Что такое ESP. Обеспечение безопасности в автомобиле. Что означает в автомобиле esp


AUTO.RIA – Что такое система ESP и зачем она нужна?

Electronic Stability Program или сокращенно ESP — это популярнейшая из большого количества современных аббревиатур. Которые означают одну вещь — динамическую систему стабилизации. В зависимости от производителя, называться она может по-разному: VDC, ESC, DSC, VSC и т.д., но сути это не меняет, система стабилизации помогает водителю справиться с автомобилем в разных ситуациях.

А вы знаете, зачем нужна ABS?

История развития ESP

В уже далеком 1959 году прообраз современной ESP был запатентован компанией Daimler-Benz и получил название «Управляющее устройство». Но инженерам компании не удалось с первой попытки совершить революцию в автомобильных системах безопасности. Именно Daimler-Benz и довел до ума несовершенную систему. В 1994 году испытания нового, даже на те времена, электронного помощника продолжились на премиальных Мерседесах, а уже через год в 1995 году впервые серийно применилась на купе Mercedes-Benz CL 600. Успешные испытания системы на купе уже несколькими годами позднее позволили устанавливать ESP серийно на Мерседесы S и SL классов.

Основная задача ESP

Систему стабилизации еще называют системой курсовой устойчивости, поэтому не думайте, что путаетесь в терминах. ESP контролируется блоком управления, на который подаются сигналы с множества датчиков. Они отслеживают направление движения машины в зависимости от положения рулевого колеса и педали газа. Кроме того, на блок управления поступает информация о боковых ускорениях автомобиля и ориентации заноса.

Так выглядит блок управления ESP

ESP контролирует поперечную динамику автомобиля, помогая водителю в критических ситуациях, тем самым предотвращая срыв автомобиля в занос или в боковое скольжение. По сути, система стабилизации сохраняет курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров. А особенно на высокой скорости или на плохом покрытии, когда склонность к сносу или заносу гораздо выше. Отсюда вытекает и второе простонародное название системы — противозаносная система.

Как работает ESP?

Современные автомобили практически каждой модели могут быть оснащены системой стабилизации, если не в базовой версии, то хотя бы, как опция. Машины любой марки и класса могут комплектоваться ESP и прежней связи со стоимостью транспортного средства уже нет.

Система стабилизации тесно взаимосвязана с ABS, более того без антиблокировочной системы невозможна работа ESP. Кроме того, в процессе стабилизации принимают участие антипробуксовочная система и блок управления двигателем. По своей сути, это единая система, работающая комплексно. Водителю, конечно, не всегда понятны и ощутимы действия системы. Но в то же время она выполняет целый комплекс контраварийных действий.

Структура ESP — это электронный блок-контроллер, постоянно обрабатывающий сигналы из датчиков. Сигналы поступают с датчиков скорости вращения колес, датчика положения рулевого колеса и датчика давления в тормозной системе. В зависимости от показаний, система стабилизации вступает в действие. Но основная информация, поступающая на блок управления — сигналы с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и датчика поперечного ускорения.

Если величина бокового скольжения на вертикальной оси больше допустимой в тот момент величины, система стабилизации мгновенно вступает в действие. ESP постоянно знает обороты двигателя, скорость движения, угол поворота руля и колес, есть ли занос и многое другое. Поэтому и команды с блока на управляющие элементы отправляются в тот же миг.

Как на деле выглядит действие ESP?

В случае, если возникла любая аварийная ситуация, то вернуть автомобиль в исходной положение и направить его на прежний курс система может выборочно подтормаживая одно или несколько колес. Зависимо от ситуации, система определяет какое из колес нужно замедлить — внешнее или внутреннее, переднее или заднее.

Выборочное торможение колес происходит с помощью гидромодулятора АБС, который создает давление в тормозной системе самостоятельно, без участия водителя. В тот же момент блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива, а соответствие и на снижение крутящего момента на колесах.

Узнайте, как безопасно перевозить детей в машине

Электронная система стабилизации активна и работает в любом режиме движения — будь то разгон, торможение или езда накатом. А алгоритм ее работы зависит от каждой конкретной ситуации. Умная ESP даже может регулировать режим работы автоматической трансмиссии, снижая передачу или переходя в зимний режим работы, для сглаживания реакций.

