Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61. Газ 61 73


вездеход для маршала  — журнал За рулем

Реставраторы мастерской Евгения Шаманс­кого недавно вернули к жизни легендарный внедорожник ГАЗ-61-73. Его выпустили в 1940 году с открытым кузовом (типа фаэтон), затем, во время войны, на шасси поставили закрытый кузов от «эмки». И на этом автомобиле всю войну ездил маршал Иван Степанович Конев, что подтверждено документами. Настоящая легенда! А мы проведем тест-драйв.

Легковую модель повышенной проходимости ГАЗ-61 разрабатывали специально для советских военачальников. Ведущим конструктором стал Виталий Андреевич Грачев, создатель трехосного грузопассажирского ГАЗ-21, армейских ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобиля БА-64, колесной самоходной пушки ГАЗ-68… Задание на проектирование ГАЗ-61 Грачев получил в июле 1938-го. Работали тогда быстро, энергично: уже в июне 1939-го опытный образец проходил испытания.

ГАЗ-61-73

Конструктор использовал в основном детали серийных автомобилей, спроектировав заново лишь передний мост и раздаточную коробку. Шасси, кузов, тормоза, электрооборудование — от фаэтона ГАЗ-11-40. Четырехступенчатая коробка передач — от «полуторки» ГАЗ-ММ. На опытном образце стоял двигатель Dodge D5 — потом наш советский ГАЗ-11. Все это помогло реставраторам при воссоздании автомобиля: недостающие, но аутентичные детали брали от других газовских машин.

ГАЗ-61-73

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 при рабочем объеме 3480 см3 развивает 76 л.с. (версия с чугунной головкой и степенью сжатия 5,6) или 85 л.с. при 3600 об/мин (с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6,5)

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 при рабочем объеме 3480 см3 развивает 76 л.с. (версия с чугунной головкой и степенью сжатия 5,6) или 85 л.с. при 3600 об/мин (с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6,5)

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 при рабочем объеме 3480 см3 развивает 76 л.с. (версия с чугунной головкой и степенью сжатия 5,6) или 85 л.с. при 3600 об/мин (с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6,5)

ГАЗ-61-73

Передний ведущий мост в отличие от заднего фактически создали заново (впервые на ГАЗе), установив сначала ШРУСы Rzeppa, а потом заменив их на Bendix-Weiss

Передний ведущий мост в отличие от заднего фактически создали заново (впервые на ГАЗе), установив сначала ШРУСы Rzeppa, а потом заменив их на Bendix-Weiss

Передний ведущий мост в отличие от заднего фактически создали заново (впервые на ГАЗе), установив сначала ШРУСы Rzeppa, а потом заменив их на Bendix-Weiss

По принятой на довоенном ГАЗе системе обозначения первые две цифры — это тип шасси, вторая пара — тип кузова. Автомобиль ГАЗ-61-40 выпускался с открытым кузовом (фаэтон). Машины первой промышленной партии 1940 года получили нарком обороны маршал Ворошилов, генералы Жуков, Тюленев, Мерецков и Павлов. Закрытые ГАЗ-61-73 достались маршалам Шапошникову, Кулику и Тимошенко.

ГАЗ-61-73

Конева нет среди первых получателей вездеходов, он — третий «владелец». Первым был генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов, командующий войсками Западного особого военного округа, преобразованного с началом войны в Западный фронт. 30 июня 1941 года после разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» генерал Павлов

www.zr.ru

ГАЗ-61 – один из первых в мире легковых внедорожников

ГАЗ-61 представляет собой в полном смысле революционную модель для советской автомобильной промышленности. Легковой седан, который спроектирован на полноприводном шасси, был создан накануне Великой Отечественной войны. Эта машина прославилась тем, что возила высшее командование советской армии на протяжении всех военных лет.

Обладая невероятной для легкового седана проходимостью, «газик» мог передвигаться там, где обычная легковая машина безнадёжно застревала. К сожалению, в наши дни такую машину, как ГАЗ-61, практически невозможно приобрести, так как с учётом всех выпущенных заводом модификаций, общий тираж был весьма незначительным. Половина выпущенных во время войны автомобилей являлись лёгкими тягачами для артиллерийских орудий.

История появления автомобиля ГАЗ-61

Первый ГАЗ-61 появился в 1938 году. Перед этим конструкторы пытались создать трехосную машину, имеющую колёсную формулу 6х4. Эта попытка провалилась, так как автомобиль оказался очень сложным в производстве, а его проходимость не дотягивала даже до требований технического задания. Созданием нового внедорожника занялись известные советские конструкторы, среди которых были:

  • Лепендин;
  • Зислин;
  • Подольский;
  • Борисов и многие другие.

В качестве опытного образца, к которому нужно было стремиться, был выбран американский полноприводный седан «Мармон-Хэррингтон», который был создан на платформе Форд V8.

В 1939 году удалось создать первую модель прототипа ГАЗ-61, хотя назывался он тогда по-другому. Изначально планировалось выпускать машину в кузове открытого типа, но потом решили поменять данную концепцию, пришлось использовать кузов от ГАЗ-11-73. Первая модель получила индекс ГАЗ-51-73. Так как война приближалась, разработки двигались ускоренными темпами, и летом 1939 года прототип стал проходить испытания.

