LADA 2108 (2109, 21099) — описание модели. 2108 ваз вики


ВАЗ-2108 — Энциклопедия журнала "За рулем"

ВАЗ-2108
Технические характеристики:
кузов хетчбек
количество дверей 3
количество мест 4
длина 4006 мм
ширина 1620 мм
высота 1335 мм
колесная база 2460 мм
колея передняя 1400 мм
колея задняя 1370 мм
дорожный просвет 160 мм
объем багажника 330 л
расположение двигателя спереди поперечно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный (инжекторный), четырехтактный
объем двигателя 1499 см3
Мощность 78/5400 л.с. при об/мин
Крутящий момент 116/3000 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырех- пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задняя с пружинами и с продольными рычагами, соединенными поперечной балкой
Амортизаторы гидравлические, поршневые, двустороннего действия
Тормоза передние дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 8 л/100 км
максимальная скорость 155 км/час
годы производства 1984-2003
тип привода передний
снаряженная масса 1345 кг
разгон 0-100 км/ч  сек

Описание модели

ВАЗ-2108 – второй советский серийный переднеприводный легковой автомобиль (первым был ЛуАЗ-969В в 1967году) и первый отечественный трехдверный хэтчбек. Модель была представлена в 1984 году и явилась основой для появления модельной гаммы «Самара/Спутник». Семейство включало автомобили с кузовами седан, трех- и пятидверный хетчбек, а также послужило базой для появления многочисленных мелкосерийных автомобилей (коммерческие ВИС, спортивные Лада Ралли, кабриолеты Наташа и т.д) Автомобили комплектовались несколькими видами двигателей, в том числе, с электронной системой впрыска, а так же роторно-поршневым двигателем Ванкеля. В период с 1997 по 2005 год семейство было модернизировано до версии «Самара-2». Официально производство модели ВАЗ-2108 прекратили в 2005-ом, однако ВАЗ-2113, пришедший ему на смену, является лишь рестайлинговой версией этого автомобиля и продолжает выпускаться. Всего было произведено около 900 тысяч «восьмерок», часть из них поставлялась на экспорт.

История появления модели

Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

ЗР 1984 №1 стр 05

ЗР 1984 №12 стр 06

Несмотря на начавшееся распространение переднего привода по всему миру, советские автомобилестроители относились к нему поначалу весьма скептически. Особые опасения вызывала возможность выпуска в СССР технологически-сложных комплектующих, вроде шарниров угловых скоростей. Очевидным было и то, что перспективному семейству необходим принципиально новый кузов. Классическое семейство, берущее начало от ФИАТ-124 стремительно устаревало, даже будучи модернизированным до версии ВАЗ-2105 - ВАЗ-2107. Любопытно, что имя "Самара" первоначально предназначалось для западного рынка, а для внутреннего было придумано название "Спутник", но оно «не пошло», и вскоре все автомобили семейства получили шильдики «Самара» на задней двери.

Для отечественного автомобилестроения проект развивался весьма быстрыми темпами. Если в 1975 году было принято принципиальное решение о сотрудничестве, то уже в 1978 году построен первый образец, а в 1984 году автомобиль пошел в серийное производство. Интересно, что с этим первым образцом произошел казус. Машину собрали аккурат 31 декабря 1978 года, но завести двигатель тогда не удалось. Однако уже 2 ого января 1979 года конструкторы вновь приступили к испытаниям. Машину разрабатывали по принятой немецкой системе. Проекту было присвоено наименование «Гамма», а каждому новому образцу серия с двумя нулями – 100, 200 и 300. Первая цифра серии отражала готовность того или иного экземпляра к серийному производству. При этом необходимо учитывать, что координация трех инжиниринговых площадок: Тольятти, Штутгарт и Турин проводилась без использования современных технологий передачи данных. Между тремя городами все время «курсировали» командированные специалисты разных компаний.

Наконец, в 1984 году производится опытная партия автомобилей. Журнал «За Рулем» подробно освещает это событие на своих страницах:

...Собственно, ВАЗ 2108 не просто новая машина, а первая модель принципиально нового по конструкции семейства автомобилей. Когда в 1978 году было утверждено а него техническое задание, предпочтение было отдано компоновочной схеме с передними ведущими колесами… …Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ 2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы...

ЗР 1984 №11 стр 06

ЗР 1984 №11 стр 07

Во время испытаний на брусчатке отвалилась задняя подвеска. Начало восьмидесятых, вместо передка - камуфлирующая накладка

Испытатели вспоминали, что некоторые водители попадали в кювет, завидев на дороге такое чудо

Сотрудничество с Porsсhe

Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров. Велись переговоры с несколькими компаниями, но, в конечном счете, в качестве основного партнера была выбрана немецкая Porsche.Вот как описывает принятие решения о сотрудничестве главный конструктор ВАЗа в 1975 – 1996 гг. Георгий Константинович Мирзоев в книге «Высокой мысли пламень»:

В 1975 году президент фирмы «Порше» Э. Фурманн встретился с В. Поляковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать. В результате родилось соглашение между ВАЗом и фирмой «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР.

Работа с партнером была рассчитана на три года, (1976-1978 гг.), плата составляла 500 тысяч дойчмарок в год. Помимо разработки «восьмерки», специалисты Porsсhe предложили прототип Нивы с алюминиевыми деталями оперения, модернизацию ВАЗ-2103, а также наработки по двигателям. В течение двух с половиной лет на Porsche находилась постоянно меняющаяся по составу группа специалистов ВАЗа, что позволяло инженерам и дизайнерам получать необходимый опыт и навыки для создания новой модели. В качестве консультантов по технологии производства, была привлечена дочерняя фирма ФИАТа UTS, хорошо знакомая с ВАЗом ещё по проекту ВАЗ-2101

Однако были ещё и десятки предприятий – поставщиков комплектующих по всей Европе. Можно сказать, что проект был международным. Ставки были высоки. Последним завоеванием ВАЗа в Европе тогда была Нива , которая разошлась по всему миру тиражом более 500 тысяч экземпляров и новая модель не должна была «ударить в грязь лицом».В отличие от «начинки», к дизайну Спутника западные специалисты не имели никакого отношения. Образ рождался постепенно, и на этапе эскизной проработки экстерьером передней части напоминал даже американские Понтиаки тех лет.