Стоит ли пользоваться кнопкой ESP OFF?

Существует мнение, что система стабилизации мешает опытным водителям справиться с аварийной ситуацией. Например, когда для выхода из заноса нужно поддать газу, а система блокирует подачу топлива. Это так, но только в случае с довольно опытными драйверами. Большинство водителей никогда не бывали в подобных ситуациях и занос их может только напугать. Кроме того нужно учитывать человеческий фактор, когда, например, водитель отвлекся или не успел вовремя отреагировать на экстремальную ситуацию.

Поэтому мы рекомендуем не отключать систему стабилизации, дабы избежать даже малейшую возможность возникновения неконтролируемой аварийной ситуации. Для любителей же экстремальной езды некоторые производители предусмотрели несколько режимов работы ESP, когда система позволяет немного похулиганить и вступает в работу в критической ситуации.

Убедитесь, что на автомобиле установлена ESP

Неоправданно большие деньги просят автопроизводители за такую важнейшую опцию, как ESP. Но все же — это необходимый минимум для безопасного движения. Безусловно, система стабилизации прощает и исправляет многие ошибки водителя, не требуя от него навыков контраварийного вождения. Но все же возможности системы не безграничны и порой не просто не стоит допускать опасных ситуаций.

Поэтому, очень желательным является наличие любой системы стабилизации на автомобиле. Она поможет вам вписаться в поворот или сохранить прямолинейное движение без заноса. Значительная помощь системы будет более эффективной при обдуманных действиях водителя.

auto.ria.com

esp что это такое в машине, каковы функции ЭСП

При покупке автомобиля немаловажное значение имеет безопасность. Ведь машина является источником повышенной опасности не только для окружающих, но и для неопытного водителя. В связи с этим, конструкторы придумывают новые системы, которые предотвращают аварийные ситуации на дороге. Среди этих систем можно выделить ESP. Что это такое в машине и как она работает мы разберемся в этой статье.

Данное устройство работает только в комбинации с антиблокировочной системой, а иногда даже с EBD, потому способна полностью взять на себя управление автомобилем в случае возникновения заноса.

Что такое ESP

Если раньше большое количество латинских аббревиатур отпугивало покупателей, то сейчас каждая из них может вызвать очень большой интерес. Ведь речь идет о комфорте и безопасности, что является довольно актуальной проблемой многих автолюбителей.

Тем не менее, далеко не все автовладельцы имеют полное представление о том, на что именно распространяется система курсовой устойчивости. Известна лишь главная задача – исправление ошибок водителя на скользкой дороге. Для этого ESP осуществляет непрерывный контроль за:

  1. Рулевое управление. Если быть точнее, то оно начинает контролироваться системой, чтобы избежать каких-либо резких движений рулевым колесом.
  2. Тормозная система. Колеса находятся на расстоянии друг от друга, а также имеют разную скорость вращения. В связи с этим, необходимо соответствующее приложение тормозных усилий.
  3. Система питания двигателя. Ведь бывают ситуации, когда необходимо увеличить или повысить подачу топлива. ЭСП контролирует и это.
  4. Системы наблюдения за угловой скоростью колес, чтобы определить тот момент, когда начался занос автомобиля.

Датчики ESP устанавливают практически на всех узлах управления автомобилем и имеют очень важное свойство – быстродействие. При первых признаках заноса, ЭСП мгновенно принимает на себя управления, а затем передает его обратно водителю, как только все движение станет безопасным.

Однако стоит понимать, что система курсовой устойчивости не может полностью исключить вероятность возникновения заноса, поэтому ездить аккуратно и придерживаться элементарных правил безопасной езды все же надо. Из правил дорожного движения известно, что такие устройства лишь уменьшают вероятность возникновения аварийной ситуации.

ESP и статистика

Конечно, сделать езду полностью безопасной нельзя, но данная система смогла значительно сократить количество несчастных случаев, возникающих на скользкой дороге. Вот тут система курсовой устойчивости полностью оправдывает свое применение:

  1. Количество ДТП, связанных с управлением автомобиля зимой уменьшилось почти в два раза.
  2. Сумма страховых выплат уменьшается для тех автомобилей, которые оборудованы данным устройством.
  3. ESP постоянно совершенствуется и дополняется, а значит, шансов попасть в ДТП зимой будет намного меньше.
  4. Не смотря на противоречие между спортом и ЭСП, она все же начинает применяться даже на гоночных автомобилях.

