам ничего не напоминает этот автомобиль? Это крохотный итальянский Фиат 600, в народе прозванный «Сейченто». Эта модель как нельзя лучше подтверждает высказывание, что автомобиль – средство передвижения, а никакая не роскошь. Действительно, какая роскошь: тесный салон, багажник не для любого чемодана, мотор, 4 колеса и руль. Абсолютно все компактно и ничего лишнего. Считается, что этот чисто городской автомобиль с задним приводом и весом менее 600 кг сумел превратить послевоенную Италию в автомобильную державу. Плюсов у Фиата было много, начиная с того, что эту малолитражку несколько человек буквально на руках могли вытащить из любой ямы. Но главным преимуществом этого авто была его низкая цена. По пересчетам энтузиастов, если бы Fiat-600 производился в настоящее время, то цена автомобиля такого типа была бы около 6,5 тыс. Евро, что дешевле любого европейского автомобиля. Фиат был популярен у разных слоев населения: и у мам с детьми, и у мужчин.

Выпускалась эта модель с 1955 по 1969 годы, собрано было 2,5 млн. автомобилей. Фиат 600 пользовался большой популярностью в Южной Америке. В Аргентине прозвали «Фитито» (ласково Фиат) и после прекращения производства в Италии, производство продолжили там. То, что модель оказалась действительно удачной свидетельствует и тот факт, что автомобили SEAT-600 (Испания) и «Застава-750» были просто ее копиями. Нет ничего удивительного, что именно FIAT-600 стал прототипом для разработки недорогого и простого автомобиля в Советском союзе. Полученный в результате автомобиль назвали «Москвич-444». В серию, однако, эта модель не пошла, так как мощности завода в Москве были загружены полностью. Тогда в срочном порядке запорожский завод «Коммунар» в Украине, выпускающий сельскохозяйственную технику, перепрофилировали под производство нового советского автомобиля. Такая предыстория появления легендарного «горбатого» Запорожца, точнее модели ЗАЗ-965. Встретить в реальной жизни рядом FIAT 600 и ЗАЗ-965 наверное возможно было лишь на каких-то выставках или ретро автопробегах, уж слишком в то время были отечественный автопром и автомобильная Италия.

 

 

autoclub-zaz.ru

Fiat-600 - прототип «Горбатого» Запорожца » Запорожец

 

  

Вам ничего не напоминает этот автомобиль? Это крохотный итальянский Фиат 600, в народе прозванный «Сейченто». Эта модель как нельзя лучше подтверждает высказывание, что автомобиль – средство передвижения, а никакая не роскошь. Действительно, какая роскошь: тесный салон, багажник не для любого чемодана, мотор, 4 колеса и руль. Абсолютно все компактно и ничего лишнего. Считается, что этот чисто городской автомобиль с задним приводом и весом менее 600 кг сумел превратить послевоенную Италию в автомобильную державу. Плюсов у Фиата было много, начиная с того, что эту малолитражку несколько человек буквально на руках могли вытащить из любой ямы. Но главным преимуществом этого авто была его низкая цена. По пересчетам энтузиастов, если бы Fiat-600 производился в настоящее время, то цена автомобиля такого типа была бы около 6,5 тыс. Евро, что дешевле любого европейского автомобиля. Фиат был популярен у разных слоев населения: и у мам с детьми, и у мужчин.

Выпускалась эта модель с 1955 по 1969 годы, собрано было 2,5 млн. автомобилей. Фиат 600 пользовался большой популярностью в Южной Америке. В Аргентине прозвали «Фитито» (ласково Фиат) и после прекращения производства в Италии, производство продолжили там. То, что модель оказалась действительно удачной свидетельствует и тот факт, что автомобили SEAT-600 (Испания) и «Застава-750» были просто ее копиями. Нет ничего удивительного, что именно FIAT-600 стал прототипом для разработки недорогого и простого автомобиля в Советском союзе. Полученный в результате автомобиль назвали «Москвич-444». В серию, однако, эта модель не пошла, так как мощности завода в Москве были загружены полностью. Тогда в срочном порядке запорожский завод «Коммунар» в Украине, выпускающий сельскохозяйственную технику, перепрофилировали под производство нового советского автомобиля. Такая предыстория появления легендарного «горбатого» Запорожца, точнее модели ЗАЗ-965. Встретить в реальной жизни рядом FIAT 600 и ЗАЗ-965 наверное возможно было лишь на каких-то выставках или ретро автопробегах, уж слишком в то время были отечественный автопром и автомобильная Италия.

 

 

autoclub-zaz.ru

ЗАЗ-965 - История создания автомобиля

Несмотря на ряд неизлечимых «болезней», следствие ошибок конструкторов и вмешательство военного заказчика, «горбатый „Запорожец"» ждала счастливая судьба культового автомобиля.