Образец 1978 года и коллектив его создателей.

Обратите внимание на утопленные в боковины ручки дверей - позже от этого решения отказались. Существовала легенда, будто бы некий русский эмигрант с Порше подарил нашим инженерам ручку от модели 924. Впрочем, такие мифы не лишены оснований. Помимо очевидных плюсов, которое давало сотрудничество с мировым грандом инжиниринга, наша бюрократическая система часто «сбоила» и рождала неприятные прецеденты.

Вспоминает испытатель Константин Кукушкин:…Предложенная фирмой конструкция боковой двери никак не хотела укладываться в норму. В. Филимонов и я долго бились с провисанием двери, переработав несколько вариантов. В результате поиска получилась дверь, отвечающая всем нормам, и при этом на 200 г легче.Об этом были написаны соответствующие отчёты и «форганги» Но нас по-прежнему заставляли «мучить» конструкцию, разработанную фирмой.Когда же её в конце концов окончательно забраковали, фирма предложила новую – нашу, изготовленную нами год назад, прилизав её и облагородив внутреннюю панель. Дверь была принята как предложение фирмы!...

Бывали и забавные ситуации. Специалисты Порше предложили поставить соответствующий шильдик на тех деталях, к которым приложили руку. Однако советская сторона отказалась, и в итоге об участии именитой фирмы в создании автомобиля напоминали лишь заметки в журналах: «При участии немецких специалистов…»

Помимо разработки самого автомобиля и постановки его на производство, предстояло решить ещё массу организационных вопросов в отношении поставщиков. Ниже один из показательных примеров.

Вспоминает технолог А.Зевакин: …С изготовлением остекления для новых автомобилей ВАЗ-2108 на Борском стеклозаводе сложностей было немало. Ветровое стекло и стекло двери задка были приняты к изготовлению без особых возражений. А вот освоение опускных стёкол дверей и окон боковины встретило сильное сопротивление стекольщиков… …И только благодаря вмешательству Г. Мирзоева, который сумел договориться с их московским Главком, завод дал согласие изготовить пробную партию стёкол...

Такие проблемы были со многими комплектующими. Резиновые уплотнители для стекол, ударопоглащающие бамперы из стеклонаполненного полиуретана - все давалось «с боем». Советская промышленность по многим направлениям выходила с «восьмеркой» на новый уровень производства, но уровень этот давался очень нелегко.

Первоначально, семейство должно было включать в себя модели с двумя типами кузовов (трех- и пятидверный хэтчбек ) и тремя двигателями объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра, однако позже стала понятна и необходимость освоения седана , которое растянулось до 1990-ого года. Кроме того, на базе ВАЗ-2108 было создано целое семейство спортивных модификаций , а так же построены различные концепты

Автомобили-конкуренты

Seat Rondo (1982-1986)

Skoda Favorit (1987-1995) - аналог "девятки" даже внешне

В 1989 году «За рулем» «с некоторыми сокращениями» приводит тест английского журнала «Car», проведшего тест Форда Эскорта и «Восьмерки»

А вот тест журнала «Motor» со страницы diecast43 в ЖЖ

Экспорт и окончание производства

В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.

Lada Natasha

На автосалоне кроме вышеупомянутой Lada Natasha, фирма представила также рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л.с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала за рубежом определенную популярность.

После успеха Scaldia Volga и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, выпускает модель Lada Konelia. Она оснащала свои Лады альтернативной оптикой. Кстати, данное оформление передка напоминает ранние эскизы Пашко, приведенные выше.

Lada Konelia (Konela)в журнальной статье

Lada Konelia

Так как ВАЗ-2108 был не только автомобилем для внутреннего рынка, но и для внешнего, ему требовалась серьезная рекламная компания. Для продвижения новой модели фирма «Автоэкспорт» использовала самые передовые технологии – и рекламу в автомобильных изданиях, и создание видео – роликов и, конечно же, формирование спортивного имиджа марки. На этом стоит остановиться подробнее.

Французская реклама Самары

К началу девяностых передовая модель АвтоВАЗа начинает устаревать и завод теряет экспортные рынки. Если в 1988 году АвтоВАЗ поставил за рубеж 306 641 автомобиль, то в 2008 году на экспорт было поставлено 106 562 штук. Однако данная статистика лукавит, т.к. до 80% поставок приходится на страны бывшего СССР, которые по понятным причинам раньше не считались экспортными рынками.

Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.

В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля

Полезные ссылки

Модификации ВАЗ-2108Подробные ТТХ Спортивные модификации ВАЗ-2108 Экспериментальные модели ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 ВАЗ-21099 ВАЗ-2113-2115 Ремонт ВАЗ-2108-21099

Книга "Высокой Мысли Пламень"Сайт АвтоВАЗа ]

Статья подготовлена при участии Александра Астапенкова

wiki.zr.ru

2108 - это... Что такое ВАЗ-2108?

У этого термина существуют и другие значения, см. Восьмёрка.