Посмотрите на esp в действии

Нужна ли эта опция

Несомненно, это огромные плюс для начинающих водителей, которые совсем недавно получили свои водительские права. Ведь большая часть ДТП совершается именно с участием этих лиц. По не знанию и отсутствию необходимых навыков, руки и ноги водителя рефлекторно совершают абсолютно неправильные действия.

Опытным водителям можно все же не переплачивать за эту опцию большие деньги. Если есть набор нужных навыков и умений по управлению автомобилей, то данная система просто ни к чему. Порой человеческий мозг способен принимать более взвешенные решения, чем какой-то комплект датчиков.  Хотя, данная система не будет лишней абсолютно в любом автомобиле, ведь она не сделает и без того опасную ситуацию хуже.

Вот и все, что необходимо знать об ESP. Надеемся, что эта статья помогла ответить на ваш вопрос о том, что это такое. Желаем удачи на дорогах!

Видео по теме

 

Читайте так же

365drive.ru

Что такое ESP в машине

ESP – это самая распространенная аббревиатура, которая обозначает только одно –систему динамической стабилизации автомобиля. Производители могут быть разными, именно от этого и зависят первые буквы аббревиатуры. Многие начинающие водители задаются вопросом, что такое esp, и зачем оно нужно? Ответ простой: в любых сложных дорожных ситуациях, с помощью такой электроники можно избежать аварии или справиться с поломкой автомобиля и потери управляемости.

Задачи ESP

Задачей ESP является только одно – контроль над автомобилем, когда с его управлением не справляется водитель. Как только будет утерян контроль над машиной, esp срабатывает и мгновенно приступает к своей работе. Она заключается в подтормаживании всех колес по своим сторонам, сохраняя безопасность внутри салона. Автоматическая система сама в силах решить, при каких ситуациях нужно включаться в работу, и какие колеса использовать во время торможения, чтобы еще больше не спровоцировать проблему на дороге. Если же и торможение не помогает, то esp словно «душит» двигатель, тем самым, не давая процессу подачи топлива в инжектор быть завершенной. Этот процесс происходит очень стремительно и практически незаметно.

Среди основных задач можно отметить:

  • Безопасность внутри салона.
  • Мгновенное торможение в случае опасности.
  • Контроль автомобиля в том случае, если водитель не справляется с управлением.
  • Повышение уровня комфорта на момент вождения.

ЕSP в Европе

Казалось бы, Европа всегда должна идти на один шаг впереди стран, не входящих в ее состав. Она должна принимать все современные технологии в первых рядах, подавая пример другим странам. Но что мы имеем? Еsp система не пользуется большой популярностью в странах Европы, владельцы европейских автомобилей предпочитают больше денег тратить на внешний вид машины и на вид изнутри, нежели на свою безопасность.

Исследования показали, что только 10% людей охотно пользуются данной инновационной функцией и остаются ею довольными, другие же и слышать ничего не хотят, не доверяя инновациям. Если же в Европе не ценится esp в автомобиле, то, что тогда говорить о россиянах?

Европейцы готовы отказаться от данной услуги, поменяв ее на:

  • Дорогие кожаные салоны.
  • Климат-контроль.
  • Ксеноновые фары.
  • Дорогой музыкальный аппарат.

ЕSP в США

Америка в большей мере пользуется данной функцией. После проведенных экспериментов и подсчетов статистики, было определено, что если бы большее количество водителей обращали внимание на функции esp в машине, количество ДТП можно было бы сократить ровно в половину. Как показывает компания Honda, ее владельцы, которые пользуются системой esp, попадают в аварии и другие дорожные происшествия на 35% меньше, чем все остальные. Цифры действительно внушительные, и на них нужно обращать внимание.

Если рассматривать многочисленные страны и их население, то можно сделать вывод, что больше всего за свою жизнь волнуются немцы. По статистики 65% владельцев немецких автомобилей пользуются данной системой, и чувствуют себя на дороге более спокойней и уверенней. Они могут легко справляться с любыми дорожными сложностями, избегая серьезных ДТП.