Начало его истории положил переход Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) с 401-й модели на 402-ю. С самыми благими намерениями новую модель сделали просторнее и динамичнее, но она оказалась и существенно дороже. В ответ активные граждане Союза завалили Минавтопром письмами с просьбами разработать новую «супермалолитражку», которая заняла бы место «Москвича-401».

 

 

Для решения этой задачи заводские КБ и автомобильные институты предложили несколько оригинальных разработок, однако все они имели те или иные недостатки. В конце концов, на оригинальность махнули рукой и снова обратили внимание на западные модели. Прототипом будущего «Запорожца» стал Fiat 600 - одна из самых удачных и популярных европейских малолитражек. Ее главной особенностью была заднемоторная компоновка, давшая рекордную компактность и простоту конструкции.

Ошибкой будет считать, что ЗАЗ-965 - копия Fiat 600. Общность двух авто ограничивается компоновкой и стилем дизайна. Первое важное отличие - подвеска. Передняя подвеска у «Запорожца» - на продольных рычагах системы «Порше» (как на «Жуке» компании Volkswagen и ранних моделях Porsche), а задняя хоть и повторяет конструкцию Fiat 600, но имеет иные демпфирующие элементы. В модели ЗАЗ была редкая технологическая изюминка: одинаковые переднее и заднее стекла.

 

 

Двигатель - полностью отечественная разработка. Он-то и стал главной головной болью будущих владельцев «горбатых». Военные непременно хотели унифицировать «Запорожец» по мотору с разрабатывавшейся параллельно «амфибией» ЛуАЗ-967 (основным заказчиком выступало министерство обороны). Перепробовав и отметя мотоциклетные 2-цилиндровыс, 2- и 4-цилиндровые оппозитные двигатели, остановились на довольно экзотической схеме 4-цилиндрового V-образного двигателя с воздушным охлаждением. На автомобиле-амфибии он располагался спереди и работал стабильно. А вот на «Запорожце» мотор, размешавшийся сзади, был склонен к перегреву, да и шумность оказалась великоватой для гражданской машины. Отчасти ненадежность компенсировалась ремонтопригодностью мотора: его можно было практически в любых условиях полностью разобрать, даже снять цилиндры.

 

 

Сначала предполагалось, что «горбатый» будет делаться на МЗМА, поэтому первые образцы носили обозначение «Москвич-444» и «Москвич-560». Затем под новую машину решили реконструировать запорожский «Коммунар», до того выпускавший сельскохозяйственную технику. Производство двигателя отдали Мелитопольскому моторному заводу (МсМЗ).

Несмотря на «болезни» двигателя, покупатели встретили «Запорожец» с распростертыми объятиями. Многие свойства авто снискали ему добрую память: живучая подвеска, высокая проходимость (за счет хорошей загрузки ведущих колес), простая конструкция, хорошее качество. При том, что выпуск ЗАЗ-965 завершился в 1969 г., даже 20 лет спустя машину можно было часто встретить на дорогах.

В 1963 г. появился модернизированный ЗАЗ-965А с двигателем увеличенной мощности.

Сейчас «горбатый», с одной стороны, служит предметом анекдотов, с другой - объектом культа. Он популярен у коллекционеров и тюнеров, выбирающих его как основу для автоэкзотики. В этом смысле роль ЗАЗ-965 в бывшем СССР весьма похожа на роль «жука» в Германии или того же Fiat 600 в Италии.

29.10.2018 Опубликовано: 28.07.2012

shikoshlir.com

Экспортные модификации «Запорожца» / Назад в СССР / Back in USSR

Запорожец (экспортные обозначения для стран Западной Европы — Yalta, Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье. (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»). Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно: — в 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ- 965А; — в 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М. Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона. Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (санитарный колёсный транспортёр переднего края, ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» — различные модификации ЛуАЗ-969.

ЗАЗ-965/965A.

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был Фиат 600; тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444, — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля. Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Автомобиль так же изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении. Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух) и отсутствием декоративного молдинга на боковинах.

ЗАЗ-966/968/968А/968М.

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого — в 1961 году, и прототипы появились уже к осени того же года. Однако, вследствии отсутствия у коллектива завода опыта («965-ю» модель разрабатывали на МЗМА в сотрудничестве с НАМИ) и также недостатка финансирования — постановка в производство растянулась на долгие годы, а дизайн итогового варианта представлял собой собрание элементов, позаимствованных у различных моделей тех лет. Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь переходная модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год. ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года. Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», и главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (другой карбюратор) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной как одно целое — новая панель приборов была собрана из отдельных элементов). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска, в 1978 году — была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным — на самом деле производство началось лишь в конце 1974-го) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность: двухконтурные тормоза, ремни безопасности и мягкую панель приборов, которую впоследствии устанавливали на ЗАЗ-968М. Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год — эта машина завершила модельную линейку «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с… От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась внешним видамом и салоном, стало меньше хромированных деталей и, в свою очередь — появилось больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения — это практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой. До ЗАЗ-968М от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор.

Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette.

Наряду с базовыми модификациями автомобилей «Запорожцев», выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслителация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков. Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника. ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

Шутки о «Запорожце».

Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики. Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте. В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе», а так же этот автомобиль воспет известным российским исполнителем — Богданом Титомиром, с песне «А „Запорожец“ — машина класс»))

ЗАЗ-965 Запорожец, 1962–69 г. в.

ЗАЗ-965A Запорожец, 1962–65 г. в.

Торпедо ЗАЗ-965A Запорожец, 1965–69 г. в.

ЗАЗ-965АЭ Jalta, 1965–69 г. в.

ЗАЗ-966 Запорожец, 1967–71 г. в.

ЗАЗ-966 Запорожец, 1971–72 г. в.

ЗАЗ-966В Запорожец, 1966–72 г. в.

ЗАЗ-966Э Eliette, 1967–71 г. в.

ЗАЗ-968 Запорожец, 1971–79 г. в.

Салон ЗАЗ-968А Запорожец, 1974–79 г. в.

ЗАЗ-968АЭ Запорожец, 1974–79 г. в.

ЗАЗ-968М Запорожец, 1979–94 г. в.

ЗАЗ-968М Запорожец, 1979–94 г. в.

Ну, и по праву в этом посте — нужно показать и этот хороший автомобиль, его модификации:

ЛуАЗ-969M, 1979–88 г. в.

ЛуАЗ-967М, 1975–89 г. в.

ЛуАЗ-967М, 1975–89 г. в.

back-in-ussr.com

Авто и не только.ru

Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотню тысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.

После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях завода сельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».

Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600, конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.

Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.

В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.

На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.

Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.

Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.

В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.

В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».

С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.

Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.

Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.

Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».

Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

avtoinetolko.ru

ЗАЗ 965. горбатый запорожец, горби, описание автомобиля марки Запорожец

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Несмотря на обвинения в том, что конструкция была скопирована с FIAT 600, представители ЗАЗ’а говорят, что машина была полностью советской разработкой, созданной советскими инженерами ЗАЗ в сотрудничестве с коллегами из института МАМИ, а также конструкторским коллективом завода «Москвич».  

История создания

За образец при проектировании был взят оценивавшися как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства.

 

Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа . Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

 

От итальянского образца автомобиль отличался изменённой кинематикой подвески из-за увеличенного размера колёс, соответственно, были изменены колёсные ниши и общая компоновка; стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, кроме того, кузов приобрёл более современный дизайн — в то время, как FIAT 600 был двухдверным понтонным фастбэком с имитирующими отдельные крылья выштамповками, ЗАЗ приобрёл все черты трёхобъёмного двухдверного седана.

 

Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки .

 

Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта. Позднее, в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroёn 2CV . Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 — так же оппозитный, но двухцилиндровый. .

 

К 1959 году, были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — расположенный внизу распредвал затруднял обслуживание, недостаточной была компактность. Второй (965В), бывыший более оригинальнным — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании.

 

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

 

В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объем 877 кубов (с возможностью наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.

 

Однако, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а — сзади маховиком вперёд. Шумность мотора военными не нормировалась. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом расчитан именно на переднее расположение и охлаждение обдувом встречным потоком воздуха. Но имелось одно очень важное отличие - двигатель на "Запорожце" комплектовался вытяжным вентилятором, а не нагнетающим, как на военном ЛуАЗе. Это по замыслу разработчиков должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади.

 

Позднее, модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“». !!! Ушастый Запорожец это немецкий NSU Prinz IV !!! 

Конструкция

Машина приводилась в движение мотором V4 объемом 887 см? (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 19,4 кВт (26 л.с.). На модели ЗАЗ-965А — 20,1 кВт (27 л.с.).

 

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы, а ЗАЗ-965А, которая лишилась воздухозаборных «ушей» — с 1962 по 1969.

 

Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учетом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

 

Тем не менее, двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: воздушное охлаждение и короткий глушитель привели к повышенному уровню шумности, отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, кроме того, компромиссный, рассчитанный на переднее расположение и охлаждение набегающим потоком воздуха мотор нередко допускал перегрев в жаркую погоду. Проблема перегрева усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в маслянный радиатор. Кроме того, даже незначитальные оклонения угла опережения зажегания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя. Следует отметить, что на автомобиле ЛуАЗ, где двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком, его перегрев наблюдался редко.

 

 

zaz-dnepr.org.ua