ВАЗ-2108

Общие данные

ВАЗ — 21081
Производитель: ВАЗ
Марка: ВАЗ — 21081
Тип: бензиновый,карбюраторный
Объём: 1100 см3
Максимальная мощность: 54 л.с. (40 кВт [54 л.с. по ГОСТ 8.417]), при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 79 Н·м, при 3600 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 60.6 мм
Система питания: карбюратор
Рекомендованное топливо: АИ-91
ВАЗ — 2108
Производитель: ВАЗ
Марка: ВАЗ — 2108
Тип: бензиновый,карбюраторный
Объём: 1289 см3
Максимальная мощность: 65 л.с. (48,1 кВт ), при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 94 Н·м, при 3600 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 150 км/час
Расход топлива на трассе: 5,4 л/100 км
Экологические нормы: На части машин-нормы токсичности США 1984 г.
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 71 мм
Cтепень сжатия: 9,6
Система питания: карбюратор
Рекомендованное топливо: АИ-93
ВАЗ — 2111
Производитель: ВАЗ
Марка: ВАЗ — 2111
Тип: бензиновый
Объём: 1499,8 см3
Максимальная мощность: 71 л.с. (58 кВт [79 л.с. по ГОСТ 8.417]), при 5400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 115 Н·м, при 3000 об/мин
Конфигурация: L4
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 165 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 7.8 л/100 км
Расход топлива при городском цикле: 8.2 л/100 км
Расход топлива на трассе: 7.4 л/100 км
Диаметр цилиндра: 82 мм
Ход поршня: 71 мм
Система питания: инжектор
Рекомендованное топливо: АИ-95
ВАЗ — 21084
Производитель: ВАЗ
Марка: ВАЗ — 21084
Тип: бензиновый,карбюраторный
Объём: 1600 см3
Максимальная мощность: 82 л.с. (60,7 кВт ), при 5800 об/мин
Максимальный крутящий момент: 125 Н·м, при 3700 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 82 мм
Ход поршня: 74,8 мм
Система питания: карбюратор
Рекомендованное топливо: АИ-95
ВАЗ — 2108-91
Производитель: ВАЗ
Марка: ВАЗ — 2108-91
Тип: РПД
Объём: 1308 см3
Максимальная мощность: 140 л.с. (103,6 кВт ), при 6000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 186 Н·м, при 4500 об/мин
Конфигурация: W2
Цилиндров: 2
Клапанов: 4
Макс. скорость: 200 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 10 л/100 км
Расход топлива при городском цикле: 12,5 л/100 км
Расход топлива на трассе: 7 л/100 км
Cтепень сжатия: 9,4
Система питания: карбюратор
Рекомендованное топливо: АИ-95

ручная (Мануальная), 4/5 ступенчатая

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1360 мм
Колея передняя: 1390 мм

Динамические

Разгон до 100 км/ч: 15,0 с. — ВАЗ-21080 (1,5 л.)14,0 с. — ВАЗ 21083i (1,5 л.)8,0 с. — ВАЗ 2108-91 (1,308 л.)

На рынке

Другое

Грузоподъёмность: 425 кг
Расход топлива: 5,7-12,5 л/100 км
Объём бака: 43 л

ВАЗ-2108 «Спутник»/Samara (другое неоф. название «Восьмёрка» или «Зубило») — легковой трехдверный переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984 — 2003 годах. Представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». C 2003 года на конвейере автомобиль заменён моделью ВАЗ-2113.

История

В поисках решений

Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов. При этом даже в условиях европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение силового агрегата и передних ведущих колёс при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 гг. на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей.[1] К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Порше и UTS (сотрудничество ВАЗ и Porsche). Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Проверено 12 января 2012.. Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато в IV квартале 1984 года[2], а в первой половине 1985-го автомобили стали поступать в магазины.

Дизайн

Экстерьер

Первоначально автомобиль выпускался с так называемым "коротким" передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро "отходила" от крыльев и деформировалась от воздействия солнца. Начиная с 1991-го года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины.

Интерьер

С начала выпуска автомобиль комплектовался "низкой" панелью приборов. С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать "высокую" панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и стабилизатора напряжения, а также измененной эргономикой.

Описание конструкции

Кузов

Кузов ВАЗ-2108 имеет трехдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев - 0,7мм, усилителей 1-1,2мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5мм. [3]

Двигатель и коробка передач

На автомобиле установлен четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный или инжекторный двигатель обьема цилиндров 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая коробка передач. Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки передач передается на ведущие колеса через привод передних колёс.

Шасси

Подвеска
Передняя подвеска

На автомобиле установлена подвеска типа "качающаяся свеча" или МакФерсон [4]

Задняя подвеска

На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединенных между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой - на кручение.

Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса - А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б - зеленой. [5]

Рулевой механизм

На автомобиль устанавливается рулевой механизм реечного типа.

Тормозная система

Передний тормозной механизм - дисковый, открытый. Задний - барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. [6]

Электрооборудование

На ВАЗ-2108 применяется однопроводная схема соединений - от источника энергии подходит один провод, а роль второго - выполняет масса автомобиля.

На модификации ВАЗ-21083 устанавливается микропроцессорная система управления двигателем.

Модификации

Серийные

  • ВАЗ-2108 - базовая модель автомобиля с карбюраторным двигателем объемом 1.3 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21081 - модель с дефорсированным двигателем объемом 1.1 литра и 4-х ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21083 - модель с двигателем объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21083-20 - модель с инжекторным двигателем объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21086 - аналогичная базовой экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-21087 - аналогичная модели ВАЗ-21081 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-21088 - аналогичная модели ВАЗ-21083 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-2108-91 - модель с с двухсекционным РПД ВАЗ-415 мощностью 140 л.с., объемом 1308 см3.

Опытные

  • ВАЗ-210834 - В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 - прототип Лада Тарзан
  • ВАЗ-21084 - внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1600 см3. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько измененной головкой и новым коленвалом и распредвалом. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
  • ВАЗ-21085 - модель с инжекторным 16 клапанным двигателем ВАЗ 2112 объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-2108 ИКС - автомобиль - измеритель коэффициента сцепления взлётно-посадочной полосы. По заказу Аэрофлота было выпущено 10 автомобилей. [7]

ВАЗ-2108 в кино

В игровой и сувенирной индустрии

Автомобиль ДПС

Масштабная модель ВАЗ-2108 в масштабе 1:43 с 1989 года по настоящее время выпускается заводом «Тантал», хотя с конца 1990-ых годов, наблюдаются большие нарушения в отливке кузова. К тому же модели от фирмы «Тантал», в большинстве случаев, имеют кривые формы моделей, неподогнанные детали и слабую окраску.

В ноябре 2009 года модель автомобиля ВАЗ-2108 светло-зелёного цвета в масштабе 1:43 вышла в рамках серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини». Судя по многочисленным отзывам пользователей Интернета про данную модель, можно сказать, что модель выполнена в хорошем качестве и максимально приближена к оригиналу.

Масштабная модель 1:43 также выпущена в журнальной серии «Культовые автомобили Польши» («Kultowe auta PRL-u») той же фирмы «DeAgostini». Цвет данной модели — белый.