В ходе проверок было выяснено, что машина имела отличную проходимость, её максимальная скорость составляла 107,5 км/ч, а расход топлива колебался около 14 литров на 100 км пути. Успешно пройдя все испытания, модель была рекомендована к серийному выпуску.

Модификации внедорожника

За все годы производства Горьковский автомобиль выпускался в нескольких модификациях, самой популярной из которых был седан ГАЗ-61-73. В разные годы на заводе выпускались следующие модификации автомобиля:

  • ГАЗ-61-протитип. Это была опытная модель, которая обозначалась различными индексами;
  • ГАЗ-61-40 – первая мелкосерийная модель, которая выпускалась только в 1941 году. Все внедорожники ГАЗ-61-40 имели кузов «фаэтон» и предназначались только для высшего командования. Уже в 1942 году ГАЗ-61-40 был снят с производства, так как было решено, что открытый кузов небезопасен, да и не соответствует климатическим условиям СССР;
  • ГАЗ-61-73 пришёл на смену модели ГАЗ-61-40. Новая модификация производилась в кузове седан и выпускалась до 1945 года;
  • В 1940 году был выпущен ГАЗ-61-415. Это был пикап американского типа. Его производство так и не наладили;
  • В 1941 году на заводе был выпущен ГАЗ-61-416;
  • ГАЗ-61-417 представлял собой усовершенствованную модель пикапа серии 416.

Война внесла свои коррективы в планы конструкторов, поэтому автомобиль так и не стал производиться крупными сериями.

Особенности ГАЗ-61-415 и ГАЗ-61-416

Первым опытом создания пикапа на базе 61-ой модели стало создание в 1940 году пикапа ГАЗ-61-415. Данная модель стала копией американского пикапа, но в Советском Союзе она была совершенно не нужна. Для сельского хозяйства грузоподъёмность была недостаточной, а обычный советский человек просто не мог себе позволить какой-либо автомобиль. Высокие чины тем более не стали бы ездить на пикапе типа ГАЗ-61-415.

За несколько месяцев до начала войны было решено создать новую модификацию на основе ГАЗ-61-415. Это должен был быть лёгкий тягач, способный транспортировать артиллерийские орудия. Новая модификация получила индекс 416, и отличалась следующими конструктивными особенностями:

  • В основе конструкции были использованы кузовные детали от ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415: капот, крылья и другие детали, уже освоенные на производстве;
  • В задней части машины стояли продольные сиденья для артиллерийского расчёта. Под ними помещались ящики и лотки для снарядов и прочего оборудования;
  • Под передним сиденьем автомобили располагался бензобак;
  • Два запасных колеса были помещены в крылья, как на модели ГАЗ-61-40.

В октябре 1941 года было готово 4 лёгких тягача. Они отправились на фронт, где вошли в состав мобильной батареи.

Появление ГАЗ-61-417

Что касается данной модели, то ГАЗ-61-417 является машиной с неясной историей. Логично предполагать, что это дальнейшее развитие 416 серии, так как она появилась после них и имела некоторые усовершенствования. Однако в переписке Горьковского автозавода с командованием Красной Армии имеется запись, что данные автомобили являются ГАЗ-61-416. Возможно, что это простая описка, так как в других документах такое название не фигурирует.

Первый автомобиль данной серии сошёл с конвейера 25 июня 1941 года. Всего в этом году было собрано 36 единиц ГАЗ-61-417. Почти все они были потеряны в результате ожесточённых боёв 1941-1942 годов.

Особенности легкового внедорожника ГАЗ-61-73

Легковой автомобиль в кузове седан оказался самым массовым автомобилем серии. Он выпускался до 1945 года. Данная машина имела следующие особенности:

  • Систему полного привода. Вместе с мощным двигателем, высоким клиренсом и внедорожными покрышками ГАЗ-61-73 получил просто феноменальную проходимость;
  • Вес буксируемого прицепа мог достигать 700 кг;
  • ГАЗ с лёгкостью передвигался по грязи и снегу до 400 мм;
  • Машина могла взбираться на подъёмы до 43 градусов, подниматься по лестницам, переезжать через лежащие на дороге брёвна.

Среди легковых автомобилей СССР не существовало конкурентов ГАЗ-61. Многие военный чины Красной Армии на фронте передвигались исключительно на этой машине.

Что касается уровня комфорта, то ГАЗ представлял собой типичный военный агрегат. В автомобиле даже не было печки, хотя имелся штатный прикуриватель и пепельница. Панель приборов была достаточно информативной. На ней нашлось место не только для традиционных приборов, но и для амперметра и масляного манометра. Передний и задний диваны были мягкими и комфортными, в салоне было просторно как для водителя, так и для пассажиров.

Технические характеристики ГАЗ-61-73

Полный привод требовал мощности, поэтому на легковой автомобиль ГАЗ был установлен мощный двигатель, чей рабочий объём составлял 3,48 литра. Его мощность составляла всего 76 л/с, но тяга была колоссальная. Максимальная скорость заявлялась в 107 км/ч, но для бездорожья большего и не требовалось. Тяжёлый чугунный двигатель превосходно справлялся не только с перевозкой пассажиров, но и с буксировкой артиллерийских орудий. Для этого использовались ГАЗ-61-417, специально созданные для подобных целей.