Безусловно, система стабилизации esp не относится к дешевым услугам, именно поэтому стоит накопить денег и позаботиться о своей безопасности. Если рассматривать вариант ремонта автомобиля после серьезных ДТП, то установка системы esp обойдется значительно дешевле. Мы сами заботимся о своей безопасности, а esp только этому способствует.

Видео о ESP

topkin.ru

Что такое ESP? | Автоблог

Итак очередной пост в рубрике «Что такое ……… в автомобиле?«, про ABS и EBD, мы с вами уже поговорили, теперь настало время ESP. И вопрос звучит так: что же такое эта система в автомобиле? Отвечаем……..

Что такое ESP?

ESP (Electronic Stability Program) — если перевести на русский язык то (Противозаносная Система). Надо отметить, что эта система является самой совершенной на сегодняшний день, ибо ABS была изобретена в 70 — е года 20 го века, а первый раз ее установили на автомобили Mersedes Benz W116 (S-класс) и BMW 7-й серии. А вот система ESP появилась только в 1995 году, и создал ее тот же концерн Mersedes, впервые поставили на модели Mercedes-Benz А-класса. Основана полностью на электронике, поэтому с усовершенствованием электроники, усовершенствуется и сама система. Надо заметить, что появление системы у моделей Mercedes — Benz сказывалось не совершенной конструкцией, этих авто, попросту автомобили опрокидывались при резких поворотах, особенно резко эта проблема стояла на автомобилях A — класса. Также надо сказать, что Противозаносная система у разных производителей автомобилей называется по разному, например: у BMW — это ASC+T, у Lexus — это VSC, у  Volvo — STC.

Принцип работы противозаносной системы

В современных системах автомобиля датчики являются как бы общими, поэтому ESP использует те же датчики что и ABS и EBD, однако система имеет ряд своих датчиков, такие как датчики угла, поворота рулевого колеса, боковых ускорений и вертикальных углов, то есть контролирует почти все.

Начинает работать, когда автомобиль уходит в развивающийся занос, то есть когда датчики выявляют несоответствие, между скоростями вращения колес, притормаживает определенное колесо или колеса (иногда используя и ABS) и машина стабилизируется не уходя с курса движения.

Но не смотря на всю практичность системы ESP, она не способна дать 100 % защиты, особенно при большой скорости автомобиля и при плохих дорожных условиях (снег, гололед, дождь или грязь). Если вы переборщили со скоростью, то польза от такой системы сокращается в геометрической прогрессии. И помните не одна даже самая совершенная система не спасет вас при большой скорости.

А сейчас небольшое видео, оно на английском но основные моменты понятны.

На этом все искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

avto-blogger.ru

Вопросум.ру » Что такое ESP в автомобиле?

Electronic Stability Program (ESP) – система безопасности автомобиля, позволяет предотвращать занос или боковое скольжение посредством управления бортовым компьютером момента силы колеса. Система является вспомогательной. Иногда ее называют системой поддержания курсовой устойчивости или противозаносной системой.

Система ESP в работе

Современная ESP связана с ABS, блоком управления двигателем, антипробуксовочной системой. В своей работе она активно использует их компоненты. Структурно система состоит из электронного блока, который контролирует и обрабатывает сигналы, поступающие из датчиков АБС, положения рулевого колеса, давления в тормозной системе.

А основная информация, с которой и работает ESP, поступает с двух собственных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и G-сенсора (датчик поперечного ускорения).  С их помощью система фиксирует возникновение бокового скольжения, определяет его величину и дает сигналы бортовому компьютеру на дальнейшие действия.

В случае заноса, ESP притормаживает колеса, направляя автомобиль по правильной траектории. Одновременно с этим, система дает сигнал на снижение оборотов двигателя. В случае скольжения всех колес, система самостоятельно принимает решения о том, какие тормоза должны сработать. Время реакции системы – 20 миллисекунд. Система способна работать в любых режимах движения и на любых скоростях.