Также модель производится китайской фирмой Welly для серии Autotime Collection «Русская серия», в масштабе примерно 1:34. Моделька от «Autotime» имеет моторчик на задних колёсах, открывающиеся двери и багажник. Предлагаются различные варианты окраски, в том числе и спецраскраски различных служб. Модель продаётся и под собственным брендом Welly. Среди коллекционеров ценится низко из-за грубоватого исполнения, распространённости и необщепринятого масштаба.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

История ВАЗ-2108 «Лада Самара / Лада Спутник»

Проект ВАЗ-2108 в пластилинеВ конце 70-х годов руководство Волжского завода задумалось о выпуске новых переднеприводных моделей автомобилей.

Несмотря на начавшееся распространение переднего привода по всему миру, советские автомобилестроители относились к нему поначалу весьма скептически. Особые опасения вызывала возможность выпуска в СССР технологически-сложных комплектующих, вроде шарниров угловых скоростей. Очевидным было и то, что перспективному семейству необходим принципиально новый кузов. Классическое семейство, берущее начало от ФИАТ-124 стремительно устаревало, даже будучи модернизированным до версии ВАЗ-2105 - ВАЗ-2107. Любопытно, что имя "Самара" первоначально предназначалось для западного рынка, а для внутреннего было придумано название "Спутник", но оно «не пошло», и вскоре все автомобили семейства получили шильдики «Самара» на задней двери.

Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров.Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров.Благодаря министру автомобильной промышленности СССР были найдены партнеры и АвтоВАЗ подписал договора о сотрудничестве с несколькими европейскими фирмами и основной из них стала Porshe, а в качестве консультантов по технологии производства, была привлечена дочерняя фирма ФИАТа UTS, хорошо знакомая с ВАЗом ещё по проекту ВАЗ-2101. Началась история создания ВАЗ 2108.

В отличие от «начинки», к дизайну Спутника западные специалисты не имели никакого отношения. Образ рождался постепенно, и на этапе эскизной проработки экстерьером передней части напоминал даже американские Понтиаки тех лет. Разработку двигателя проводили совместно со специалистами Porshe. Тормозные механизмы от компании Lucas. Конструкция задней балки от Volkswagen. Также было куплено несколько лицензий других фирм на различные узлы и агрегаты, например стойки, подвеску, рулевое управление и т.д.

ВАЗ-2108 образец 1978 годаИнтересно, что с этим первым образцом произошел казус. Машину собрали аккурат 31 декабря 1978 года, но завести двигатель тогда не удалось. Однако уже 2 ого января 1979 года конструкторы вновь приступили к испытаниям. Машину разрабатывали по принятой немецкой системе. Проекту было присвоено наименование «Гамма», а каждому новому образцу серия с двумя нулями – 100, 200 и 300. Первая цифра серии отражала готовность того или иного экземпляра к серийному производству. При этом необходимо учитывать, что координация трех инжиниринговых площадок: Тольятти, Штутгарт и Турин проводилась без использования современных технологий передачи данных. Между тремя городами все время «курсировали» командированные специалисты разных компаний.В конце декабря 1979 года был выпущен первый опытный образец нового автомобиля ВАЗ 2108.Прототип ВАЗ-2108После этого началась большая и интенсивная работа. И в 1981 году появились прототипы ВАЗ 2108, а в 1984 году была выпущена первая опытная партия восьмёрок.

Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

Во время испытаний на брусчатке отвалилась задняя подвескаКонечно у первых восьмёрок было много мелких "болячек", которые устранялись во время эксплуатации, но по сравнению с "классикой" она была более высокого уровня.ВАЗ 2108 был более обтекаемым, экономичным, имел улучшенное управление, хорошие энергоёмкие бампера, новую систему зажигания и много всего нового.Восьмёрку сразу полюбили и любят до сих пор, особенно спортсмены и любители тюнинга.LADA 2108Модель была представлена в 1984 году и явилась основой для появления модельной гаммы «Самара/Спутник». Семейство включало автомобили с кузовами седан, трех- и пятидверный хетчбек, а также послужило базой для появления многочисленных мелкосерийных автомобилей (коммерческие ВИС, спортивные Лада Ралли, кабриолеты Наташа и т.д) Автомобили комплектовались несколькими видами двигателей, в том числе, с электронной системой впрыска, а так же роторно-поршневым двигателем Ванкеля.

ВАЗ 2108 оснащался четырьмя двигателями:Бензиновый 1,1 л и 53 л.с. модификация 081 шёл на экспорт.Бензиновый 1,3 л и 65 л.с. модификация 08.Бензиновый 1,5 л и 69 л.с. модификация 083 выпускался с 1987 года.Бензиновый 1,5 л и 78 л.с. модификация 083i инжекторный.

Также был разработан роторно-поршневой вариант ВАЗ-415 ограниченной серии. Обьём 1,3 л при мощности в 140 л.с.

Применялся в автоспорте, сейчас трудно найти такой двигатель. Он оснащался 5-и ступенчатой коробкой передач, которую впоследствии ввели в серийное производство.

За время выпуска было выпущенно множество вариантов этой замечательной машины. На наших дорогах встречаются внедорожные модификации, пикапы, за границей кабриолеты, праворульные модели, даже была модификация с 16 клапанным инжектором 1,5 литров ВАЗ 21085.

На базе ВАЗ 21083 и 21213 рарзработали поплноприводный внедорожник ВАЗ-210834 ТАРЗАН

В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля.

В период с 1997 по 2005 год семейство было модернизировано до версии «Самара-2». Официально производство модели ВАЗ-2108 прекратили в 2005-ом, однако ВАЗ-2113, пришедший ему на смену, является лишь рестайлинговой версией этого автомобиля и продолжает выпускаться. Всего было произведено около 900 тысяч «восьмерок», часть из них поставлялась на экспорт.

lada2108.ru

ВАЗ-2108

Салон автомобиля ВАЗ-2108, который рассчитан на 5 человек, как и у всего семейства «Самары», достаточно музыкален, даже после небольшого пробега вся пластмасса в салоне начинает вибрировать и дребезжать, особенно приборная панель и торпедо.