Расход топлива заявлен в 15 литров, но это явно показатель для хорошей дороги и небольшой скорости. Реальный расход по бездорожью должен был быть около 25 литров, а в случае буксировки тяжёлых орудий и того больше.

Устройство трансмиссии, которую устанавливали на ГАЗ-61, не отличалось особой сложностью. Это простая четырёхступенчатая коробка передач, работающая в паре с однодисковым полуцентробежным сцеплением сухого типа.

Что касается устройства подвески, то над ней инженерам-конструкторам пришлось серьёзно поработать, поэтому и перед и зад получили независимую систему, с поперечными рессорами. Передний мост был сделан практически с нуля. Приходилось в конструкции использовать детали зарубежного производства. Например, изначально ставились шрусы Rzeppa.

Так как масса автомобиля была более 2 тонн, тормоза должны были быть очень надёжными. По сведению тех, кто ездил на этом легендарном автомобиле, тормозной путь был достаточно большим. А вот дорожный просвет являлся несомненным плюсом, так как 210 мм хватало для преодоления практически любых преград. Машина могла проехать там, где и гусеничная техника.

Плюсы и минусы ГАЗ-61

Первый советский легковой внедорожник имел множество достоинств. Если оценивать его с точки зрения современного человека, то в нём обнаружится и много отрицательных особенностей, но не стоит забывать, что машина проектировалась для определённых задач, к тому же военное время не предполагало высоких затрат на опции, связанные с комфортом. Основными достоинствами ГАЗ-61 являлись следующие характеристики:

  • Толстый металл кузова. Этот параметр является основным столпом автомобилестроения тех лет. Именно по этой причине все сохранившиеся до сих пор автомобили ГАЗ-61 при должном уходе и антикоррозийной обработке выглядят весьма достойно;
  • Мощный двигатель. Сейчас параметры мотора могут вызвать только усмешку, но в 1940-х годах он был одним из лучших;
  • Высота дорожного просвета;
  • Удобный салон;
  • Высокая проходимость;
  • Возможность буксировки тяжёлых прицепов.

В качестве минусов можно назвать следующие пункты:

  • Отсутствие гидроусилителей руля и тормозов;
  • Масса машины;
  • Нет багажника;
  • Нет отопителя салона;
  • Большое количество голого металла в салоне;
  • Небольшой тираж модели.

В основном все минусы связаны с отсутствием опций для комфорта, но это никак не сказывается на её проходимости и функциональности. В остальном ГАЗ-61 пользовался огромной любовью и популярностью на фронте. Он был в состоянии не только доставить высшее командование Красной Армии в пункт назначения, но и подвозить боеприпасы и личный состав, в случае крайней необходимости.

К сожалению, из-за того, что началась Великая Отечественная война, Горьковскому автозаводу не удалось наладить масштабное производство ГАЗ-61. Фронт требовал танки, поэтому данная модель так и осталась малосерийной. Однако даже за несколько лет производства командный состав успел оценить все преимущества автомобилей подобного класса.

Во время ВОВ в СССР по ленд-лизу поставлялись американские внедорожники «Виллис», которые показали себя более проходимыми, чем ГАЗ-61, поэтому ещё в 1941 году был выпущен ГАЗ-64, который вскоре был заменен более совершенной моделью – ГАЗ-67. После войны производство ГАЗ-61 было признано нецелесообразным, после чего его полностью остановили.

warways.ru

ГАЗ-61 История Создания Автомобиля, Конструкция и Модификации Машины 73, 417, 40, 415, 416, 61, Описание Устройства и Технических Характеристик

ГАЗ-61 — комплекс советских легковых машин, обладающих приводом на все колёса. В свои годы транспорт по проходимости обходил многих зарубежных конкурентов. Модель ГАЗ-61-73 стала первым седаном закрытого типа, оснащённым полным приводом. Авто использовали в гражданских целях и во время ВОВ.

История создания и развития ГАЗ-61

Разработкой нового проекта занялись в 1938 году. Главным назначили небезызвестного В.А. Грачёва, который работал вместе со своей командой опытных специалистов. Новой машиной планировали заменить устаревший ГАЗ-21М. На старте конструирования инженеры в качестве основы рассматривали американский автомобиль, созданный на базе Ford V8 с полным приводом.

В конце 30-х годов прошлого века большую популярность завоевали машины высокой проходимости с парой ведущих мостов. Советская отрасль не отставала от международных тенденций. Первопроходцем в данном направлении стал Горьковский автомобильный завод. Машина с полным приводом требовалась не только для применения в армии. Её хотели направить на изучение неизвестных территорий и строительные площадки. В середине 38-го года конструкторы получили техническое задание, исходя из которого, начали проектировать новую технику в сентябре.

В период войны условия для разработки были суровыми. Специалисты работали с маленькими перерывами, так как руководство страны поставило короткие сроки на разработку нового транспорта. Изначально хотели выпускать машину в открытом кузове типа фаэтон. В последствие данную модель реализовали как модификацию ГАЗ-61-73.

Летом 1939 года начались полигонные испытания, которые закончились осенью этого же года. Результаты тестирований устроили первых лиц государства. Авто разгонялся до 107 км/ч, расходуя при этом не более 14 литров на 100 километров.