ESP постоянно следит за тем, чтобы поведение автомобиля было схожим с расчетным, заложенным в программе. В случае возникновения несостыковок, контроллер считает это возникновением опасности для автомобиля и подает сигналы на исправление ситуации.

Сигнал на притормаживание подается на гидромодулятор ABS. В случае необходимости снизить обороты и крутящий момент, система дает команду блоку управления двигателем.

Система необходима для водителей-новичков, она действительно способна помочь в сложных ситуациях, но она же может и помешать в редких ситуациях – когда для выхода из заноса нужно поддать газа, а электроника не позволяет этого сделать. Для опытных водителей, чтобы предотвратить подобные ситуации, существует возможность отключения системы. Есть также некоторые модели, которые могут допускать небольшие заносы и скольжения, и в ситуацию вмешиваются только в критических ситуациях.

ESP – одна из важных частей комплекса безопасности автомобиля. Система исправляет промахи в управлении, позволяет выйти из ситуации, в которой водитель без навыков экстремального вождения может  не справиться. Однако не стоит полностью надеяться на электронику – возможности системы не беспредельны. ESP поможет вам предотвратить аварию во многих случаях, но в действительно серьезных ситуациях все ее усилия будут бесполезны, поэтому опыт вождения имеет приоритетное значение.

voprosum.ru

Что такое ESP. Обеспечение безопасности в автомобиле

Многие водители прекрасно знают о том, что автомобиль является источником опасности на дороге. Поэтому очень важно, чтобы все системы безопасности – и активные, и пассивные – находились в отличном состоянии и были способны в случае аварийной ситуации предотвратить самые ужасные последствия. К активным системам в числе прочих, действующих непосредственно во время движения авто, относится и система динамической стабилизации – ESP.

Что такое ESP, и каким образом эта электронная система помогает обеспечивать безопасное движение машины? Это комплекс датчиков угловой скорости и поперечного ускорения (G-сенсор), сигналы с которых поступают в контрольный блок, а он, в свою очередь, проводит анализ данных, и в случае заноса автомобиля дает команду притормозить и снизить тягу двигателя. Он связан с антиблокировочной системой (ABS) и антипробуксовочной (контролирующей тягу), а также с электронной системой управления дроссельной заслонкой.

Когда машина попадает в занос, ESP-система притормаживает движение, задавая транспортному средству нужное направление. Вместе с этим происходит резкое уменьшение оборотов двигателя. Если сразу все колеса начинают скользить, ESP определяет самостоятельно, какие именно тормоза необходимо привести в действие. Реагирует на занос система в течение примерно 20 миллисекунд. Как работает ESP? Ее функциональные возможности не ограничиваются ни скоростью движения автомобиля, ни режимом. В связи с тем, что система полностью основана на электронике, действие ее непрерывно и практически безотказно.

Система ESP (Electronic Stability Programm) отслеживает поведение автомобиля с заложенным программой расчетным движением. Как только возникают несоответствия, подается сигнал о возникновении опасности, и предпринимаются действия для предотвращения аварийной ситуации и выравнивания хода машины. Что такое ESP, мир узнал еще в 1997 году, когда был выпущен автомобиль Mercedes-Benz класса А, хотя разработали ее двумя годами ранее, в 1995 году.

Опытные водители осведомлены о том, что такое ESP, о принципе ее действия, поэтому часто отключают эту функцию на своем автомобиле. Ведь в сложных ситуациях, возникающих на дороге, не всегда необходимо сбавлять обороты, иногда следует «газануть», чтобы выровнять ход машины. А система ESP не позволяет сделать это, действуя по заложенной разработчиками программе. Водитель в этом случае не способен противостоять электронике.

Система ESP хороша для тех водителей, которые еще не имеют большого стажа за рулем. Новички в сложной ситуации теряются в управлении, здесь и приходит на помощь система стабилизации движения. Некоторые ее недавние модели рассчитаны на то, чтобы допускать небольшое скольжение или незначительный занос, но когда ситуация становится близка к критической, все возможности систем активной безопасности движения включаются моментально.

Что такое ESP? Это одна из активных систем, обеспечивающих безопасное движение автомашины. К таковым также относится ABS (антиблокировочная система торможения), AFS (регулирование ручного управления) и другие. В комплексе все системы действуют постоянно во время движения, поэтому и называются активными. Они контролируют перемещение автомобиля по дороге и реагируют на любые изменения показателей датчиков.