Количество дверей 3, одна из которых дверь багажника открывающаяся вверх. Передние двери, как у автомобилей с кузовом купе, длиннее обычных, однако разместиться на заднем сиденье все же достаточно сложно, а вот для передних пассажиров места предостаточно. Передние сиденья анатомические, которые регулируются в трех направлениях.

На первых автомобилях, выпущенных до 1991 года, был иной дизайн передка, нежели на последних моделях. Фары находились в специальной пластмассовой накладке, из-за которой крылья были укорочены в длину, а капот имел другую форму. Позже от такого дизайна отказались, из-за того, что эта накладка под воздействием солнца начинала деформироваться и отходить от своего первоначального положения. Так же у первых автомобилей отсутствовало правое зеркало, а более низкая панель приборов не имела тахометра, зато присутствовал вольтметр.

Двигатель устанавливался поперечно, на трех эластичных опорах. Вообще автомобили ВАЗ-2108 комплектовались 4-цилиндровыми, рядными двигателями, распредвал у которого располагался на головке цилиндров. В первоначальном варианте это был двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 65 лошадиных сил, а потом, в зависимости от модификации объем двигателя составлял от 1,1 до 1,5 литров. Коробка передач устанавливалась как 4 так и 5-ступенчатая, в зависимости от комплектации автомобиля.

На автомобиль устанавливали передние дисковые тормоза и барабанные задние, независимая подвеска, как передняя, так и задняя, реечное рулевое управление и однопроводная система соединения электрооборудования (от источника энергии проходит один провод, а роль второго играет корпус автомобиля - масса).

russoauto.ru

LADA 2108 (2109, 21099) — описание модели

LADA 2108 – первый российский легковой переднеприводный автомобиль в кузове типа трехдверный хэтчбек, относящийся к классу «В». Автомобиль разработан и выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1984 по 2003 гг.

Разработка переднеприводного автомобиля началась в далеком 1971 году, когда с конвейера только-только сошла «Копейка» - ставшая  классикой завода ВАЗ-2101.

Инженеры и дизайнеры Porsche вносили свои поправки в конструкцию и предлагали свои эскизы

Официально проектирование модели ВАЗ-2108 было запущено в 1977 году, а до этого в период с 1971 по 1977 гг было выпущено несколько опытных образцов машин с передним приводом.

Автомобиль был разработан отечественными специалистами, без прямых заимствований из зарубежного автопрома. Тем не менее, мировой опыт был учтен. Чтобы получить "на выходе" современный автомобиль, способный конкурировать на внешнем рынке, Волжский завод заключил официальный договор с дизайнерами немецкой фирмы Porsche. Инженеры и дизайнеры Porsche вносили свои поправки в конструкцию и предлагали свои  эскизы, вносили необходимые изменения, которые принимались во внимание нашими разработчиками.

Партнеры

 В разработке проекта ВАЗ-2108, кроме Порше, приняли участие и другие фирмы, у которых завод закупил лицензии:  Lucas (Англия) – дисковые тормоза, вакуумный усилитель; Zahnradfabrik (Германия) – реечный механизм руля, синхронизаторы КПП; Automotiv Prodax – сцепление; Hardy Spicer (Англия) – шрусы; Wayassauto – стойки передней подвески и Volkswagen- балка задней подвески.

Двигатель

Не смотря на множество предложений от различных фирм, двигатель для новой модели был разработан специалистами ВАЗа самостоятельно.

Современные комплектующие для построения двигателя были взяты у иностранных партнеров завода: KS (Германия) - поставляла поршни; Riken (Япония) поршневые кольца; Solex (Германия) карбюраторы; Uniroyal (Италия) ремень ГРМ; Elring (Германия) – прокладка ГБЦ, и Sofica (Франция) – радиатор системы охлаждения. В дальнейшем, в период выпуска автомобиля производство всех этих и других деталей было налажено в СССР.

Коробка передач ВАЗ-2108 была первой в истории отечественного автомобилестроения пятиступенчатой МКПП

Полностью готовый базовый двигатель объемом 1.3 л прошел комплексное испытание и доводочные работы у партнеров на фирме Porsche и получил отличные отзывы.

ВАЗ - 2108 (2109, 21099) комплектовался 4-цилиндровым карбюраторным или инжекторным (ВАЗ-21083i 1,5 л) верхнеклапанным мотором объемом: 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации), мощностью соответственно – 53л.с., 65 л.с и 72 л.с. Расход топлива:5,7-12,5 л/100 км. Объём бака: 43 л

КПП

Коробку передач, разработанная конструкторами завода, в отличии от двигателя, пришлось долго "доводить" уже в процессе серийного производства, так как это была первая разработанная в СССР массовая коробка для поперечно расположенного двигателя. Решить возникавшие проблемы также помогли специалисты компании Porsche.

Кстати, "восьмерочная" коробка передач была первой в истории отечественного автомобилестроения пятиступенчатой мкпп.

Первая партия из 2000 ВАЗ-2108 была выпущена в последнем квартале 1984 года, а поступать в магазины автомобили начали в первой половине 1985 года.Конструктивно КПП объединена с главной парой и дифференциалом. Крутящий момент передавался на передние ведущие колеса через полуоси привода.

Кузов

ВАЗ-2108 (2109, 21099) имеют 3 или 5-дверный цельнометаллический сварной кузов. Все узлы и детали, помимо навесных панелей, представляют собой цельную монолитную структуру сваренну точечной контактной сваркой. Дополнительно проварены электродуговой сваркой сильно нагруженные детали кузова. Основные детали кузова сделаны из стали толщиной 0.8 мм, передние крылья (съемные) и панели дверей – 0,7 мм, усилители – 1 -1.2 мм, а мелкие детали – 0.8 – 2.5 мм.

Первоначально на автомобиль устанавливались передние крылья, которые в народе принято называть "короткими". К ним в комплекте шла пластиковая на верхнюю часть передка, которая деформировалась и «отходила» от крыльев. С 1991 года завод перешел на выпуск модификации "с длинным крылом".