Для ускорения разработки конструкторы решили включить в устройство транспорта детали других серийных автомобилей. Часть комплектующих взяли от машины «11-40» и ГАЗ-ММ. Первые опытные образцы «работали» на американских моторах Doodge D5. При массовом выпуске использовались советские силовые агрегаты. Для новой концепции с нуля разработали передний мост и раздатку.

В 40-м году новый проект представили общественности на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Машину оценивали как перспективную разработку, которую в ближайшие годы планировали выпускать с высоким приоритетом. Технические характеристики позволяли преодолевать 43-градусные подъёмы, бездорожье и сугробы (до 40 сантиметров). При необходимости можно было перевозить прицеп с максимальной массой до 700 килограмм.

Испытания происходили на горьковском полигоне. По ходу них стало понятно, что автомобиль может заезжать на ступеньки с наклоном не более 30 градусов. По окончанию проектирования Грачёв принял решение, что потребителям будет доступно три кузова: фаэтон (ГАЗ-61-40), закрытый седан и полугрузовой пикап (ГАЗ-61-415). У ГАЗ-61-73 в годы производства не было конкурентов. Он передвигался по любому покрытию за счёт увеличенного клиренса.

Начало выпуска пришлось на зиму 41-го года. Из-за суровых температур сборку фаэтонов (ГАЗ-61-40) перевели на танкоремонтное предприятие в Москву. Для военных разработали ГАЗ-61-417, который оснащали противотанковой 57-миллиметровой пушкой. Советская армия получила быстрый и манёвренный транспорт, способный обезвреживать танки противника. Показать всю свою силу ГАЗ-61-417 не смог из малого количества выпущенных экземпляров. Производить ГАЗ-61-417 закончили уже в 1942 году, так как из-за войны не было возможности поставлять в нужном количестве шестицилиндровые двигатели и детали для корпуса. Дольше всего выпускали ГАЗ-61-73 — до 1945 года.

Интерьер ГАЗ-61

Комфортных условий, кроме закрытого кузова, не было. Из-за предвоенного кризиса в конструкцию не включили отопительное оборудование. В центральной части торпеды имелись прикуриватель и пепельница. Торпеду делали из металла и красили в зелёный цвет. Руль состоял из трёх спиц. Его сделали тонким, чтобы он не ограничивал шофёру видимость. Гидроусилитель отсутствовал.

Приборную панель скопировали с «эмки», внеся небольшие коррективы. Появился масляный манометр, так как силовая установка подвергалась сильным нагрузкам. На спидометре максимальная скорость ограничивалась 140 км/ч. В действительности автомобиль не мог достигнуть такой отметки. Все индикаторы находились в непосредственной близости от водителя.

Справа от рулевого колеса находилось гнездо зажигания. Напротив пассажирского сиденья размещался бардачок для хранения небольших предметов. Переключатель коробки передач находился в полу, раздатка активировалась посредством рычага, находящегося под панелью. Двери внутри отделывали тканью хорошего качества. Для проветривания использовали форточку на водительской и задней левой дверях. Диваны обладали хорошим наполнителем, покрывались тканью. Получились мягкими и комфортными. В салоне по меркам 30-40-х годов прошлого века было много свободного пространства. В интерьере присутствовало минимальное количество пластиковых элементов.

Конструкция ГАЗ-61

Технические характеристики ГАЗ-61-73:

  • Длина — 4,8 м;
  • Ширина — 1,8 м;
  • Высота — 2,1 м;
  • Колёсная база — 2,8 м;
  • Клиренс — 21 см;
  • Вес — 2,2 т;
  • Объём силового агрегата — 3,485 л;
  • Мощность силовой установки — 85 л.с. при 3,6 тысячах оборотах;
  • Максимальная скорость — 107 км/ч.

Под капот поставили бензиновый мотор с шестью цилиндрами, который работал вместе с карбюратором. Устройство двигателя выполнили по нижнеклапанному типу. Рабочий объём составлял 3,485 л. Силовой агрегат при 3,6 тысячах оборотах развивал 85 лошадиных сил, что обеспечивало высокую проходимость и разгон до 107 км/ч. Большую часть деталей делали из чугуна, благодаря чему мотор обладал большим запасом рабочего ресурса. Средний расход топлива составлял 14-15 литров на 100 километров.

Силовая установка работала вкупе с коробкой передач механического типа. Она состояла из четырёх ступеней — трёх передних и одной задней. Полуцентробежная трансмиссия состояла из одного диска и делалась по сухому типу.

Обе подвески (передняя и задняя) ГАЗ-61-416 и других разновидностей были зависимыми.

В их конструкцию входили поперечные рессоры для повышения качества. Специалисты Горьковского автомобильного завода впервые в истории устанавливали передний мост. Первые серийные партии получили ШРУСы Rzeppa. В будущем их заменили на Bendix-Weiss. Как уже говорилось выше, высокой проходимости добились за счёт увеличения клиренса — до 21 сантиметра. Машина получилась настоящим внедорожником, который преодолевал любые препятствия.

Единственным слабым местом авто стала тормозная система. На каждом колесе присутствовал механизм барабанного типа. Однако из-за большого веса ГАЗ-61-417 и прочих модификаций они быстро изнашивались и требовали замены.