Также существует и пассивная защита автомашины. К ней относятся ремни и подушки безопасности, подголовники, также это может быть складывающаяся рулевая колонка, безопасные стекла, мягкая или сминающаяся передняя панель и другие средства. Пассивная система защиты сработает только в момент аварии. Ее назначение – уменьшить негативное воздействие непредвиденных последствий.

Но самая основная защита автомобиля от аварий – это езда в соответствии с правилами дорожного движения. Соблюдение скоростного режима, отказ от управления машиной в нетрезвом состоянии или при усталости и сонливости сбережет не только автомобиль от аварий, но и жизнь водителя и пассажиров.

 

fb.ru

Система курсовой устойчивости ESP как способ избежать заноса

Система курсовой стабилизации автомобиля в движении имеет 20-летнюю историю развития, в течение которой она получила всеобщее признание, и применяется в настоящее время практически на всех моделях современных автомашин. Она предназначена для автоматической корректировки курсового положения автомобиля в условиях заноса.

ESP стабилизирует положение автомобиля в условиях заноса

Каждый производитель автомобильной техники систему курсовой устойчивости на своих моделях называл по-разному. Поэтому она имеет много разных сокращённых наименований, способных ввести в заблуждение неискушённых автолюбителей. Первые автоматы курсовой стабилизации немецких автомобилей Mercedes Benz и BMW получили название Elektronisches Stabilitatsprogramm.

Содержание статьи

ESP и его синонимы

Аббревиатура этого наименования ESP получила самое большое распространение и применяется практически на всех моделях европейских и американских производителей авто. На других моделях можно встретить такие сокращения и названия системы курсовой устойчивости:

  • на моделях Hyundai, Kia, Honda её принято называть Electronic Stability Control ESC;
  • на моделях Rover, Jaguar, BMW устанавливается динамический стабилизатор управления Dynamic Stability Control – DSC;
  • на Volvo она носит название Dynamic Stability Traction Control – DTSC;
  • на японских марках Acura и Honda она получила название Vehicle Stability Assist – VSA;
  • на «Тойотах» применяется наименование Vehicle Stability Control — VSC;
  • такое же оборудование под именем Vehicle Dynamic Control (VDC) используется на авто марки Subaru, Nissan и Infiniti.

Несмотря на большое количество имён, всё это оборудование используется для достижения одной цели – помочь водителю справиться с управлением на скользкой, мокрой или покрытой гравием дороге, где маневрирование автомашины приводит к заносам и потере курса.

Система курсовой устойчивости глазами экспертов

Основная цель этой системы состоит в предотвращении срыва автомобиля в занос и бокового скольжения за счёт изменения передаваемого момента вращения на одно из колёс ведущей пары.При этом происходит предотвращение дальнейшего развития начавшегося заноса и стабилизируется положение машины на траектории перемещения во время выполняемого манёвра на скользкой дороге. В отдельных технических источниках она называется противозаносной системой, потому что такая ESP в автомобиле устраняет заносы и обеспечивает этим устойчивость удержания курса.

Эта картинка хорошо иллюстрирует работу системы ESP, которая удерживает автомобиль в крутом повороте

Действенность использования оборудования автоматической курсовой стабилизации подтверждается научными изысканиями, проведёнными экспертами американского института IIHS. По результатам проведённых исследований было выявлено, что использование ESP в автомашинах, попавших в дорожное происшествие, сократило смертность ДТП от 43 до 56%. Случаи переворачивания авто со смертельным исходом снизились на 77-80%. Автомобиль, оборудованный ESC, имеет значительно меньшую вероятность опрокидывания по сравнению с необорудованным автомобилем.

Данные германских страховых компаний свидетельствуют о том, что 35-40% всех смертельных ДТП могли бы быть предотвращены либо иметь более благоприятный исход, если бы на авто их участников была установлена система курсовой устойчивости. По мнению экспертов, данное оборудование однозначно оказывает помощь автолюбителю в экстремальных ситуациях. Оно во многих случаях является палочкой-выручалочкой малоопытных автолюбителей.