У ВАЗ-2108, как и у многих хэтчбеков тех лет, есть один минус - слишком пологая дверь багажного отделения

Габариты кузова, мм: длина/ширина/высота – 4006/1650/1402. Колесная база -2460 мм. Масса: 915 кг

Салон

Салон укомплектован удобными анатомическими сиденьями с базовым запасом регулировок. Сидения заднего ряда не имеют подголовников. Емкость багажного отделения может быть существенно увеличена, если задние сиденья сложить. Запаска находится в нише багажника, что также способствует увеличению места. У ВАЗ-2108, как и у многих хэтчбеков тех лет, есть один минус - слишком пологая дверь багажного отделения, не позволяющая перевозить в автомобиле крупногабаритные предметы. Если положить в багажник большую коробку, дверь придется оставить открытой.

Подвеска

Впереди в ВАЗ2108 применены хорошо зарекомендовавшие себя и дешевые стойки McPherson, независимая с нижними поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости.

Сзади – торсионная балка с амортизаторами и цилиндрическими пружинами. Клиренс: 160 мм

Тормоза

Впереди – дисковые, сзади – барабанные

Модификации на базе LADA 2108

ВАЗ-2109 (пятидверный хэтчбек)

Первая опытно-промышленная партия (на базе ВАЗ -2108) 5-ти дверных хэтчбеков сошла с главного конвейера автозавода в 1986 году.

ВАЗ–21099 (седан)

Выпуск модификации 21099 в кузове седан начался в 1991 году. Все узлы и агрегаты с незначительными изменениями взяты от базовой модели 2108 или от пятидверного хэтчбека 2109.

ВАЗ 21099 всегда считалась более престижным автомобилем по сравнению с "колхозной" девяткой. У ВАЗ 2108, наоборот, имидж всегда был "спортивным" - сказывалось участие трехдверного хэтчбека с более крепким (по сравнению с пятидверным) кузовом в различных спортивных состязаниях - в ралли, кольцевых гонках и тп. Тюнинг "восьмерок" популярен и в наши дни.

Интересные факты о LADA 2108

Автомобиль ВАЗ-2108 (2109, 21099) участвовал в съемках более чем двадцати фильмов: Приморский бульвар, Русский транзит, Классик, Бандитский Петербург, Из Парижа с любовью и др.  Попал автомобиль и на эстраду в песне «Твоя Вишневая Девятка» исполненная группой «Комбинация.

Надежность российского автомобиля продемонстрировал в 1988 году автопробег  Москва -  Лиссабон с участием вишневой «девятки». Спустя 45 часов экипаж финишировал  у ворот столицы Португалии, пройдя расстояние в 4811 км со средней скоростью 107 км/час..

В ряду прочих была выпущена и небольшая партия с постоянным полным приводом (Лада-Виктория), но низкий уровень продаж заставил завод свернуть ее производство. По индивидуальному заказу выпускалась и модель Lada Sport  в оснащении с 8-цилиндровым турбированным двигателем.

Плюсы и минусы в сравнении с одноклассниками

ВАЗ-2108 (2109, 21099) по показателям экономичности двигателя во многом обошла многих своих «одноклассников», повысив свою конкурентоспособность в этом плане, на автомобильном рынке.

Из минусов стоит отметить тот факт, что двигатель объемом 1.3 л на протяжении всего выпуска автомобилей сильно «страдал» от "встречи" клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ (во многих современных ему двигателях разрушения в аналогичной ситуации куда меньше). Этот недостаток почему-то не смутил инженеров Porsche при первых испытаниях; «бомбой замедленного действия» для владельцев была заложена.

Общий недостаток, известный всем владельцам ВАЗ-2108 (2109, 21099), да и их пассажирам, это постоянное напоминание о себе (скрипы, сверчки) всех пластиковых деталей интерьера и, главное, передней панели. При этом, более поздняя, так называемая "высокая" панель оказалась еще хуже своей предшественницы - "низкой" панели, ставившейся на автомобили первых выпусков.

Часто наблюдается обрыв троса сцепления, который, в силу конструктивных ошибок, постепенно перетирается в процессе эксплуатации. Многие бывшие владельцы наверняка вспомнят отваливающиеся ручки дверей и механических стеклоподъемников. 

Цифры и награды

О непреходящей популярности модели говорит тот факт, что из общего числа угнанных авто один составляет  ВАЗ-2108 , 2109, 21099 , а если учесть что доля этих автомобилей составляет 20-25% на дорогах Москвы, то можно сделать вывод, что угонщики до сих пор отдают им предпочтение.

blamper.ru

статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)

История создания

ВАЗ 2108 - советский легковой автомобиль, разработанный на заводе ВАЗ. Серийно выпускался с 1984 по 1999 год. ВАЗ 2108 - первая модель нового переднеприводного семейства завода ВАЗ. Стоит отметить, что данная модель стала эпохальной для советского автопрома, Именно после выпуска "восьмерки" началось массовое производство переднеприводных советских автомобилей.

Тенденция на переднеприводные автомобили начала появляться во всем мире в середине 1970-х. На ВАЗ-е было принято решение о разработке принципиально новой модели, не основанной на узлах и агрегатах FIAT 124. Итальянские коллеги отказались сотрудничать по новой переднеприводной машине и вазовцам пришлось искать новых партнеров. В их лице выступила компания "Порше". Первый опытный образец ВАЗ 2108 увидел свет 31 декабря 1978 года. Модель выглядела крайне прогрессивной. В ней было многое: независимая подвеска всех колес, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания и, самое главное, передний привод. В последующие годы шла активная разработка новой модели.

Было заключено несколько лицензионных соглашений с зарубежными фирмами по шасси. В 1981 появились опытные автомобили, носящие индекс 2108. Машина получила кузов типа трехдверный хэтчбэк, переднюю подвеску типа "Мак-Ферсон", поглощающие энергию удара пластмассовые бампера и алюминиевые двери и капот. Активные работы над моделью позволили уже в 1984 собрать первую опытно-промышленную серию автомобилей. ВАЗ 2108 был комфортнее и экономичнее своих заднеприводных собратьев. Для внутреннего рынка модель получила наименование "Спутник", а на экспорт шла под именем "Самара". Позднее имя "Самара" вытеснит имя "Спутник" и на внутреннем рынке.