Модификации ГАЗ-61

На базе стандартной версии горьковские инженеры выпустили несколько разновидностей, которые отличались друг от друга типом кузова:

  • ГАЗ-61-40 — автомобиль с открытым кузовом (фаэтон). Предприятие успело собрать несколько мелких партий, которые пошли на вооружение военного руководства РККА. ГАЗ-61-40 весил на 30 килограмм меньше, чем стандартная версия. В устройство добавили дополнительный топливный бак на 50 литров. На передних крыльях ГАЗ-61-40 крепились запасные колёса;
  • 61-73 — разновидность с кузовом типа закрытый седан, которую собирали до 1945 года маленькими сериями;
  • ГАЗ-61-415 — машина с кузовом пикап, имевшая закрытую кабину. ГАЗ-61-415 не вошёл в серийное производство;
  • ГАЗ-61-417 — полноприводный пикап, который вмещал в себя двух человек. Стандартные двери отсутствовали, их и крышу заменял брезент. ГАЗ-61-417 использовали для транспортировки 45-миллиметровых противотанковых крышек. Так же известен под наименованием ГАЗ-61-416 (индексы разнились в различной документации).

Преимущества и недостатки ГАЗ-61

Специалисты выделяли ряд основных плюсов у автомобиля ГАЗ-61:

  • Кузов собирали из металла высокого класса;
  • Мощный мотор обеспечивал высокую проходимость;
  • Автомобиль преодолевал любое бездорожье за счёт большого клиренса;
  • В салоне было просторно, для головы и ног водителя присутствовало много свободного места;
  • Оба дивана делали из качественных материалов, обеспечивающих комфортабельность;
  • На торпеде имелись прикуриватель и пепельница;
  • Динамические характеристики находились на высоком уровне;
  • В основе работы лежала система полного привода, которая в те годы только начинала набирать популярность;
  • Возможность буксировки прицепов весом до 700 килограмм.

Несмотря на большое количество преимуществ, владельцы и эксперты выделяли некоторые минусы:

  • Большой вес, из-за которого страдало качество некоторых технических агрегатов;
  • Отсутствовали гидравлические механизмы в рулевом механизме и тормозной системе;
  • Сиденья не оснащались ремнями безопасности;
  • Нельзя было регулировать положение руля и диванов;
  • Конструкцию лишили отопительного оборудования из кризиса в предвоенные годы;
  • Колёса маленького размера ограничивали возможность преодоления сложных участков бездорожья;
  • В отделке салона, практически, не применяли пластиковые детали, что негативно сказывалось зимой.

Из-за начала войны полностью реализовать планы по выпуску новых автомобилей не удалось. Из-за недостатка материалов каждую модификацию выпускали небольшими партиями.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-61-415 и другие модификации — одна из лучших разработок советского машиностроения. Главной особенностью является то, что команде инженеров под руководством Грачёва удалось создать передовой транспорт за максимально короткие сроки. Горьковскому предприятию удалось поставить на рынок быстрые и манёвренные машины ГАЗ-61, которые обладали высокой проходимостью за счёт большого дорожного просвета и мощного двигателя. ГАЗ-61-415 и прочие разновидности пользовались спросом не только в армии, но и в народном хозяйстве. Машины использовали для исследования ранее неизвестных территорий в Тайге и других труднодоступных районах.

militaryarms.ru

Автомобиль ГАЗ-61 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Легковой автомобиль ГАЗ-61 - уникальный советский вездеход, с двигателем, по мощности равным танковому. История создания, характеристики и опыт эксплуатации»

ГАЗ-61 без тента

Легковой автомобиль ГАЗ-61 с колесной формулой 4х4, был уникальным в своем роде. Сочетавший в себе повышенную комфортность и исключительно высокую проходимость, развивающий скорость выше 100 километров в час, способный тащить три четверти тонны груза и имеющий двигатель, практически не уступающий по мощности двигателю танка Т-26, он использовался в годы Великой Отечественной войны высшим командным составом Красной Армии.

Работы над этим автомобилем были начаты конструктором Виталием Андреевичем Грачевым в 1938 г., ГАЗ-61 имел пятиместный четырехдверный металлический кузов типа «седан», который крепится болтами к раме шасси. Установленный на нем шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения отличался высокой надежностью и топливной экономичностью.

Особенностью автомобиля является то, что оба его моста – ведущие с зависимой рессорной подвеской и гидравлическими рычажными амортизаторами. Крутящий момент от двигателя на оба моста передавался посредством четырехступенчатой коробки передач типа ГАЗ-АА через раздаточную коробку без демультипликатора.

Советский легковой автомобиль ГАЗ-61

Благодаря наличию мощного двигателя, ГАЗ-61 мог преодолевать подъемы крутизной 38° и форсировать брод глубиной до 0,72 м. При установке на колеса шин с развитыми грунтозацепами он по проходимости превосходил полугусеничные машины.

Автомобиль выпускался в трех модификациях:

  • ГАЗ-61-73 – основная модель с кузовом типа «седан», известная как ГАЗ-61.
  • ГАЗ-61-40 – модель с кузовом типа «фаэтон». Эта модель была на 30 кг легче, чем ГАЗ-61-71, хотя в дополнение к основному бензобаку на 60 л имела еще и резервный бак емкостью 50 л. Кроме того, в карманах передних крыльев были установлены два запасных колеса.
  • ГАЗ-61-417 – выпущенный в количестве нескольких сотен экземпляров полноприводный пикап с откидными сиденьями и двухместной кабиной с брезентовым верхом. Этот автомобиль использовался в качестве артиллерийского тягача для буксировки 45-мм противотанковых пушек.