Устройство и работа оборудования ESP

Современное оборудование контроля курсовой стабильности работает в комплексе с системой антиблокировки колёс ABS, заодно используя её механизмы. Единый комплекс этих двух систем работает согласованно, выполняя одновременно несколько процедур по обеспечению безопасного движения автомобиля. Структура системы курсовой устойчивости состоит из:

  • управляющего блока, представляющего собой контроллер, непрерывно сканирующий состояние различных сигнализаторов и считывающий их сигналы;
  • датчики АБС, определяющие скорость вращения колёс;
  • датчики разворота рулевого колеса;
  • датчики давления в цилиндрах тормозов;
  • G-сенсор, прибор чувствительный к боковой скорости и ускорению автомобиля и фиксирующий появление скольжения в боковом направлении.

Таким образом, на входах контроллера постоянно имеется информация о скорости движения, об угле разворота руля, оборотах двигателя, давления в цилиндрах тормоза, об угловой скорости поперечного скольжения и её градиенте. Информация с датчиков непрерывно сравнивается с расчётными данными, запрограммированными в контроллере. При наличии отклонений контроллер вырабатывает корректирующие управляющие сигналы, поступающие на исполнительные механизмы тормозных цилиндров, подтормаживающие соответствующие колёса для возвращения траектории движения автомобиля к расчётной кривой.

Выбор подтормаживающих колёс и степень их торможения определяется системой автоматически и индивидуально, в зависимости от возникающей ситуации. Для автоматического торможения колёс применяется гидравлический модулятор ABS, который создаёт дополнительное давление в тормозных цилиндрах. В то же время в систему подачи топлива на двигатель поступает опережающий сигнал, уменьшающий поступление горючей смеси. В результате одновременно с торможением осуществляется уменьшение вращающего момента, подаваемого на колесо.

Примеры и особенности работы системы ESP

Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на рисунки.

На этой иллюстрации все прекрасно видно и понятно

На данной картинке показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимально допустимой скорости вхождения в крутой вираж на трассе. При повороте руля начинается занос машины. На левом рисунке красным пунктиром показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (машину разворачивает поперёк с выездом на встречную полосу). На правом рисунке красным пунктиром обозначена траектория движения без торможения, когда машину выносит в кювет. Зелёной линией и факелами на обеих картинках обозначены траектория движения автомобиля, оборудованного системой ESC, и колёса, которые автоматически подтормаживаются системой при появлении заноса.

Благодаря выборочному торможению системы ESP происходит стабилизация направления движения автомобиля

Система контроля срабатывает и действует в любых ситуациях, будь то разгон, накат или торможение. Алгоритм работы схемы контроля определяется возникающей ситуацией и системой привода колёс. Например, если при повороте машины влево срабатывает датчик заноса заднего моста, то ESC сокращает подачу топлива в двигатель и замедляет скорость. Если данная мера не устраняет занос, то происходит частичное торможение переднего правого колеса. За этой операцией следует дальнейшее действие по установленной программе, пока не будет устранено возникшее боковое скольжение задних колёс.

В ESP предусмотрена возможность регулирования трансмиссии в автомобилях с электронным управлением АКПП. В таких автомобилях происходит автоматическое переключение на низшую передачу при появлении скольжения по аналогии с зимним способом вождения. Опытные водители, которые привыкли ездить на предельных скоростях и возможностях, отмечают, что система стабилизации курса мешает водить автомашину в таком режиме.

Система стабилизации машины ESP. Принципы управления

Такие ситуации могут возникать в определённые моменты, когда требуется увеличить тягу двигателя, а система контроля наоборот уменьшает её, устраняя скольжение автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить контрольную систему и осуществлять полностью ручное управление автомашиной.

Оборудование автоматической стабилизации курса входит в бортовой комплекс активной безопасности машины. Основное достоинство системы в том, что оборудованный ею автомобиль становится более послушным и нетребовательным к квалификации водителя. От него требуется только поворачивать руль, а система уже дальше самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения манёвра.

Однако всегда нужно помнить, что эта система также имеет пределы своих возможностей. При слишком большой скорости или слишком маленьком радиусе поворота даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти машину от неконтролируемого заноса и перево

avtomotoprof.ru