Модель имела достойную стандартную комплектацию. Передние сидения имели регулировку в трех плоскостях, а заднее сидение могло раскладываться для погрузки габаритного груза. С начала 1990-х на модели семейства "Самара" ставили разные приборные панели. "Люксовый" вариант доставался инжекторным версиям автомобилей, в то время как карбюраторные модели комплектовались так называемой "низкой" панелью приборов. Позднее останется единственный, "люксовый" вариант.

В 1990 году был проведен рестайлинг модели. Изначально спереди модель имела пластиковый "клюв", от которого решили избавиться, увеличив длину передних крыльев. Рестайлинговые версии получили в шоферской среде название "длинное крыло". Автомобили ВАЗ 2108 поставлялись на экспорт. Существовали модификации со специальными двигателями и даже с правым расположением органов управления. Некоторые зарубежные фирмы делали на основе "восьмерки" кабриолеты и фургоны. С 1999 года началась плавная замена моделей «Самара» первого поколения на рестайлинговые модели семейства «Самара 2». Некоторые модификации ВАЗ 2108 продержались на конвейере до 2002 года.

Дизайн

Внешний дизайн модели в середине 1980-х произвел фурор. Автомобиль выглядел очень современно и даже немного спортивно, что подчеркивалось трехдверным типом кузова. Позднее на рынок вышли две другие модели семейства "Самара", получившие не меньшую популярность. ВАЗ 2108 из-за своей формы получил прозвище "зубило", а после рестайлинга копилка народных названий модели пополнилась обозначением "длинное крыло". После рестайлинга автомобиль избавился от пластиковой окантовки на передней части за счет удлиненных передних крыльев. Модель ВАЗ 2108 была одной из самых желанных в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Двигатель

На базовую модификацию ВАЗ 2108 устанавливали экономичный мотор, объемом 1,3 литра и мощностью 65 л.с. Позднее появились модификации с более мощным карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 70 л.с. Экспортные модели комплектовались двигателем объемом 1,1 литра, имевшим мощность 53 л.с. Небольшими партиями под заказ выпускали модификацию с роторными двигателями.

Модификации

ВАЗ-21081 - экспортная модификация с двигателем объемом 1,1 литраВАЗ-21083 - модификация с впрысковым двигателем, объемом 1,5 литраВАЗ-21083-01, ВАЗ-21083-02 - модификации с карбюраторными двигателямиВАЗ-21083-21, ВАЗ-21083-22 - модификации с впрысковыми двигателямиВАЗ-21084 - модификация с двигателем объемом 1,5 литра мощностью 82 л.с.ВАЗ-2108 М - опытная модификация с измененной отделкой — прообраз ВАЗ-2113ВАЗ-2108-91 - модификация с роторным двигателем ВАЗ-415

autoussr.com

История разработки ВАЗ 2108

Первые шаги на пути создания автомобилей с передними ведущими колесами специалисты Волжского автомобильного завода предприняли с самого начала его существования. Развернутые инициативном порядке ( эти работы преследовали цель создать совершенную модель особо малого класса, потребность в которой у нас в стране велика. Ориентация в перспективе на переднеприводную конструкцию в условиях, когда полным ходом шла подготовка производства ВАЗ—2101, требовала достаточной смелости. Тем не менее управление главного конструктора ВАЗа наряду с решением текущих задач сочло необходимым начать работы над принципиально новой машиной.

К тому времени ряд западноевропейских фирм, в том числе ФИАТ, уже выпускали переднеприводные автомобили. Специалисты ВАЗа использовали любую возможность, чтобы получить как можно более полную информацию. Наряду с результатами некоторых экспериментальных работ, уже проводившихся в отечественной промышленности, это явилось исходным материалом для работы в новом направлении.

Первый переднеприводный прототип, ВАЗ—1Э-1101, был изготовлен осенью 1971 года. Его силовой агрегат располагался поперек машины и был скомпонован по так называемой последовательной схеме: первичный вал коробки передач расположен соосно с коленчатым валом. Четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения при рабочем объеме 1000 см3 развивал мощность 45 л. с. Масса ВАЗ— 1Э-1101 составляла 774 кг, длина — 3140 мм, ширина — 1400 мм, база — 2000 мм.

Эти рисунки заводских дизайнеров относятся к ноябрю 1977 года, когда еще только формировался облик будущего ВАЗ— 2108. Но многие решения, в том числе внешнего вида и интерьера, были уже проработаны на опытных машинах ВАЗ—1110 и ВАЗ —4Э-1101. Рисунки В. Пашко

Автомобиль отличали такие технические новшества, как подвеска передних колес типа «Мак-Ферсон», независимая торсионная подвеска задних колес на продольных рычагах, оригинальной конструкции рулевое управление. Для привода передних колес служили полуоси с внешними шарнирами равных угловых скоростей (сдвоенный шарнир Гука) и внутренними двухшиповыми шарнирами. Эта экспериментальная машина прошла полный цикл лабораторно-дорожных испытаний и послужила хорошей основой для последующих работ в области переднего привода.

В дальнейшем был испытан и ряд зарубежных переднеприводных моделей, чтобы оценить достоинства и недостатки их конструкций, долговечность и соответствие нашим эксплуатационным условиям. Ни одна не оказалась стопроцентно пригодной для работы в условиях больших температурных перепадов при сложном дорожном профиле и множестве запыленных участков.

Второй переднеприводный прототип, ВАЗ—2Э-1101, более совершенный по сравнению с предшественником по конструкции и внешнему виду, завод изготовил в 1973 году (тот и другой были показаны на фото в апрельском номере журнале). Кроме этого образца, были собраны для стендовых испытаний кузов и ряд узлов.

Узлы и агрегаты ВАЗ—2Э-1101 в 1974—1975 гг. послужили базой для двух образцов ВАЗ—11011, так называемых автороллеров — автомобилей с упрощенными, утилитарными кузовами, панели которых делали методом гибки. Подготовка этих опытных образцов завершила первый этап работ в области переднего привода.

К наиболее важным итогам исследований в тот период относится подбор типа шарниров равных угловых скоростей. Эта тема была общей для переднеприводных и полноприводных автомобилей (в 1973—1976 гг. полным ходом шла- работа над моделью ВАЗ—2121) и в 1975 году завершилась заключением лицензионного соглашения с английской фирмой «ХардиСпайсер». На его основе в 1976 году ВАЗ приступил к производству шарниров типа «Рцеппа-Бирфильд» для ВАЗ— 2121, а позже эти права были распространены на шарниры для ВАЗ—2108. Отдельно надо остановиться на так называемых автомобилях-носителях ВАЗ—1110. Они существовали в двух экземплярах и представляли собой ВАЗ— 2101 с силовым агрегатом от переднеприводного ФИАТ-128. У носителей была оригинальной и различной ходовая часть. Основная задача, которая ставилась при их создании, состояла в отработке подвесок, рулевого управления, тормозов переднеприводного автомобиля, пригодных для наших дорожных условий, при которых именно ходовая часть, как показали испытания зарубежных машин, была наиболее уязвимым местом.

Последний из прототипов своего рода подготовительного периода — ВАЗ— 4Э-1101 — появился в 1977 году. Он воплотил в себе весь опыт предыдущих поисковых и экспериментальных работ. В конструкции учитывались результаты испытаний десяти зарубежных переднеприводных моделей. Примечательно, что многие из технических решений, заложенных в ВАЗ—4Э-1101, впоследствии получили дальнейшее развитие в серийной модели ВАЗ—2108. Следует отметить, что к этому времени многие ведущие автомобильные фирмы мира («Пежо», «Рено», «Фольксваген», «Форд», японские заводы) вслед за ФИАТом начали переход от классической и заднемоторной компоновок к схеме с передними ведущими колесами и поперечно расположенным силовым агрегатом.

На основе накопленного уже опыта как концепция в целом, так и основные конструктивные решения будущего автомобиля были разработаны в короткие сроки. Проектирование ВАЗ— 2108 начато в мае 1977 года, первый прототип был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Внешность машины (см. рисунок) довольно точно соответствовала общим тенденциям развития формы легковых автомобилей малого класса, так что а ходе отработки конструкции его практически не пришлось корректировать. Испытания первой серии прототипов показали очень высокие эксплуатационные свойства, в том числе безопасность, новой машины. С целью опережающих испытаний двигателя и ходовой части в конце 1979 — начале 1980 года были изготовлены партии носителей типа «Ш» и типа «Д». Первые представляли собой кузов ВАЗ—21011 со смонтированными в нем силовым агрегатом, передней и задней подвеской ВАЗ—2108. Вторые имели классическую компоновку и оснащались только новым двигателем «2108». Носители типа «Д» стали предшественниками модификации ВАЗ—21068 (ВАЗ— 2106 с двигателем ВАЗ—2108), несколько позже поступившей в опытную эксплуатацию. Затем, в 1980 году была собрана вторая серия прототипов. Их лабораторно-дорожные испытания проводились на заводе и в окрестностях Тольятти, а также на автополигоне НАМИ в Дмитрове.

В том же году Минавтопром, имея в виду перспективы экспорта новой модели, подключил ряд западноевропейских фирм к доводке ВАЗ—2108 и приспособлению его к разноречивым требованиям внешних рынков сбыта. Следующая серия прототипов (условное обозначение — серия «100»), в которой уже были учтены замечания и предложения зарубежных партнеров, относится к 1981 году. Каких-либо внешних изменений автомобиль не претерпел, а вот конструкция многих узлов и систем подверглась усовершенствованию. В частности, сделан акцент на безопасности, долговечности, удобстве пользования автомобилем.

Машины были укомплектованы некоторыми лицензионными узлами и деталями.

Образцы этой и последующих серий испытывались по усложненной программе. Как правило, две-три машины проходили на полигоне НАМИ интенсивные ресурсные испытания — за короткое время суммарный пробег доводили до 80 ООО тысяч километров. Они шли практически в течение всего светового дня на скорости, близкой к максимальной. В процессе испытаний удалось выявить и устранить отдельные слабости в конструкции двигателя, системы выпуска. Параллельно с доводочными работами велась подготовка производства, и по технической документации серии «100» уже была заказана часть оборудования для изготовления ВАЗ—2108.

Начиная со следующей серии/ «200» (конец 1981 года) автомобили проходили испытания в разных природно климатических зонах, в частности северные — первоначально е районе Сыктывкара (Коми АССР), а позже в районе Сусумана (Магаданская область). Горные испытания (на Кавказе в районе Орджоникидзе) включали скоростное движение на серпантинах, буксировку прицепа, преодоление горных перевалов. В Туркмении, в районе Чарджоу, проверяли системы терморегулирования двигателя и вентиляции салона, а также эксплуатационные качества автомобиля в целом при повышенных температурах. Это был суровый экзамен для всех его узлов и систем.

По результатам испытаний доработали и улучшили отдельные агрегаты, а том числе изделия зарубежных поставщиков, которые не во всем удовлетворяли нашим условиям эксплуатации.

Последнюю серию прототипов («300») изготовили в конце 1982 — начале 1983 года, - Это фактически такие машины, которые должны были через год сойти с конвейера. Учитывая, что подготовка производства велась параллельно с доводкой автомобиля и к 1983 году вступила в завершающую фазу, на машины серии «300» устанавливали уже многие детали, изготовленные по окончательно отработанной технологии.

Большую роль в доводке автомобиля и отработке его конструкции сыграли участки мелких серий, организованные в каждом из производств завода. Начиная с 1982 года они последовательно наращивали выпуск узлов и деталей нового автомобиля и в 1983 году обеспечили изготовление пятидесяти с лишним образцов для широких эксплуатационных испытаний. Особо отметим вклад полигона НАМИ, где помимо ресурсных проводились испытания на безопасность (методом фронтального удара), а также на коррозионную стойкость кузова и целый ряд других.

Производство товарных автомобилей, как знают читатели, начато в конце 1984 года, а в первой половине 1985-го автомобили стали поступать в магазины.

A. МИЛЛЕР, B. ПАШКО, инженеры УГК ВАЗа

vaz-sputnik.ru