Несмотря на хорошие тактико-технические характеристики, ГАЗ-61 находился в производстве лишь в течение 1941 г. Уже осенью 1941 г. на конвейерах Горьковского автозавода его сменил более технологичный и дешевый ГАЗ-64. Общее количество выпущенных вездеходов ГАЗ-61 оценивается примерно в 400 единиц.

Характеристики автомобиля ГАЗ-61

Страна: СССР
Тип: Легковой автомобиль (4х4)
Дата выпуска: 1938 г.
Длинна: 4670 мм
Ширина: 1750 мм
Высота: 1905 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (5 мест в кабине)
Двигатель: 85 л.с. на 3600 об./мин
Дальность хода: 375 км
Максимальная скорость: 107 км/ч
Масса:1650 кг + до 700 кг в прицепе
Вооружение:Нет

источник: ГАЗ-61 

armedman.ru

ГАЗ-61: технические характеристики, фото

Советская машина ГАЗ-61 относится к легковым транспортным средствам повышенной проходимости с полным приводом. Указанная модификация стала первой в мире с двумя ведущими мостами в закрытом кузове «седан». Во время Второй мировой войны автомобиль использовался как штабная версия для высшего командования. За время серийного производства было выпущено около 200 экземпляров этого авто.

Разработка модели

ГАЗ-61 был создан в 1938 году. Проектировкой и разработкой транспортного средства занималось КБ Грачева. Перед инженерами стояла задача – найти достойную замену сложному и неповоротливому трехосному предшественнику ГАЗ М-21 с колесной формулой 6*4. Проектировку поручили бригаде конструкторов, которые начали работу с исследования американского седана «Мармон-Хэррингтон».

В 30-х годах многие автопроизводители по всему миру начали разрабатывать полноприводные автомобили повышенной проходимости. СССР также нуждался в подобной технике, которая требовалась для освоения целины, в строительстве и армии. На отечественном пространстве первопроходцем в разработке таких машин стал Горьковский автозавод.

Опытные образцы

Перед началом войны конструкторы трудились не покладая рук, поскольку сроки были максимально сжатыми. Изначально выпуск ГАЗ-61 планировался в кузове «фаэтон». Однако в серию пошла модель с цельнометаллическим «седаном» под маркировкой 11-73. Летом 1939 года начались испытания опытного образца. Авто развивало скорость до 107 км/ч, расходуя примерно 14 литров топлива на 100 километров пути.

Инженеры в конструкции машины использовали детали и узлы, выпускаемые серийно. Передний мост с раздаточным механизмом проектировался с нуля. Электрооборудование, шасси, кузов и тормоза достались новинке от ГАЗа-1140, а коробка передач – от «полуторки» ГАЗ-ММ. Прототип оснащался силовым агрегатом «Додж-5». Первые модификации с открытым верхом попали в пользование высшему генеральскому составу.

Испытания

Летом 1940 года автомобиль ГАЗ-61 был представлен на Всесоюзной выставке в линейке самых перспективных экземпляров советского производства. Вскоре планировалось начать серийный выпуск модели.

Новинка, благодаря полному приводу, солидной мощности мотора, специализированным покрышкам и завышенной раме, легко преодолевало на грунтовой дороге такие подъемы, которые были не под силу гусеничным моделям. Машина не боялась снега, песка, грязи, могла буксировать прицеп весом до 0,7 тонны. ГАЗ-61 мог заезжать по лестнице и не замечал бревен диаметром до 370 миллиметров. Седан легко поднимался под углом заезда в 30 градусов. Планировалось новую модель выпускать в трех вариантах: «седан», «фаэтон», «пикап».

Военное время

Зимой 1941 года автомобили с открытым верхом решили переправить на танкоремонтный завод в Москве. Там их переделывали под «седаны». Кроме того, были артиллерийские тягачи на базе рассматриваемой модели, которые комплектовались противотанковым 57-миллиметровым орудием. К сожалению, ограниченный серийный выпуск не позволил продемонстрировать все возможности данной техники. Изготовление уничтожителей танков приостановили по причине дефицита шестицилиндровых моторов и частей кузова. Полностью выпуск модификации 61-73 был завершен в 1945 году.

Внутреннее оснащение

Невзирая на то, что кузов авто ГАЗ-61 (год выпуска – 1941) получился закрытым, особым комфортом в нем нельзя похвалиться. У машины даже не предусмотрена печка, зато имеется прикуриватель и металлическая пепельница посредине торпеды. Большое трехспицевое рулевое колесо лишено всякого рода усилителей. Обод тонкий, обзору не препятствует.

На приборной панели расположение элементов аналогично «эмке», если не считать наличия манометра масла. В левой части размещается спидометр с максимальным значением 140 км/ч, а также счетчик километража. Справа имеются датчики уровня горючего, масла, воды, а также амперметр. Все приборы выполнены в круглом обрамлении, максимально просто, информация считывается легко.

Еще немного об интерьере

Справа в салоне ГАЗа-61, фото которого представлено ниже, предусмотрено гнездо под ключ зажигания, а также небольшой бардачок. На полу размещен рычаг механической коробки передач на четыре диапазона. Раздаточный механизм активируется посредством рычага под передней панелью. Карты дверей поверх металла обшиты обивкой из ткани.

Диваны спереди и сзади довольно мягкие, практически ничем не уступают домашним аналогам. Свободного пространства сверху и перед ногами предостаточно. На передней двери имеется форточка для проветривания, заднее крайнее окно также открывается. На полу заметен трансмиссионный тоннель, в салоне практически нет пластика. В целом он получился неплохим для того времени, правда, слегка узковатым и максимально простым.

Параметры технического плана

Силовой агрегат авто ГАЗ-61-73, фото которого можно увидеть ниже, представляет собой карбюраторный шестицилиндровый двигатель с нижним расположением клапанов. При мощности 76 «лошадок» он имеет объем 3,48 литра. Мотор изготовлен из чугуна, его параметров вполне достаточно для преодоления бездорожья и транспортировки прицепов.

Силовая установка синхронизирована с четырехступенчатой механической КПП. Сцепление – сухое однодисковое полуцентробежного типа. Узел передней и задней подвески - зависимый с поперечными рессорами. Монтаж фронтального ведущего моста впервые был внедрен в жизнь работниками Горьковского автозавода. Сначала использовались ШРУСы зарубежного производства типа Rzeppa, затем их заменили на Bendix-Weiss. О том, что рассматриваемый автомобиль является настоящим внедорожником, свидетельствует дорожный просвет в 21 сантиметр. Тормозной узел – надежные барабаны, способные остановить и удержать две тонны веса машины.

Технические характеристики в цифрах

Ниже приведены основные параметры рассматриваемого авто:

  • Кузов – четырехдверный седан.
  • Длина/ширина/высота – 4,8/1,77/2,08 м.
  • Колесная база – 2,84 м.
  • Вес снаряженный/полный – 1,65/2,15 т.
  • Клиренс – 21 см.
  • Привод – подключаемый полный.
  • Рабочий объем – 3,48 л.
  • Крутящий момент – 220 Нм.
  • Мощность – 85 л. с.
  • Скоростной предел – 107 км/ч.

Модификации

Среди разработанных моделей ГАЗ-61 (год выпуска первой опытной машины – 1939) имеется несколько модификаций:

  1. Версия 61-40 – автомобиль с кузовом «фаэтон». Небольшая партия предназначалась для высшего состава армии. В 42-м внешнее оснащение сделали в стиле «седан». Стоит отметить, что авто было легче прототипа на 30 килограмм, хоть и оснащалось дополнительным бензобаком на 50 литров, а в нишах передних крыльев размещалась пара запасных колес.
  2. 61-73 – модель с кузовом «седан», выпускалась ограниченной серией с 1941 по 1945 год.
  3. Вариант 61-415 – полугрузовой «пикап», выпущен в 1940 году, в серийное производство не поступил.
  4. 61-417 – пикап с полным приводом, откидными сидениями и брезентовым верхом. Модель производилась в 1941 году, как тягач для транспортировки 45-миллиметровых орудий. Всего выпущено несколько сотен единиц этой техники.

Преимущества и недостатки

К плюсам внедорожника ГАЗ-61-417, фото которого представлено ниже, можно отнести следующие моменты:

  • Прочность и надежность кузовной части.
  • Высокий показатель проходимости, большой клиренс.
  • Мощный мотор.
  • Просторный высокий салон с мягкими диванами.
  • Наличие прикуривателя и пепельницы.
  • Полный привод.
  • Возможность транспортировки прицепных устройств.

Среди недостатков:

  • Большая масса.
  • Отсутствие гидроусилителей в рулевой и тормозной системе.
  • Не предусмотрены ремни безопасности.
  • Нерегулируемые сидения и руль.
  • Отсутствие обогревателя.
  • Узкий салон.
  • Множество металлических деталей, что не комфортно зимой.
  • Ограниченный серийный выпуск.

В завершение обзора

Первый советский внедорожник с полным приводом ГАЗ-61 занимает достойное место среди легенд отечественной автомобильной промышленности. Конструкторам Горьковского автозавода удалось в максимально сжатые сроки сделать настоящий прорыв, причем не только в Советском Союзе, но и на мировом уровне. Соорудить полноприводный «седан» с увеличенным клиренсом и максимально возможной проходимостью – это не каждому по силам. Можно нарекать на отсутствие комфорта, все-таки авто предназначалось для высокопоставленных чинов. Однако не стоит забывать, в какие тяжелые времена возводилась эта машина.

Перед разработчиками стояла задача максимально быстро сделать транспортное средство, способное передвигаться по бездорожью в снег и дождь. Конструкторы с поставленной задачей справились отлично. Не последнюю роль в характеристиках авто сыграл надежный и мощный двигатель, агрегируемый с четырехрежимной коробкой передач и полным приводом. Важная особенность техники заключалась в возможности транспортировки армейских прицепов, что в военное время было чрезвычайно важно.

fb.ru

ГАЗ-61-73 | Русская техника

data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-5255833501835364" data-ad-slot="8753833479">

ГАЗ-61-73 – полноприводный седан с новым более мощным мотором

ГАЗ-61-73, построенный накануне Великой отечественной войны

Опытные полноприводные автомобили ГАЗ-61-40 до начала Великой Отечественной войны так и не успели запустить в серийное производство, однако Красной армии, особенно для высшего командного состава, требовались легковые автомобили повышенной проходимости. Тогда в 1941 году было принято решение скрестить полноприводное шасси ГАЗ-61 с кузовом ГАЗ-73, в результате чего получился полноприводный автомобиль ГАЗ-61-73.

На усиленную Х-образной поперечиной стальную штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11 объемом 3,485 литра и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт. Бак был расположен в заднем свесе рамы, а топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса. Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 107 км/ч.

Оси автомобиля ГАЗ-61-73 подвешивались к раме на продольных рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Мосты имели коническую передачу и были соединены с КПП при помощи карданных валов, которые были заключены в трубу и жестко крепились к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Рабочий колодочный тормоз имел механический привод и действовал на все колеса, стояночный тормоз также был колодочным с механическим приводом и также действовал на все колеса.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

ГАЗ-61-73 выпуска 1942 года

На шасси устанавливался закрытый четырехдверный цельнометаллический кузов, единственными деревянными элементами которого были рамка центрально части крыши и боковые брусы крыши, к которым крепились дверные стойки. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Двери были подвешены на передних петлях. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служили металлические бамперы. Запасное колесо крепилось к задней стенке автомобиля и накрывалось съемным металлическим кожухом. В ночное время дорогу освещали две электрические фары и два габаритных фонаря со стоп-сигналами, которые крепились к крыльям. Также сверху на передних крыльях были расположены габаритные огни. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в салон автомобиля.

Габаритные размеры и масса автомобиля ГАЗ-61-73 составляли:

  • длина – 4670 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1905 мм;
  • колесная база – 2855 мм;
  • снаряженная масса – 1650 кг;
  • вместимость – 5 чел.

С 9 июня 1941 по 1945 год был построен 181 экземпляр ГАЗ-61-73. Эти автомобили широко использовались в качестве штабных машин и тягачей противотанковой артиллерии. Документально подтверждено, что на одном из автомобилей всю войну ездил маршал Иван Степанович Конев.

ГАЗ-61-73 в действующей армии, осень 1941 года data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru

ГАЗ-61-415 | Русская техника

data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-5255833501835364" data-ad-slot="8753833479">

ГАЗ-61-415 – опытный полноприводный пикап

ГАЗ-61-415

Армия и народное хозяйство СССР нуждалось не только в полноприводных автомобилях с открытыми ГАЗ-61-40 и закрытыми ГАЗ-61-73 кузовами для перевозки пассажиров по бездорожью, но и полноприводные грузовички или тягачи для транспортировки грузов и легких артиллерийских орудий.

Тогда в 1940 году был разработан и построен на полноприводном шасси пикап с кузовом и кабиной ГАЗ-М415 с новой облицовкой, который получил обозначение ГАЗ-61-415.

ГАЗ-61-415

На усиленную Х-образной поперечиной стальную штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11 объемом 3,485 литра и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт. Бак был расположен в заднем свесе рамы, а топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса.

Оси пикапа ГАЗ-61-415 подвешивались к раме на продольных рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Мосты имели коническую передачу и были соединены с КПП при помощи карданных валов, которые были заключены в трубу и жестко крепились к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Рабочий колодочный тормоз имел механический привод и действовал на все колеса, стояночный тормоз также был колодочным с механическим приводом и также действовал на все колеса.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

В передней части на шасси устанавливалась кабина с цельным лобовым стеклом. На верхней кромке лобового стекла крепился единственный стеклоочиститель с вакуумным приводом, который при помощи шланга соединялся с входным коллектором карбюратора. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Двери были подвешены на трех задних петлях. Для защиты кузова от мелких повреждений служили металлические бамперы. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в кабину.

ГАЗ-61-415

Для движения ГАЗ-61-415 в темное время суток на передних крыльях были расположены две электрические фары и два габаритных огня, а на задних крыльях находились два габаритных фонаря со стоп-сигналами.

За кабиной к раме были приварены три коробчатые поперечины, к которым крепился деревянный настил грузовой платформы, обшитый сверху стальным листом. Два боковых и передний борта платформы были сварены между собой и жестко крепились к настилу. Задний борт был сделан откидным и удерживался в закрытом положении при помощи двух крюков на заключенных в чехлах металлических цепях, при этом эти же цепи удерживали горизонтально открытий борт. Также в боковых бортах имелись гнезда для установки съемных дуг тента, которые одновременно усиливали жесткость панелей. Внутри платформы были установлены две откидные лавки, предназначенных для перевозки шести человек. Боковые борта были оборудованы поручнями для удобства и безопасности пассажиров во время движения.

Габаритные размеры и масса пикапа ГАЗ-61-415 составляли:

  • длина – 4625 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1905 мм;
  • колесная база – 2855 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • грузоподъемность – 750 кг.

В 1940 году полноприводный пикап ГАЗ-61-415 был построен в единственном экспериментальном экземпляре, так как Горьковский автозавод к тому времени уже был перегружен оборонными заказами, и в дальнейшем начать серийное производство помешало начало Великой Отечественной войны.

ГАЗ-61-415 data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru